ГогольFest 2010: особенности07 сентября 2010

Текст Марыси Никитюк

Вот уже несколько лет подряд киевский сентябрь был тождественен, прежде всего, — ГогольFestу — яркому, едва ли не единственному стоящему культурному событию года. Осень. Киев. Гогольфест. Искусство. Радость. — Такова была ассоциативная цепочка. Но в этом году радость была омрачена: стало ясно, что Арсенал для фестиваля закрыт (с июля по январь здесь идут ремонтные работы), и в этом сезоне фестивальный дом — киностудия им. А. Довженко и разные театральные площадки города. В следующем году, по словам Влада Троицкого, будет другое пространство — лично ГогольFestовское. Где это будет, пока — секрет, но обещанного возвращения в стены Арсенала не произойдет.

Кроме смены уже привычной территории, есть и другие изменения: и без того богатая музыкально, кино-и театральная программа в этом году дополнена видеоартом (VAP-программа), сделанным специально под заказ фестиваля. Театральная программа представлена двумя направлениями, украинским шоу-кейсом — это лучшие постановки прошлого сезона (отчасти рассчитанные на приехавших в Киев продюсеров зарубежных фестивалей) и привезенные зарубежные спектакли (в этом году их меньше, чем в прошлом из-за кризиса и смены территории). На фестиваль приехали также около тридцати гостей — из Авиньона, Эдинбурга, Чеховского фестиваля, Золотой маски.

ГогольFest 2010 ГогольFest 2010

Украинская театральная часть фестиваля этого года широко представлена региональными постановками: из Львова приезжает Театр им. Леся Курбаса с премьерной постановкой «Король Лир» и театр «Воскресиння» с известным уличным представлением «Вишневый сад»; из Запорожья — театр Виктора Попова VIE с трагифарсом «Все, наконец!». Из Венгрии приедет национальный театр им. Д. Ийеша, в котором Аттила Виднянский (воспитанник нашего Института им. Карпенко-Карого) поставил чудесный спектакль «Сын, который стал оленем, крик с ворот таинства», признанный критикой одной из самых красивых постановок. Ивано-Франковский музыкально-драматический театр предложит «Сладкую Дарусю».

Киев представят лучшие режиссеры: Дмитрий Богомазов с премьерой «Крысолов» (по рассказу А. Грина), Лариса Парис с премьерой «Инфанта Исмена» (по эстетскому монологу греческого поэта-драматурга Янниса Рицоса), Влад Троицкий со спектаклем-сном по Пиранделло, и премьерой «Эдип. Собачья будка», Алексей Лисовец и его новая постановка «Куда подует ветер», а также спектакль «Играем Чонкина» — забавное произведение двух актеров Театра на левом берегу Днепра Александра Кобзаря и Андрея Саминина. И, конечно, — Раду Поклитару со своей новой постановкой «Квартет-а-тет».

Коротко о тех постановках фестиваля которые, на наш взгляд, стоит посмотреть:


«Крысолов» Дмитрия Богомазова поставлен по одноименному рассказу Александра Грина. Мрачный серый, голодающий революционный Петербург. Больной тифом герой повествования шатается в поисках девушки, а находит старый заброшенный многоквартирный дом, полный крыс. Крысы имеют свойство превращаться в людей, устраивать балы, вести разговоры полусвета и плести заговоры. Этот непростой литературный текст, написанный от первого лица, Дмитрий Богомазов поручил представить актеру театра им. И. Франко Александру Форманчуку. Александр обыгрывает текст, а на него периодически проецируются картины, рисованные в режиме реального времени (как это будет, посмотрим). Картины, созданные под влиянием хмурых и злых офортов Гойи «Капричос».

4 сентября, 13:00 — 14:00

Театр «Вильна сцена», ул. Гончара, 71

Львовский театр им. Леся Курбаса покажет свою премьеру «Король Лир», созданную совместно курбасовцами и туркменским режиссером Овлякули Хаджакули.

