Бессмертный Старицкий28 апреля 2012

Маргарита Тарасова

Постановка:«За двома зайцями»

Режиссер: Вячеслав Стасенко

Премьера состоялась: 14 сентября 2011 г.

Театр: Киевский областной музыкально-драматический театр им. П. Саксаганского

Постановка была продемонстрирована в рамках І Всеукраинского фестиваля молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса, который стартовал 25 апреля 2012 г. в г. Белая Церковь

Молодой режиссер Вячеслав Стасенко, сделав выбор в пользу нестареющей украинской классики, одним махом убил в себе интеллектуала, зачеркнул эстета и зачал стратега. Едва ли найдется на украинских театральных просторах комедия более любимая зрителями и менее растиражированная режиссерами, нежели произведение «За двумя зайцами» Н. Старицкого. Классическая драматургия этого типа, основанная на исконно народном юморе, по-прежнему пользуется огромным спросом у тех и других. Нетребовательный вкус отечественного зрителя, народная любовь к дешевеньким водевильным сюжетам и пикантным шуткам в духе Голохвастого — вот уже сколько лет подряд оплодотворяют отечественный театр многочисленными «Зайцами», «Наталками Полтавками» и прочими конфитюрными постановками.

Игровую пьесу Старицкого трудно испортить, она содержит много комедийных положений, ее шутки проверены и опробованы временем, а сюжет проработан многочисленными театральными и кинематографическими версиями. Задача постановщика в работе с подобным материалом очень проста: довериться драматургу. Незначительные огрехи в таких спектаклях восторженные и снисходительные зрители даже не замечают.

Разумеется, Вячеслав Стасенко, сочетая страх перед провалом с любовью к отечественной классике, отнесся к материалу бережно. Облачив комедию в уже традиционную для нее форму оперетты, режиссер сохранил все сцены и диалоги практически в первозданном виде, сделав только несколько авторских мазков на портрете хрестоматийной пьесы.

Львиная доля успеха в подобных сценических работах принадлежит актерам, а не режиссеру. И эта постановка — не исключение. Прекрасно воспроизвели свои характеры Иван Калиниченко и Надежда Моцна — родители незадачливой Прони Прокоповны. Чета Сирковых в их исполнении обрела свою органику, слаженность и сценическую гармонию.

Голохвастов нашел после броского Олега Борисова своего второго, такого же уникального исполнителя — Сергея Скляренко. Его игра — выше всяких похвал. Кажется, актер настолько растворился в образе, что был Голохвастовым даже в тех моментах, где это не было предусмотрено режиссером. Актер, безусловно, вжился в характер своего героя, перенял его психотип, легко импровизируя в ходе всего действия. Помогла ему в этом и личная фактура, и природная пластика, и работа костюмера. Живой, комичный, авантюрный Голохвастов-Скляренко — точно такой, каким его прописал в своей пьесе Старицкий. Ну, может быть чуточку более привлекательный, нежели того заслуживает его откровенно аморальный герой.

А вот выбор актрисы на роль Прони не столь удачен. Елене Тетерук не хватило меры, точности красок, психологической тонкости. Ее театральная и наигранная Проня, то и дело скатывалась в откровенный фарс. Ей бы представить всех этих глупеньких, наивных и нелепых девочек, жаждущих быть модными любой ценой, над которыми зло подшутил Старицкий, но, увы… Кривляющаяся Проня вызывала смех, но не тот, на который должен бы рассчитывать режиссер и исполнительница.

В целом, Вячеслав Стасенко со Старицким не спорил, только кое-где осторожно ввел новые сцены, потенциальная достоверность которых не вызывает сомнений. Впрочем, Старицкий в любом случае не останется в накладе: его пьесы беспрерывно появляются на разных украинских сценах. И его как драматурга можно поздравить с убедительным бессмертием. Режиссеры в Украине не любят сложностей, предлагаемых Шоу, Ибсеном, Кокто, Камю или Булгаковым. Им не по душе свежий взгляд на драматургию Яблонской или Ворожбит. Знакомый Старицкий, как стоптанные комнатные тапочки, хорошо разношенные режиссерами-предшественниками. Надел — и дома, в своем родном, провинциальном театре.


Другие статьи из этого раздела
  • «Сыроеды»

    Часто смотришь спектакль и вдруг понимаешь, что это никому не нужно. То есть, безусловно, одним необходимо работать, а другим — развлекаться, но не более того. На профессиональной сцене однотонные спектакли отстреливают от зубов профессиональные однотонные актеры. Смотреть же на студенческие работы зачастую страшно — всеми силами стараешься простить инфантилизм. Нет на свете совершенства. Однако, еще не протоптав глубокую тропинку к секрету собственного вдохновения, учащиеся актеры заряжены необузданной энергией, они еще не играли сотый спектакль, и оступаются на сцене, наивно краснея, непосредственно выдавая свое волнение.
  • Неправдоподобие будущего

    После «Трансформеров», «Матрицы», 3-D технологий наблюдать за маломасштабным действием, где бегает несколько роботов-ходулистов и люди в костюмах из папье-маше не очень интересно. Ты ждешь от уличного представления чуда,  — а чуда не происходит. Вероятно, реальность будущего тяжело и дорого создать средствами уличного зрелищного театра. Ведь, по большому счету-то, должны летать машины над головами, вестись перестрелки лазерным оружием, а мега-мозг должен парить над площадью, нависая над нею своими липкими щупальцами.
  • Территория. Начало

    Фестиваль «Территория» — это и есть территория свободы в Москве. Театр здесь свободен от массового зрителя и от рамок искусства. Смешивая жанры, техники и методы, фестиваль в какой-то мере задает тон театрального развития. Первые два года этот подчеркнуто урбанистический проект существовал с созвучными подзаголовками-темами, как-то «Тело в городе». Третья «Территория» — просто Территория. Ничего лишнего, только Жозеф Надж, «Садори», Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренникови другие.
  • Островско-Чеховская «Бесприданница» Петра Фоменко

    Мастера эпохи Фоменко по-прежнему содержат в себе мощнейший заряд гуманизма, их иносказательность максимально эстетична, а режиссерский язык отличается ювелирной тонкостью. Театр Фоменко — это очень интеллигентный по своей природе, тихий, даже шепчущий театр. Классический текст у Фоменко не подвергается насилию современного лобового прочтения, он, скорее, изысканно, аккуратными мазками интерпретируется, с помощью едва заметных оттенков-акцентов дополняется и плавно переходит в иное идейно-содержательное русло
  • «Римини Протокол». Театр новых форм

    «Римини Протокол» — это театральная группа, созданная в 2000-ом году тремя артистами-экспериментаторами: Хельгардом Хаугом, Даниэлем Ветцелем и Штефаном Каэги. Они известны в Европе своими нестандартными и, на первый взгляд, не театральными постановками. К примеру, одна из их робот заключается в том, что зритель заходит в телефонную кабину и связывается с оператором из Дели. На биеннале в Венеции «Римини Протокол» показали свою новую работу — документальный спектакль об эмигрантах из Казахстана, а также специально для фестиваля в короткий срок создали театральный квест с айподами «Видео-прогулка по Венеции».

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?