Театр насилия Венсана Макеня30 марта 2009

Текст Марины Вознюк, Париж

Что: Свободная интерпретация «Идиота» Ф.М. Достоевского

Режиссер: Венсан Макень, Франция

Актеры: Кристиан Буйетт, Серван Дюкор, Антуан Эрниотт, Тибо Лакруа, Полин Лорийяр, Венсан

Макень, Эмманюэль Матт, Тома Ратье, Паскаль Ренерик.

Вот уже несколько лет подряд Венсан Макень заливает самые модные французские сцены грязью. Но это не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. Кроме грязи он заливает их чаем, слюнями, кровью и прочими жидкостями природного и не только происхождения.

Спектакль «Идиот» длится 3 часа, не считая перформенса в холле — нервные вздрагивания и затыкание ушей — обычная награда смельчаков, решившихся насладиться Достоевским от Венсана Макеня в зале Жемье национального театра Шайо. Введение публики в атмосферу «действа» начинается еще до входа в зал: холл театра украшен воздушными шарами и радостными Happy birthday, звучит Joy Division.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Зал также оформлен нарядно, продолжая переформансную тему «праздника» в декорациях. Над сценой парит огромный надувной Микки Маус, на сцене стоят бутылки шампанского и хрустальные бокалы, автомат с напитками (Кола-Фанта-Спрайт), сверкает золотистыми переливами красный полупрозрачный занавес, на стенах — граффити «дерзкого» содержания, выполненные губной помадой. Режиссеру несвойственен минимализм в аксессуарах, его постановки напоминают яркий, но кошмарный сон. Экспрессия и пестрота визуального ряда в соединении с грубым действием — контраст который так любит японская попкультура, — давно уже стал фирменным стилем Венсана Макеня.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Стиль Макеня — это граничащее с китчем соединение греческой трагедии, гротеска, гранжа и гламура — душераздирающий крик ужаса перед пустотой. Критики толкуют о том, что он не знает меры.

Собственно от Достоевского осталась только персонажи и сюжетная канва. Старый извращенец Тоцкий (только он не обливается грязью и другими жидкостями на протяжении всего спектакля), дерзкая и не совсем трезвая Настасья Филипповна, капризная бунтарша Аглая, вечно зашуганный Ганя, выдумщик и затейник Лебедев (он периодически бегает по сцене с микрофоном то обнаженный, то облаченный в костюм гигантского белого пушистого зайчика), депрессивно-суицидальный Курт Кобейн-Ипполит, злой и страшный панк Рогожин и, конечно же, ИДИОТ.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Роман «Идиот» подан в стиле панк-роковой истерии сегодняшних развлечений: клуб, наркотики, секс, пустота. К примеру, празднование дня рождения Настасьи Филипповны выглядит безумной «тусовкой» оголтелого бомонда: оглушительные мотивы «Нирваны», истерики, биение головой о стену, брызги шампанского и крови в зал. Одним словом — катарсис полный.

Князь Мышкин бесконечно трогательно передан мастерским исполнением Паскаля Ренерика. Он весь светится «сумасшедшей» добротой и радостью существования, но страдает от соприкосновения с несовершенным миром. В конце его просто подвесят за ноги, воющего от безысходности, потому что, по мнению остальных, он — и есть наибольшее общественное зло.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Это не первый режиссерский опыт изображения издевательств социума над абсолютным добром. В спектакле «Friche 22,66» ангелы теряли перья, из которых потом делались подушки. Опускать божественное ниже земного стало обычным делом. Но Венсан Макень далек от цинизма, он черпает вдохновение в бессмертных трагедиях Софокла, Расина, чтобы пожестче противопоставить их трагедии ультрасовременности. Это не просто желание шокировать (а по словам режиссера — в его спектаклях и вовсе нет ничего шокирующего). Это здоровая реакция более тонко чувствующего человека на отталкивающий мир вокруг него. Персонажи Макеня, несмотря на все ужасы, что с ними происходят, все еще остаются детьми, как, собственно, и сам режиссер — отсюда и вся эта гиперболизация, излишки стиля, «юношеский максимализм». О них можно сказать «робкий» или «наивный», но именно в этой робости и наивности они совершают самые жестокие свои поступки — такое режиссерское понимание «утраченного рая». Все тут с ног на голову: зло — достоинство, непорочность — порок.

По окончании спектакля сцена походит на поле боя после жесточайшего сражения, и тут не обойтись без целой команды техперсонала, которые, кстати, как и сам автор, также принимают участие в перформенсе. Не зря режиссер предпочитает понятие «коллективное производство» обычному — «постановка». Сцена для Венсана Макеня — место выражения наивысшей свободы; пространство, где нужно рисоквать. «Я люблю риск, случайность, говорит режиссер. Нужно уметь его создавать — с актерами, с публикой, с текстом. Иначе рискуешь слыть скучным…».

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»


Другие статьи из этого раздела
  • Семь смертных грехов

    На закрытии 41-ой Венецианской биеннале показали спектакль «Семь смертных грехов», созданный из семи коротких частей, поставленных семью великими мастерами Европейского театра в рамках актерских лабораторий. Задачей фестиваля является не только демонстрировать лучшие спектакли, но также «инвестировать» в будущие театральные поколения. Проведя несколько дней в лабораториях Томаса Остермайера, Жозефа Наджа, Яна Фабра или Ромео Кастелуччи, молодые люди пытались понять принципы работы мастеров. Подобным образом Италия вовлекает мастеров всех стран в учебный театральный процесс, вкладывая в будущее своего театра, расширяя его рамки и возможности.
  • Испытание Вагнером

    Репертуар Киевской Оперы топчется вокруг «шлягеров» XIX — начало XX веков. В него включены «обязательные» произведения украинской музыки, ведь без  «Тараса Бульбы» и  «Запорожца за Дунаем», по мнению театральных менеджеров, никак не обойтись украинскому слушателю. Зачем ему, меломану, в самом деле, моноопера «Нежность» Виталия Губаренко? Архаичные постановки добротно «украшены» анахроничными актерскими приёмами: «Посмотрите, как взволнованно я заламываю руки» или  «Мы словно целуемся, поэтому мы отвернулись от публики»
  • Сентиментальный сироп для Ады

    Екатерина Степанкова с завидным постоянством создает сентиментальные мелодраматические театральные сиропы, беря тексты пригодные скорее для кино, нежели для театра, она попросту «надевает» их на Аду Роговцеву, полагаясь на ее имя и мастерство.
  • Парад румунського театру: Національний театральний фестиваль в Бухаресті

    Кістяк театрального фестивалю в Бухаресті — найголовнішої театральної події року в країні — складався із набору вистав за класикою, поруч із якими виборювала собі місце молода румунська альтернатива. Окрім насиченої театральної програми, фестиваль мав також теоретичну частину, де можна було послухати лекції відомого американського режисера та теоретика театру Річарда Шехнера, відвідати презентації книжкових новинок на театральну тематику за останній рік, а також переглянути документальні фільми про Гротовського, Сару Кейн та інших театральних метрів
  • О тех, кому принадлежит власть

    В Театре им. И.Франко выпустили долгожданную премьеру – «Эрика XIV» Августа Стриндберга в постановке художественного руководителя театра Станислава Моисеева. Идея обратиться к пьесе шведского классика возникла у режиссера еще пять лет назад, когда театром руководил Богдан Ступка, а работа над спектаклем с перерывами проходила около трех лет.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?