Это первое обращение философско-эпического (не признающего мелких тем и мелких спектаклей) театра к Шекспиру под руководством одного из лучших режиссеров Средней Азии и, к сожалению, неудачное. Странствующий суфий Овлякули Ходжакули создал с курбасовцами Восточно-Западного Лира, поместив его в абстрактное пространство идей, где моралитэ преобладает над драматическим действием.

4 сентября, 18:00–21:00,

Театральная сцена на киностудии им. Довженко.

Официально открыло фестиваль представление на Майдане Независимости каталонской театрально-перформативной группы «Ла Фура дель Баус». Испанизированный немец Юрген Мюллер — постановщик «Фуры» — специализируется по масштабным и метафоричным уличным спектаклям, он.

Фото с открытия можно посмотреть здесь.

4 сентября, 21:00–22:00, Майдан Независимости

Шоу-открытие на Майдане Независимости Шоу-открытие на Майдане Независимости

«Эдип» Влада Троицкого— четвертая вариация уже известного киевской публике спектакля. При попытке перенести прошлогоднюю чудесную постановку из стен уже чужого Арсенала в стены всегда родного «ДАХа» появилась еще одна часть спектакля, собственно, — «Собачья будка».

Первый акт «Собачьей будки» — это своеобразная, несколько грубоватая метафора украинских реалий, второй акт постановки — собственно «Эдип», сюжет которого известен.

6 сентября, 14:00–15:00

Театр «ДАХ», ул. Красноармейская, 136 (Большая Васильковская, 136, м. Лыбидская)

В ноябре 2009-го года актриса Лариса Парис совместно с режиссером Юрком Яценко открыли в Киеве «Студию Парис», которая в рамках ГогольFestа покажет свой новый моноспектакль по монологу греческого поэта-драматурга Янниса Рицоса «Исмена». Это рассказ от имени безызвестной сестры Антигоны, Исмены, имя которой потерялось на фоне ярких эксцентричных трагедий Эдипового рода. Сила Исмены — в ее приятии жизни, в любви к настоящему, а не к выдуманному, как у Антигоны, ее трагедия — в самом течении жизни. В этом монологе все те, кого мы считали сильными, окажутся слабыми беглецами, а имя той, которую мы не знаем, — вспыхнет с неожиданной силой.

7 сентября 16:00–17:00

Студия Парис, ул. Гарматная, 4

Лариса Парис. Фото Ольги Закревской Лариса Парис. Фото Ольги Закревской

Спектакль «Сын, который стал оленем — крик из ворот таинств» — это давняя постановка Аттилы Виднянского, ее показывали еще в 2003-м году на театральном фестивале «Платформа» в Харькове. Это постановка-оратория, притча на основе одноименной поэмы венгерского классика современной поэзии Ференца Юхаса рассказывает о том, как сын уходит от своей матери, от своих корней, отправляясь в город, а затем пытается вернуться в прошлое. Это сложное, но красивое произведение-медитация, произведение-размышление. Жаль только, что венгерский знают далеко не все.

7 сентября, 19:00–21:20

Театральная сцена на Киностудии Довженко

«Сын, который стал оленем — крик из ворот таинств» «Сын, который стал оленем — крик из ворот таинств»

Интересно будет взглянуть на итальянский Театр атлетического танца KATAKLТ, который в 1995-ом основала Джулия Стациоли в Милане. Этот коллектив делает спектакли-зрелища практически без слов. «Антология», привезенная на фестиваль, скорее всего, окажется визуально красивым и захватывающим зрелищем.

8 сентября, 19:00–20:00,

Концертная сцена Киностудии Довженко

Театр Танца представлен на фестивале премьерой Раду Поклитару «Квартет-а-тет», поставленным по заказу Эйндховенского «Парк-театра». Это одноактный балет-притча для четырех танцоров.

8 сентября, 21:00–22:30

8-ой павильон, киностудия Довженко

О хулиганской постановке про бравого и несмышленого солдата Красной Армии Ивана Чонкина мы уже писали. Со времени премьеры спектакль возмужал, раскрепостился, стал еще более отчаянным и еще более смешным. Правда, поскольку в «Играем Чонкина» режиссерами Александром Кобзарем и Андреем Самининым много отдано импровизации, то спектакль на спектакль не приходится.

