Что видел Гоголь, сидя на берегу05 апреля 2009

Текст Марыси Никитюк

Фото Ольги Закревской

Смотреть полный фотоотчет

Первого апреля в усадьбе Николая Гоголя — Гоголево — отмечали день рождения писателя: Владислав Троицкий организовал специфический open-air и перформанс на воде. К сожалению, гуляние смогли увидеть немногие: местные жители, журналисты и театральная общественность. Три автобуса зрителей были доставлены в родные места Николая Гоголя из Киева.

Днем взорам открывались деревянные и соломенные тотемные чудовища, напоминавшие сердитых и злых жрецов майя. По берегу расхаживали колоритные актеры «ДАХа» в соломенных одеждах и носах. А с наступлением темноты начался сам перформанс.

Игорь Постолов, актер ДАХА встречает гостей Игорь Постолов, актер ДАХА встречает гостей

Гоголевско-Троицкий городок тотемных чудищ подготовленных для сожжения Гоголевско-Троицкий городок тотемных чудищ подготовленных для сожжения

Зрителей перевезли на другой берег озера, того самого, которое принимало в свои воды гоголевских утопленниц, на котором плясали черти и где водилась всякая нечисть. Все действие происходило на воде и на противоположном берегу, являясь как бы моделью мира, который мог видеть или представлять в детстве маленький Гоголь, выйдя из дому во двор ночью.

В небе висел яркий, начищенный до блеска полумесяц… и звезды… а внизу, на пирсе, врезающемся в спокойную гладь темной воды, восседала «Дахабраха», отбивая свой шаманский ритм. Вкусный густой воздух, настоящая украинская ночь и нагнетенный мистицизм уже не от Гоголя, а от Троицкого — современное искусство в основном концентрируется на атмосфере.

Дахабраха Дахабраха

Не обошлось, правда, без излишеств — как только «Дахабраха» начала петь, через все озеро в сторону зрителей поплыл экран телевизора, на котором показывали черно-белый гротескный мультик. Он отвлекал.

Три плоские деревянные фигуры плавали от берега к берегу, бесшумно скользили две лодки, в которых неподвижно восседали гоголи в масках ─ те самые петербургские чиновнички, которыми так уместно населил Троицкий свою литургию «Смерть Гоголя» на первом Гогольфесте. И все это под протяжное церковное хоровое пение.

Потом гоголи в масках и черных семинарских одеждах плыли в темноту озера и, трогательно раскачиваясь, махали на прощание руками ─ один из самых эффектных моментов перформанса. Было в этом жесте много душевной доброты, лирики и вместе с тем гоголевского черного юмора — куда уплывали наивные добрые гоголи? ─ В темноту.

В ультрафиолетовом свете зажглись кресты с могил, вереницей легких повитруль в розовых конусных юбках пронеслись актрисы — мистические образы демонического украинского фольклора. Утопленницы в красных, светящихся ультрафиолетом качелях раскачивались над водой, отбивала ритмы барабанов «Дахабраха», жгли костры, и через несколько минут страшные тотемные чудища запылали огнем, и весь соломенно-деревянный городок гоголе-троицкой фантазии был сожжен.

Агония мистического мира Агония мистического мира


Другие статьи из этого раздела
  • Обмежені можливості

    Стас Жирков поставив виставу про людські вади, страхи і втрати
  • Время маленьких людей. Без хребта

    Влад Троицкий создал прообраз веб-спектакля по пьесе немецкого драматурга Ингрид Лаузунд. Привычного театрального действия в постановке почти нет, актеры сидят на своих рабочих местах, лицо и руки — это их единственные выразительные средства. Пять человек, общаясь друг с другом с помощью камер, изображают современный офис. Здесь каждый сидит в Гугл-токе, межличностное общение прервано, а коммуникация через машины искривлена ложью, двусмысленностью и паранойей. Готовясь войти в дверь к шефу, сотрудники репетируют движения, чтобы лучше выглядеть. А выходят от него просто без лица — вместо него — кусок теста, или с ножом в спине, или с собственной головой под мышкой
  • Творчий вечір Ади Роговцевої

    8 вересня столичний театр «Сузір’я» відмітив свій двадцять п’ятий — ювілейний — театральний сезон, урочисте відкривши його творчим вечором Ади Роговцевої
  • «Жизнь удалась»

    На закрытие ГогольFestа в Киев привезли нашумевший в Москве экспериментальный спектакль по пьесе эпатажного белорусского драматурга Павла Пряжко «Жизнь удалась». Пряжко пишет систематически и много, это, наверное, потому, что писать он может о чем угодно (да хотя бы о трусах! — пьеса «Трусы» была поставлена в Театр doc.). В Москве его ценят и ждут, а главное — ставят на соответствующих для новой драмы площадках, в Белоруссии — не очень ценят и не спешат ставить
  • «Город грехов» по-русски

    Русская глубинка в антураже вестерна: народец, изолированный от внешнего мира, от безделья, самогона, импортного героина придумал себе свой Голливуд — играет в стрелков-ковбоев. Схема та же: есть хорошие парни, есть плохие, есть председатель, который следит за тем, чтобы поголовье плохих не превышало хороших, есть фермеры и женщины и есть враги — село каннибалов Акимовка.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?