Игровая «Красивая птица»20 апреля 2015

 

Текст Екатерины Макбендер

Фото из архива постановки

 

Твердо убежденный в том, что именно игровая методика сближает театральное искусство с современной эпохой, ставя актера-творца над режиссером-идеологом, Олег Липцын активно работает в данном направлении еще с конца 80-х. Уже в созданном им Театральном Клубе пытались избавиться от диктата литературного текста, экспериментируя с произведениями Джойса и Хвылевого, Гоголя и Хармса. В 2013 режиссер организовал в Киеве Семинар Игрового Театра, опираясь на методологию разработанную Михаилом Буткевичем. Результатом семинарских занятий стала постановка «Красивой птицы», наблюдать в которой можно было как начинающих, так и опытных актеров (Владимир Кузнецов, Игорь Рубашкин).

Незатейливые декорации: деревянный стол, занавеска, конструкции окон – действие условно разыгрывается то в гостиной усадьбы, то у Сорина в саду. Костюмы – современные предметы одежды, которые, так или иначе, соответствуют характерам персонажей, но не стремятся к исторической достоверности. В данном случае внешние атрибуты не имеют для постановщика никакого значения, главное – отношения между актером и текстом, его техника исполнения, не перевоплощение, а игра с образом. Изначально возникает ощущение, что спектакль этот – умелая импровизация и создается на глазах у зрителей, нескольких приглашают присесть за стол к Треплевым. Актеры вольно общаются с залом, сохраняя дистанцию между «я» и не «я», между собой и героями пьесы.

Почему Чехов? По мнению самого Липцына, именно игровой методике под силу раскрыть «подводные течения» и подтексты чеховской драматургии так, как этого не может сделать психологический театр, стесненный идеей «сценической правды». Спектакль для тех, кто либо хорошо знаком с «Чайкой», либо совсем ее не знает. Здесь не стоит задача поведать сюжет, нет как такового смыслового акцента, режиссерского решения, постановщик уходит на второй план.

Как и следует, «Красивая птица» начинается сценой в саду, со спектакля Кости, это театр в театре – гаснет свет, мистическая музыка, справа из-за ширмы появляется Нина с китайским фонариком и экзальтированно произносит: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, – словом, все жизни, свершив печальный круг, угасли...», а через секунду вспыхнет яркий свет и Треплев раскричится на мать, но из себя он выходит для виду, он отстранен по отношению к себе. Так и весь спектакль разыгран легко, свободно, почти иронично. Даже эпизод где Костя и Нина встретились спустя 2 года – все эмоции актеры будто выхватывают на поверхности, не углубляясь, но в этой легкости и отстраненности порой доходят до гротеска, балансируют на грани.

Режиссер стремится к созданию творческого пространства, в котором тонкая психологическая ткань сочеталась бы с яркой гиперболизированной формой (о чем пишет и в своей диссертации). Здесь нет ощущения главного героя, более сильного и заметного исполнителя, есть игровая ансамблевость, на фоне которой выделяется не Нина и не Костя, а Сорин (Владимир Кузнецов), как более опытный и яркий исполнитель. В игровом методе актер обретает больше свободы, но и больше ответственности, он волен создавать образ героя самостоятельно, вместо того, чтобы следовать режиссерской концепции. И здесь мы сталкиваемся с тем, что хоть метод в целом безусловно интересен и перспективен, многие актеры к нему просто не готовы.



Другие статьи из этого раздела
  • «Тарарабумбия. Шествие»

    Крымову удается на уровне конкретных образов проследить взаимосвязь разных чеховских сюжетов, в том числе и на уровне образов совершенно бесплотных
  • Любов — гра… декорацій

    Стрижневим мотивом постановки є кохання, що переслідує героїв, не приносячи їм щастя. Воно має чимало складних іпостасей: це кохання-пекло і кохання-гріх, кохання-забавка і кохання-самоствердження. На його руїнах ніхто з героїв так і не зміг побудувати власного майбутнього, і тому дія спектаклю розгортається на фоні декорацій недобудованого дому, розкиданих цеглин і повітряного змія — символу бажаної і нездійсненної легкості буття
  • Кто здесь маньяк?

    В пьесе немецкоязычного автора Лукаса Берфуса «Сексуальные неврозы наших родителей» остро поставлен вопрос двойной морали общества. Это и странный, и магнетический текст о девочке Доре, болезнь которой подавляли таблетками, а потом прекратили и удивились тому, как быстро она схватывает на лету пороки современного мира.
  • «Калигула»: Камю в картинках

    Накануне мы разговаривали с Явором Гырдевым и он сказал, что одна из его задач — создать «страшный спектакль», неуютный. Но «Калигула» не получился страшным. Слишком яркие краски постановки, персонажей, почти комиксовые герои, они появляются перед зрителем в тесном маленьком кругу мини-амфитеатра, специально созданного пространства на сцене центра им. Вс. Мейерхольда (восьмиугольник, завешанный красными шторами с красно-черной геометрической символикой). Каждый герой — типаж, у каждого своя ядерная краска, каждый новый входит в единственную дверь, восходит на постамент и говорит, что он не видел Калигулы.
  • «Доньки-матері». Світ навпаки

    Невинна й стара гра дитинства, в котру бавляться маленькі дівчатка, у виставі молодого режисера Ігоря Матієва показана в абсолютно новому світлі. Це історія про двох жінок — представниць «найдавнішої професії»,  — яких забаганка клієнта зводить у одній квартирі, де вони повинні грати ролі «доньки-матері»

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?