Минус один в новом сезоне20 июня 2012

Текст Анастасии Гайшенец

выражаем особую благодарность адвокату Наталии Крук за ее самоотверженную работу, за помощь в создании статьи и предоставление материалов.

Не исключено, что в следующем театральном сезоне Киев останется еще без одного театра, по иронии судьбы, с одноименным названием. Тревожные слухи вокруг перспектив на жизнь «Муниципального театра „Киев», обосновавшегося в здании бывшего кинотеатра „Краков на Русановской Набережной, вьются уже не первый год. Это здание, расположенное в достаточно престижном районе Киева, будоражит коммерческие фантазии „деловых людей очевидным и нереализованным потенциалом финансового „удоя.

«Муниципальный театр „Киев «Муниципальный театр „Киев

В этот раз обошлось без спортсменов в балаклавах и прочего цирка, ставшего уже привычным атрибутом широко распространенного механизма экспроприации государственных объектов недвижимости (легитимизированного тем же таки государством). В этот раз «объект» брали «голодным мором»: с января текущего года сотрудники театра не получают заработную плату. Хотя из достоверных источников стало известно, что в бюджете города, принятом на 2012 год, предусмотрены средства на финансирование коллектива. Однако, нарушая нормы хозяйственного законодательства, Киевгорсовет исключил театр из объектов культуры местного значения. В помещении театра планируют обустроить торгово-развлекательный центр. А за сохранение театральной единицы никто, надо думать, ратовать не будет, Главное управление культуры и искусств Киевской госадминистрации — не исключение. Это без обиняков дали понять сотрудникам театра.

Аудиенция у руководителя Главного управления культуры КГА Светланы Зориной, с которой актеры связывали возможность решения своих проблем, несколько раз переносилась. А результатом долгожданной встречи стало самоустранение ГУК от всех вопросов, связанных с театром. Его проблему передали в Главное управление коммунального хозяйства. В свою очередь, сотрудники театра обратились в Территориальную государственную инспекцию труда в городе Киеве с жалобой на невыплату заработной платы. По результатам проверки был сложен и направлен в прокуратуру Подольского района акт о грубом нарушении законодательных норм по оплате труда. В прокуратуре отказались открыть криминальное дело на директора (ныне бывшего) Валерия Неведрова в связи с отсутствием состава преступления по статье 175 «Невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат» Криминального кодекса Украины. Мотивация такого решения проста: директор не может выплатить средства, поскольку их распорядитель в лице Главного управления культуры, исключил театр Киев из списка учреждений культуры и искусства коммунальной сферы. Данное решение прокуратура Подольского района считает безосновательным, вследствие чего материалы дела были переданы в прокуратуру города Киева, где сейчас готовится петиция о возвращении театра в вышеупомянутый список.

Безусловно, жертвами подобных историй становятся в первую очередь организации, арендующие помещения: ООО, СП и т.д. Однако правовой статус ООО не обязательно предполагают колбасный цех. Организационно-правовая форма муниципального театра «Киев» тоже — ООО. Она-то и предполагает, что все сотрудники театра — договорники, каждый год они заключают новые контракты, заканчивающиеся в конце сезона.

Месяц назад руководитель и учредитель театра Валерий Неведров был устранен от должности по ходатайству налоговой службы. Причина — задолженности театра. Новым директором был назначен президент „Громадського корпусу Роман Солодкий.

Комментирует актер театра «Киев» Сергей Солопай:

«Я его (нового директора — Авт.) ни разу не видел. Он не удосужился даже познакомиться с коллективом. Идут спектакли, а человек, назначенный на ответственный пост, не был ни на одном из них. Мы (актеры) для него — расходный материал, „тараканы», от которых нужно поскорее избавиться, освободив помещение театра. Когда возник вопрос об участии одного из репертуарных спектаклей в фестивале, для чего понадобилось подписать у директора соответствующие документы, прямым текстом прозвучало, что театра в следующем году не будет.

