ГогольFest: Украинский шоу-кейс06 сентября 2009

Текст Марыси Никитюк

Мультикультурный фестиваль ГогольFest в 2009-м году выходит за рамки внутреннего события, стремясь стать явлением международным и полезным как для своей страны, так и для мирового сообщества. Так, в этом году в рамках ГогольFestа пройдет первый украинский шоу-кейс — специально подготовленная программа лучших, по мнению организаторов, постановок прошлого сезона в Украине. Основная задача шоу-кейса — привлечь внимание зарубежных продюсеров и менеджеров к отечественной театральной продукции.

Безусловно, трудно сказать, что отечественный театральный кейс блестящ, но в нем собрано то лучшее, что было сделано в прошлом сезоне.

«Распутник — Новый театр на Печерске — 18.09.09 в Новом театре на Печерске, 19:00

«Сволочи» — независимый проект Алексея Билоуса — 17.09.09 в 17:00 — Малая театральня сцена, «Арсенал»

«Смерть Гоголя» Владислава Троицкого и театра ДАХ -17.09.09 в 19:00, Театральная сцена «Арсенал»

«Едип» — Владислав Троицкий и «ДАХ» — 21.09.09 в 21:00, Театральная сцена «Арсенал»

«Убийство в соборе»— Атилы Виднянского и театр Берегово, 20.09.09 в 16:00, Театральная сцена «Арсенал»

«Женщина из прошлого»Дмитрий Богомазов и «Вильна сцена» — в «Вильной сцене» на Гончара, 71, 19.09.09 в 19:00

«Гамлет» — Д. Богомазов и «Одесский театр им. Васылька» — Театр им. Франко, 20.09.09 в 19:00

«Палата № 6» Раду Поклитару, 21.09.09 в 19:00, Национальная Опера Украины

«Игроки» Олег Липцын и Театр на Подоле — В Театре на Подоле, 20.09.09 в 19:00

«Ленин Love. Сталин.Love» Андрей Жолдак и Черкасский национальный театр им. Т. Шевченко, 22.09.09 в 19:00, сцена Черкасского театра, г. Черкассы

Словом, все вполне пристойно, за исключением А. Жолдака, театральный продукт которого если и лишен подлинного смысла, то во всяком случае не избавлен товарного вида. Жолдака любят заграничные продюсеры за его эксцентричность и немногословность. Это театр-шоу: наслоение цитат, смыслов, аллюзий. Общий смысл не гарантирован, но само шоу всегда ярко. Жолдак востребован как представитель восточно-европейского театрального движения.

Кейс 2009-го года по стечению обстоятельств представлен полярно: камерными и эпически масштабными спектаклями. «Сволочи» А. Билоуса — маленький, но очень резкий и болезненный спектакль, по сюжету которого приемная мать пытается спасти неполноценного сына во время нацистской оккупации. «Женщина из прошлого» — жутковатое, камерное, атмосферное произведение Дмитрия Богомазова по пьесе современного драматурга Роланда Шиммильпфеннига, получившее в 2007-м Пектораль. Дмитрий Богомазов создал страшную сказку. Декорации постановки являются видеоиллюзией, одетой на синее, голое и безжизненное пространство спектакля, и представляют собой самодостаточный и экспериментальный элемент постановки.

«Распутник» — прошлогодний лауреат Пекторали — камерный, яркий сочный спектакль по искрометной интеллектуальной пьесе Э. Шмитта о французском философе Дени Дидро. Кто не попал на этот легкий, но умный спектакль, тому стоит обязательно это сделать на ГогольFestе.

«Распутник» фото Евгения Рахно «Распутник» фото Евгения Рахно

«Ленин Love. Сталин.Love» А. Жолдака само собой эпичен и масштабен. Этого режиссера всегда влекли огромные сцены национальных театров.

Богомазовский «Гамлет» также создан на огромнейшей сцене Национального одесского театра им. В.Васылька. Одесского «Гамлета» в Киеве покажут в театре им. И. Франко, и для киевлян это чуть ли не единственная возможность увидеть этот спектакль (вряд ли в скором будущем эта махина с пятиметровым черепом и тоннами четырехслойных занавесок-декораций выдвинется в столицу еще раз). 19 сентября мы можем увидеть один из лучших, если не лучший, спектакль прошедшего сезона. Более подробно о самой постановке можно прочитать ЗДЕСЬ.

