ГогольFest 2010: особенности07 сентября 2010

Текст Марыси Никитюк

Вот уже несколько лет подряд киевский сентябрь был тождественен, прежде всего, — ГогольFestу — яркому, едва ли не единственному стоящему культурному событию года. Осень. Киев. Гогольфест. Искусство. Радость. — Такова была ассоциативная цепочка. Но в этом году радость была омрачена: стало ясно, что Арсенал для фестиваля закрыт (с июля по январь здесь идут ремонтные работы), и в этом сезоне фестивальный дом — киностудия им. А. Довженко и разные театральные площадки города. В следующем году, по словам Влада Троицкого, будет другое пространство — лично ГогольFestовское. Где это будет, пока — секрет, но обещанного возвращения в стены Арсенала не произойдет.

Кроме смены уже привычной территории, есть и другие изменения: и без того богатая музыкально, кино-и театральная программа в этом году дополнена видеоартом (VAP-программа), сделанным специально под заказ фестиваля. Театральная программа представлена двумя направлениями, украинским шоу-кейсом — это лучшие постановки прошлого сезона (отчасти рассчитанные на приехавших в Киев продюсеров зарубежных фестивалей) и привезенные зарубежные спектакли (в этом году их меньше, чем в прошлом из-за кризиса и смены территории). На фестиваль приехали также около тридцати гостей — из Авиньона, Эдинбурга, Чеховского фестиваля, Золотой маски.

ГогольFest 2010 ГогольFest 2010

Украинская театральная часть фестиваля этого года широко представлена региональными постановками: из Львова приезжает Театр им. Леся Курбаса с премьерной постановкой «Король Лир» и театр «Воскресиння» с известным уличным представлением «Вишневый сад»; из Запорожья — театр Виктора Попова VIE с трагифарсом «Все, наконец!». Из Венгрии приедет национальный театр им. Д. Ийеша, в котором Аттила Виднянский (воспитанник нашего Института им. Карпенко-Карого) поставил чудесный спектакль «Сын, который стал оленем, крик с ворот таинства», признанный критикой одной из самых красивых постановок. Ивано-Франковский музыкально-драматический театр предложит «Сладкую Дарусю».

Киев представят лучшие режиссеры: Дмитрий Богомазов с премьерой «Крысолов» (по рассказу А. Грина), Лариса Парис с премьерой «Инфанта Исмена» (по эстетскому монологу греческого поэта-драматурга Янниса Рицоса), Влад Троицкий со спектаклем-сном по Пиранделло, и премьерой «Эдип. Собачья будка», Алексей Лисовец и его новая постановка «Куда подует ветер», а также спектакль «Играем Чонкина» — забавное произведение двух актеров Театра на левом берегу Днепра Александра Кобзаря и Андрея Саминина. И, конечно, — Раду Поклитару со своей новой постановкой «Квартет-а-тет».

Коротко о тех постановках фестиваля которые, на наш взгляд, стоит посмотреть:


«Крысолов» Дмитрия Богомазова поставлен по одноименному рассказу Александра Грина. Мрачный серый, голодающий революционный Петербург. Больной тифом герой повествования шатается в поисках девушки, а находит старый заброшенный многоквартирный дом, полный крыс. Крысы имеют свойство превращаться в людей, устраивать балы, вести разговоры полусвета и плести заговоры. Этот непростой литературный текст, написанный от первого лица, Дмитрий Богомазов поручил представить актеру театра им. И. Франко Александру Форманчуку. Александр обыгрывает текст, а на него периодически проецируются картины, рисованные в режиме реального времени (как это будет, посмотрим). Картины, созданные под влиянием хмурых и злых офортов Гойи «Капричос».

4 сентября, 13:00 — 14:00

Театр «Вильна сцена», ул. Гончара, 71

Львовский театр им. Леся Курбаса покажет свою премьеру «Король Лир», созданную совместно курбасовцами и туркменским режиссером Овлякули Хаджакули.

Это первое обращение философско-эпического (не признающего мелких тем и мелких спектаклей) театра к Шекспиру под руководством одного из лучших режиссеров Средней Азии и, к сожалению, неудачное. Странствующий суфий Овлякули Ходжакули создал с курбасовцами Восточно-Западного Лира, поместив его в абстрактное пространство идей, где моралитэ преобладает над драматическим действием.

4 сентября, 18:00–21:00,

Театральная сцена на киностудии им. Довженко.

Официально открыло фестиваль представление на Майдане Независимости каталонской театрально-перформативной группы «Ла Фура дель Баус». Испанизированный немец Юрген Мюллер — постановщик «Фуры» — специализируется по масштабным и метафоричным уличным спектаклям, он.

Фото с открытия можно посмотреть здесь.

4 сентября, 21:00–22:00, Майдан Независимости

Шоу-открытие на Майдане Независимости Шоу-открытие на Майдане Независимости

«Эдип» Влада Троицкого— четвертая вариация уже известного киевской публике спектакля. При попытке перенести прошлогоднюю чудесную постановку из стен уже чужого Арсенала в стены всегда родного «ДАХа» появилась еще одна часть спектакля, собственно, — «Собачья будка».

Первый акт «Собачьей будки» — это своеобразная, несколько грубоватая метафора украинских реалий, второй акт постановки — собственно «Эдип», сюжет которого известен.