9 сентября, 19:00–22:00

Театр на левом берегу Днепра, проспект Броварской, 25

Кто не выдел «Куда подует ветер», последнюю постановку Алексея Лисовца по пьесе Луиджи Пиранделло «Лиола», может наверстать упущенное 11 сентября. Об этом замечательном спектакле мы тоже уже писали. Остается только пожелать, чтобы следующая театральная работа А. Лисовца не заставила себя снова долго ждать.

11 сентября, 19:00 — 22:00

Театр на левом берегу Днепра, проспект Броварской, 25

Наверное, самой интересной постановкой ГогольFestа станет показанный в последний день фестиваля лауреат престижной российской театральной премии «Золотая Маска» спектакль «Жизнь удалась». Это жесткий (и матерный) спектакль в постановке новодрамовца Михаила Угарова по пьесе скандального белорусского драматурга Павла Пряжко.

«Жизнь удалась» воспроизводит трагедию чувств, тотального непонимания и несоответствия на фоне социального дна. Ее герои далеки от героического, их трагедии — в их прозаизме. «Жизнь удалась» — один из самых важных спектаклей прошедшего театрального сезона Москвы.

12 сентября, 17:00–19:00

Театральная сцена на Киностудии Довженко


Другие статьи из этого раздела
  • Почти как настоящие

    В канун Нового года в центре современного искусства им. Леся Курбаса в Киеве сыграли довольно интересную и неожиданную премьеру. И хотя воплощение на киевской сцене двух культовых женских фигур периода Третьего Рейха и Второй мировой ничего не предвещало, возможно, именно такое неожиданное появление «Марлени» ─ расшифровывающееся как Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь ─ привлекло к центру Леся Курбаса театральную общественность, отвоевав ее у предпраздничной суеты
  • …Или все что угодно после просмотра «Марат/Сад» в театре Русской драмы им. Леси Украинки

    Времена жуткие: в воздухе пахло кровью и порохом, на баррикадах гавроши рвали грудь свободе Делакруа и мочились на отрубленные головы аристократов и королей. Марат — одно из главных действующих лиц революции, перед смертью, изводя себя мыслями о революции, он томился в ванной, спасаясь от экзем. Эти соблазнительные картины имеют к рецензии весьма отдаленное отношение, но мне всегда хотелось литературно помечтать на тему «революция и я»: подглядеть за бесчинством черни на улицах дымящегося Парижа, где одновременно в одну эпоху собрались все волнительные персонажи: Шарлотта Корде, Бонапарт, Маркиз де Сад, Мария Антуанетта и Марат.
  • Призрак Уайльда в ТЮЗе

    Мюзикл «Привид замку Кентервіль» поставлен, как утверждают создатели, по мотивам произведения О. Уайльда «Кентервильское привидение». От оригинала, впрочем, осталось немного: герои, место действия и несколько диалогов. Кроме того, история переместилась на тридцать лет вперед. Осовременивая сюжет, режиссер Артур Артименьев ввел в спектакль самолеты, радио, распылители на банках и прочие атрибуты нашего времени, призванные, очевидно, приблизить действие к зрителю театра, то есть — к среднестатистическому школьнику.
  • Криcтиан Люпа: «Чайка» и «Заратустра»

    Свой первый спектакль в России известный польский режиссер Кристиан Люпа поставил в Александринском театре, это была «Чайка». Недавно в Центре им. Мейерхольда в Москве прошел показ его второго спектакля «Заратустра» Об этих двух постановках и о самом Кристиане Люпе и рассказывает наш автор
  • Черновые, секретные эскизы

    Андрей Жолдак показал журналистам черновые секретные эскизы своего нового спектакля «Войцек», нас якобы впустили в лабораторию мастера, где видео на больших экранах сверху не было демонтировано, и режиссер увлеченно повторял «а здесь должны быть звезды». Перед показом Жолдак всех предупредил — это первый прогон, много чего будет не так. О том, что в «Войцеке» Жолдака, собственно нет Войцека, даже как-то неприлично говорить, режиссер давно всех приучил, что это ханжество — видеть, и, не дай бог, искать в его работах еще кого-то кроме него самого.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?