Комментирует адвокат, лоббирующий интересы сотрудников театра, Наталья Крук:

«Муніципальний театр „Київ» має організаційно правову форму ТОВ (Товариство з обмеженою відповідальністю), а це означає, що в них є пара співзасновків, які в певних долях володіють статутним капіталом. 51% театру знаходиться у комунальній власності Київміськради (контрольний пакет), 49% — у приватних руках. Як відомо, той, хто володіє більшим статутним капіталом, той і має право вирішального голосу. У нашому випадку ситуацію контролює Київмісьрада.

Адвокат Наталья Крук Адвокат Наталья Крук

Щоби врятувати театр треба „кістьми лягти, тому що на будівлю вже „поклали око певні суб’єкти, які починають діяти. Вони запевняють акторів що все буде гаразд, буде велика реконтрукція і т.п. Обіцяють погасити заборгованість по заробітній платі, зберегти коллектив. Однак, на мою думку, для акторів найкращим варіантом буде наполягати на виплаті заборгованості до звільнення. Тобто не відкликати свої заяви до тих пір, поки не буде виплачено гроші. А вже, коли вони отримають заробітну плату, тоді можна вести подальші переговори. Зараз актори подали заяву про пролонгацію своїх договорів, адже, якщо весь коллектив піде з театру (під приводом того, що в них закінчилися контракти із закінченням сезону), порожній театр легше буде довести до банкрутства і закрити. А в такому разі вони не побачать жодної копійки зі своєї заробітньої плати.

Эпилог. Данная история еще не окончена, и, несмотря на кажущуюся бесперспективность борьбы, закон на стороне сотрудников театра. А дело находится в компетенции государственной системы судопроизводства. Не исключено, что помещение „отобьют, но надолго ли хватит сил у актеров противостоять высокоразвитому механизму коррупционной машины — вот, в чем вопрос. Ведь намного проще махнуть на все рукой и уйти туда, где тепло, сытно и безопасно.


Другие статьи из этого раздела
  • Польский современный театр — голос общественности

    Мацей Новак — директор Института Театра — центра театральной жизни Польши, где собирается вся информация о польском театре, и разрабатываются программы по его распространению заграницу. Мацей Новак — театральный критик и редактор — работал в таких изданиях как  «Театральный гонец», «Театральное движение», возглавлял отдел культуры «Газеты Выборчеи», шесть лет  (2000–2006) был директором и художественным руководителем одного из самых известных современных театров Польши «Театра Выбжеже»
  • Театр Ensemble 209. Перформанс на грани спектакля

    Театр Ensemble 209 из Тель-Авива нынче в авангарде израильской сцены. По случаю своего 25-летия в июле театр организовал шоу-кейс. Событие проходило в арт-центре «Перформанс Арт Платформа» в Тель-Авиве, где руководительница Тамар Рабан развивает два направления — театр наряду с перформансом. Пять дней активного просмотра прошли в попытках проникнуться простым жестом на сцене
  • Буто. Истоки «танца тьмы»

    Танец Буто родился в Японии на руинах Второй мировой войны, в пыли ядерного взрыва, и на пересечении работы двух разных, но одинаково ярких личностей — Хиджикаты Татцуми и Кацу Оно. — Демона и Святого, по словам известного исследователя буто Марка Холборна
  • Звернення представників театральної спільноти до учасників віче  «День гідності» на ЄвроМайдані

    Наш Майдан, наші барикади і наші плакати — це не тільки зразок народної мужності та громадського супротиву. Це блискучий зразок сучасного мистецтва, живого театру, демонстрація народного таланту і креативу.
  • «Тиждень актуальної п’єси». Конкурс

    «Тиждень актуальної п’єси» оголошує про відкриття драматургічного конкурс для українських драматургів. Свої нові п’єси та короткі автобіографії можна присилати на адресу конкурсу ukrainplay@gmail.com до 1 жовтня 2011-го року. П’єси будуть розглянуті експертною колегією, до 5 жовтня буде сформовано список п’єс, які будуть рекомендовані молодим режисерам для підготовки читок. Фестиваль «Тиждень актуальної п’єси» проходитиме вдруге (проект стартував в травні 20011-го року під назвою «Тиждень української актуальної п’єси») з 22-го по 29 жовтня в театрах Києва.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?