Открытие ГогольFestа: «Противоположности красоты»13 сентября 2009

Текст Марыси Никитюк

Фото Ольги Закревской

Полный фото отчет Открытия Андрея Божка


Фото отчет перформанса АХЕ «День Рождения» Евгения Рахно

Открытие ГогольFestа прошло людно, радостно, с чередой встреч и знакомств, походя на большую тусовку, обрамленную двумя яркими событиями — перформанс «АХЕ» «День рождение» и концентр Аквааэробики и Саши Фроловой. Да, еще выступал «ЛЮК», но это было уже слишком поздно и к театральной части никак не относилось.

Одной из самых захватывающих характеристик Арсенала является его внушительный размер, но это же — и одна из самых больших сложностей в организации здесь чего-либо. Решить эту проблему эффективно организатором удалось не вполне. Солидные перерывы между шоу-программами расслабили пульс открытия, превратив публику в аморфную, бесцельно блуждающую массу, расплывшуюся по зданию и наводнившую двор бывшего военного завода.

Действие питерского визуального театра «АХЕ» началось во дворе Арсенала, где художники Максим Исаев и Петр Семченко красили в красный цвет артистов «ДАХа», а те постепенно, ускользая из-под кистей художников, направлялись на второй этаж Арсенала — занимать свои места в сложной инженерной конструкции ахейцев.

Максим Исаев, один из создателей «АХЕ», на потеху зрителям красит актеров в насыщенно-красный Максим Исаев, один из создателей «АХЕ», на потеху зрителям красит актеров в насыщенно-красный

Красный актер «ДАХа» Дмитрий Ярошенко Красный актер «ДАХа» Дмитрий Ярошенко

Интересно ли было смотреть на перформанс ахейцев и даховцев? Да. Первых минут десять. Возможно, потом еще минут пятнадцать в середине, и немножко — в конце. Действие, которое родилось в стенах Арсенала силами театров АХЕ и ДАХ — (вместе «ДАХЕ» — пошутил Максим Исаев) было ярким, хаотичным, художественным, но не драматичным. В основе — тексты Николая Гоголя, это очевидно, но расшифровать их представилось огромной сложностью. Красные актеры пели и читали отрывки прозы, протирали свиное рыло, мылись, собираясь, прийти в гости к праздничному столу, готовили подарки, как и подобает в день рождения. А когда приходили, их поливали водой, жгли их цветы и вырывали страницы из книг. Так или иначе становилось ясно, что действие сосредоточилось на факте сожжения автором второго тома «Мертвых душ». И хотя АХЕ и использовали свой обычный арсенал чудес и трюков, все же вышло скучновато из-за обилия сценических метафор. Их смысл очень скоро затуманился, и публика утратила интерес к происходящему.

Перформанс-открытие «ДАХЕ» под названием «День рождения» Перформанс-открытие «ДАХЕ» под названием «День рождения»

Красные человечки ходили на именины к Гоголю, а получали в благодарность крайне непочтительное поведении Красные человечки ходили на именины к Гоголю, а получали в благодарность крайне непочтительное поведении

Ожидание Саши Фроловой и Аквааэробики показалось вечностью. Но как только космо-дива в пестрых латексах и в новых париках появилась под заводную смесь синти-поп и 8-бит, пространство, наконец, наполнилось атмосферой праздника. Если АХЕ были слишком умные, и наблюдать за ними по мере постановки становилось все тягостнее, то простота и незатейливость масс-символов Саши Фроловой действовала безотказно. На экране за Сашей мелькал тетрис, разрывались техно-сердца, расходились цветные лучи. Ее нехитрые, но заводные песенки про любовь, мороженое, моду дополнялись веселыми мускул-мэнами и персонажами из «Звездных воен». Сначала публика не знала, как реагировать на гротескность розового, девчачьего, мультипликационного образа Саши Фроловой, но это было бесхитростно и главное — весело, и зрителям понравилось. Сама Саша Фролова с Аквааэробикой в Киеве выступила во второй раз, и была в большом восторге и от публики и от Арсенала.

В заключение можно сказать, что на открытие ГогольFestа красивая незамысловатость победила красивый интеллектуализм. Очевидно, такое настроение фестиваля 2009-го года.

Саша Фролова и группа Аквааэробика Саша Фролова и группа Аквааэробика

Саша Фролова выражает нежные чувства к театральному медведю Нафане Саша Фролова выражает нежные чувства к театральному медведю Нафане


Другие статьи из этого раздела
  • Русалки в Арсенале

    «Нингйо» олицетворяет дикость и мощь природы, одновременно отсылая к ее хрупкости и слабости. Довольно наскучившее контемпорари в этой постановке было обновлено фантазийной искренностью хореографа, раскрепощенностью ее воображения и подлинностью ее исследований пластики подводного мира
  • Толерантсвующая оргия и бельгийские кокетки

    Когда спектакль, а, точнее, постмодернистский перформанс «Оргия толерантности» бельгийского художника, скульптора, режиссера Яна Фабра закончился, чувства остались неопределенными. С одной стороны, смешно и забавно, а с другой — непонятно, так все-таки «за» или «против» констатируемой псевдотолерантности и общества потребления выступает Ян Фабр? Его постановка, состоящая из этюдных эскизов на тему «типажи и штампы современного мира», скорее заставляет мило потешаться над «глупышкой-потребителем», нежели испытывать к нему отвращение.
  • Выдался июль

    «Июль» как литературный текст, коим он все-таки не является (потому что написан для сцены), ни о чем новом не говорит, Сорокин может таких вот героев дедушек-маньяков, матерных людоедов, из замшелой глубинки пачками сочинять. Если «Июль» воспринимать буквально, то это не самая удачная помесь Достоевского с Ганнибалом Лектором. Но вначале текста есть пометка: предназначен исключительно для женского исполнения. Это важно
  • Одна очень хорошая Анна

    Игорь Славинский — актер и режиссер Театра на Подоле,  — не первый раз снабжает родной театр кассовым спектаклем. Как режиссер он обладает одним очень важным качеством — умеет оживить, «обжить» и заставить засверкать порой довольно примитивный, а то и безнадежный драматический материал (Афанасьев, Крым, Камелотти и пр.). Его постановки не назовешь гениальными — хотя бы потому, что в основе их отнюдь не гениальное сырье,  — но они чрезвычайно милы и, несомненно, качественны.
  • «Мать». Премьера по Станиславу Виткевичу

    О молодой режиссуре, вечных ценностях и театре абсурда

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?