«Гамлет» Дмитрия Богомазова, фото Ярославы Кравченко «Гамлет» Дмитрия Богомазова, фото Ярославы Кравченко

Третий режиссер, который так любит огромные пространства в Украине — это Владислав Троицкий. Его первые работы в Арсенале дали ему ощутить пространство и свободу отсыревших раздолий этого здания. И результатом этого почти магического первого знакомства с готическим зданием стал спектакль «Смерть Гоголя». Драматического конфликта в этой постановке, как и во многих постановках Троицкого нет, это красивый набор аллюзий и метафор на тему «Гоголь и его жизнь». Перед зрителями земля, чуть дальше упирающийся в стену красиво подсвеченный бассейн воды. Земля символизирует украинского Гоголя, вода — русского, петербуржского, желчного. Один из самых красивых эпизодов постановки — это петербуржские чинуши в представлении Гоголя. В бассейне — два ряда парт, за которыми сидят Гоголи-чинуши. Они то бегают, то подпрыгивают, то смеются и перебегают в другой ряд — все это вместе с плесканием воды и акустическими возможностями Арсенала, а также игрой света и воды, создает прекрасную картину некоего мистического мира.

«Эдип», показанный этой зимой в галерее «Лавра», был тогда незаконченной, сырой постановкой. И хотя был виден размах Вл. Троицкого, изящность некоторых его сценических метафор, все же замысел был туманен настолько, что можно было предположить, что он отсутствовал. Но доработанный «Эдип» обещает быть намного лучше.

«Эдип», фото Андрея Божка «Эдип», фото Андрея Божка

Ну и отдельно стоит Раду Поклитару, как единственный интересный украинский современный хореограф. По большому счету все равно, что он покажет, он ведь повторяется, но в рамках какого-то отдельно взятого своего произведения он забавный и оригинальный. Еще два года назад все хотели ставить, как Раду Поклитару, танцевать у Раду Поклитару и вообще быть Раду Поклитару. Но с нашей звездой современного балета случилось то же, что и с Британским Мэтью Борном — самоповторение.


Другие статьи из этого раздела
  • Голем. Долгое путешествие

    Театр московского режиссера Бориса Юхананова, ученика Анатолия Васильева, никогда не был в мэйнстриме и туда, понятное дело, не стремился. Его спектакли-испытания, раскрывающие на территории интеллекта и мистериального театра глубокие смыслы, не создаются, чтобы ублажать публику. Каждый должен терпеть муку рождения мысли: режиссер, актер и, в конечном итоге, зритель. Сейчас Борис Юхананов пытается создать театр там, где, казалось бы, его быть не может, — на фундаменте еврейской религиозно-философской мысли.
  • Истина в пиве, радость — в кабаке

    Смешной и остроумный балет In pivo veritas, свою последнюю премьеру, Киев модерн-балет показал под занавес сезона 25-го мая, оставив многих, не попавших на спектакль, в интриге аж до осени. «Истина в пиве» — под таким забавным перифразом остроумного изречения древнеримского историка Плиния Старшего: «истина в вине», Раду Поклитару создал разудалое интеллектуальное зрелище на мотивы ирландского фолька и музыки эпохи Ренессанса
  • Тема офисов раскрыта

    Рефлексировать на тему офисов в театре сегодня очень популярно. В киевском театре «ДАХ» идет спектакль «Бесхребетность» по пьесе Ингрид Лаузунд. В Театре русской драмы тоже поставил свой офисный спектакль «Бизнес. Кризис. Любовь» по пьесе Урса Видмера Top dogs.
  • Юродивий Кармен

    Український режисер Сергій Швидкий створив чудо-виставу, змусивши драматичного актора Кирила Біна танцювати химерний балет. Він спаяцував саму Кармен. О, ця зловісна і прекрасна жінка з присмаком крові, кожна акторка хотіла б зіграти рокову диво-коханку. Але Кармен екстравагантного хореографа-режисера Швидкого — це хлопчик-пава з гострим носом-дзьобом. Сцена терпіла ритми фламенко різних красунь в червоних платтях, настав час гротескній паві-трансвеститу з чорною панчохою на голові сколихнути уяви тендітних хлопчиків.
  • «Эдип»: печальная стая

    Работать с таким материалом, как древнегреческая трагедия, чрезвычайно сложно в современных условиях: пафос высокой трагедии напоминает о былом величии греческого театра, но имеет мало общего со зрителем двадцать первого века, диссонируя с ним, и оставляя его по большому счету равнодушным. Владу Троицкому удалось сделать из практически неодушевленного для современности материала шепчущую драму живой боли

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?