6 сентября, 14:00–15:00

Театр «ДАХ», ул. Красноармейская, 136 (Большая Васильковская, 136, м. Лыбидская)

В ноябре 2009-го года актриса Лариса Парис совместно с режиссером Юрком Яценко открыли в Киеве «Студию Парис», которая в рамках ГогольFestа покажет свой новый моноспектакль по монологу греческого поэта-драматурга Янниса Рицоса «Исмена». Это рассказ от имени безызвестной сестры Антигоны, Исмены, имя которой потерялось на фоне ярких эксцентричных трагедий Эдипового рода. Сила Исмены — в ее приятии жизни, в любви к настоящему, а не к выдуманному, как у Антигоны, ее трагедия — в самом течении жизни. В этом монологе все те, кого мы считали сильными, окажутся слабыми беглецами, а имя той, которую мы не знаем, — вспыхнет с неожиданной силой.

7 сентября 16:00–17:00

Студия Парис, ул. Гарматная, 4

Лариса Парис. Фото Ольги Закревской Лариса Парис. Фото Ольги Закревской

Спектакль «Сын, который стал оленем — крик из ворот таинств» — это давняя постановка Аттилы Виднянского, ее показывали еще в 2003-м году на театральном фестивале «Платформа» в Харькове. Это постановка-оратория, притча на основе одноименной поэмы венгерского классика современной поэзии Ференца Юхаса рассказывает о том, как сын уходит от своей матери, от своих корней, отправляясь в город, а затем пытается вернуться в прошлое. Это сложное, но красивое произведение-медитация, произведение-размышление. Жаль только, что венгерский знают далеко не все.

7 сентября, 19:00–21:20

Театральная сцена на Киностудии Довженко

«Сын, который стал оленем — крик из ворот таинств» «Сын, который стал оленем — крик из ворот таинств»

Интересно будет взглянуть на итальянский Театр атлетического танца KATAKLТ, который в 1995-ом основала Джулия Стациоли в Милане. Этот коллектив делает спектакли-зрелища практически без слов. «Антология», привезенная на фестиваль, скорее всего, окажется визуально красивым и захватывающим зрелищем.

8 сентября, 19:00–20:00,

Концертная сцена Киностудии Довженко

Театр Танца представлен на фестивале премьерой Раду Поклитару «Квартет-а-тет», поставленным по заказу Эйндховенского «Парк-театра». Это одноактный балет-притча для четырех танцоров.

8 сентября, 21:00–22:30

8-ой павильон, киностудия Довженко

О хулиганской постановке про бравого и несмышленого солдата Красной Армии Ивана Чонкина мы уже писали. Со времени премьеры спектакль возмужал, раскрепостился, стал еще более отчаянным и еще более смешным. Правда, поскольку в «Играем Чонкина» режиссерами Александром Кобзарем и Андреем Самининым много отдано импровизации, то спектакль на спектакль не приходится.

9 сентября, 19:00–22:00

Театр на левом берегу Днепра, проспект Броварской, 25

Кто не выдел «Куда подует ветер», последнюю постановку Алексея Лисовца по пьесе Луиджи Пиранделло «Лиола», может наверстать упущенное 11 сентября. Об этом замечательном спектакле мы тоже уже писали. Остается только пожелать, чтобы следующая театральная работа А. Лисовца не заставила себя снова долго ждать.

11 сентября, 19:00 — 22:00

Театр на левом берегу Днепра, проспект Броварской, 25

Наверное, самой интересной постановкой ГогольFestа станет показанный в последний день фестиваля лауреат престижной российской театральной премии «Золотая Маска» спектакль «Жизнь удалась». Это жесткий (и матерный) спектакль в постановке новодрамовца Михаила Угарова по пьесе скандального белорусского драматурга Павла Пряжко.

«Жизнь удалась» воспроизводит трагедию чувств, тотального непонимания и несоответствия на фоне социального дна. Ее герои далеки от героического, их трагедии — в их прозаизме. «Жизнь удалась» — один из самых важных спектаклей прошедшего театрального сезона Москвы.

12 сентября, 17:00–19:00

Театральная сцена на Киностудии Довженко


Другие статьи из этого раздела
  • Любов — гра… декорацій

    Стрижневим мотивом постановки є кохання, що переслідує героїв, не приносячи їм щастя. Воно має чимало складних іпостасей: це кохання-пекло і кохання-гріх, кохання-забавка і кохання-самоствердження. На його руїнах ніхто з героїв так і не зміг побудувати власного майбутнього, і тому дія спектаклю розгортається на фоні декорацій недобудованого дому, розкиданих цеглин і повітряного змія — символу бажаної і нездійсненної легкості буття
  • Истина в пиве, радость — в кабаке

    Смешной и остроумный балет In pivo veritas, свою последнюю премьеру, Киев модерн-балет показал под занавес сезона 25-го мая, оставив многих, не попавших на спектакль, в интриге аж до осени. «Истина в пиве» — под таким забавным перифразом остроумного изречения древнеримского историка Плиния Старшего: «истина в вине», Раду Поклитару создал разудалое интеллектуальное зрелище на мотивы ирландского фолька и музыки эпохи Ренессанса
  • Собор, музика та білий рояль

    Концертне виконання мюзиклу Notre Dame de Paris від майстерні Данко Йорданова в Києві
  • Львовские ритуальные профанации

    Туркменский режиссер и любимец прессы Овлякули Ходжакули по заказу театра Курбаса поставил Шекспира. Жили они себе спокойно во Львове двадцать лет без этого Творца и могли бы еще столько же прожить — никто бы и не заметил (речь идет о Ходжакули, конечно, а не о Шекспире). Кто у кого пошел на поводу, театр у режиссера или режиссер у театра,  — непонятно, но получился абстрактный спектакль в стиле ритуального театра ни о чем, ни о ком и, собственно, ни для кого.
  • На  «Перекрестке»

    Новый балет «Перекресток» стал настоящим скрещением новых идей и творческих усилий нескольких выдающихся творцов. Впервые в Украине для одного проекта собрались лучшие: Раду Поклитару — хореограф, Мирослав Скорык — композитор и дирижер, Александр Друганов — график и сценограф.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?