В защиту меньшинства: «Дело Менделя Бейлиса»2 недели, 3 дня назад

Текст Кати Теллер

Фото со спектаклей «Дело Менделя Бейлиса» и «Майдан. Прогулка» с официальной страницы Pic Pic в фейбуке

Если вбить в поисковике слово аудиотур, он заботливо сообщит, что это путеводитель или справочник о городе или конкретном маршруте, голос, который ведет туриста по заранее обозначенным достопримечательностям. Отличие театрального аудиотура в том, что он предполагает не просто прогулку, а следование некому сюжету, который лежит в основе пьесы или сценария. Нередко зрителю предлагают выйти за рамки пассивного слушателя и стать частью перформативной программы. Этот формат не похож на привычный спектакль и больше напоминает экскурсию с театральными элементами.

Аудиотур «Дело Менделя Бейлиса» киевской компании Pic Pic, созданной режиссером Петром Армяновски и драматургом Дмитрием Левицким, основан на скандальной истории, которая произошла более 100 лет назад, а сегодня обросла новыми смыслами. В начале XX века в Киеве состоялся громкий судебный процесс над евреем Менделем Бейлисом – приказчиком на кирпичном заводе, обвиненном в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. Тело Андрея Ющинского нашли в одной из пещер на Лукьяновке с 47-ю колотыми ранами. Участников тура приглашают на философскую экскурсию по следам этого происшествия, чтобы понять действительно ли Бейлис виновен в убийстве.

Любопытный зритель может заранее выяснить, что герой был осужден несправедливо, а настоящего убийцу так и не нашли. Возникает резонный вопрос: есть ли смысл идти на тур тем, кто сперва гуглит сюжет? Однозначно есть. Мендель Бейлис – представитель этнического меньшинства, жертва предубеждений и корыстных целей крайне правых политиков Российской империи. Аудиотур Pic Pic не случайно начинается у кинотеатра «Жовтень», который в 2014 году сильно пострадал от пожара, спровоцированного показом ЛГБТ-картины «Летние ночи» – авторы аккуратно связывают эти истории, напоминая, что меньшинства все так же являются мишенью для насмешек и агрессии.

Меланхоличная музыка лондонского композитора Джонни Фокса и медитативный голос Тамары Труновой заставляют не столько следить за сюжетом, сколько углубиться в собственные мысли и попытаться понять почему даже через сто лет те же группы населения страдают от нетерпимости и предрассудков. Создатели проекта призывают зрителей понаблюдать за случайными прохожими, обобщенно – социумом, а затем стать объектом их внимания, выполняя несложные коллективные команды.

Элементарный прием позволяет сначала почувствовать себя частью целого, а затем – аутсайдером, на которого прохожие смотрят с любопытством и недоумением. Надо признать, что всего пять минут подобного интерактива способны вызвать тревожные, неприятные ощущения, а ведь некоторым приходится жить под гнетом общественного непонимания и неприятия, по расовым, религиозным, сексуальным и другим признакам, всю жизнь. На определенном этапе история Менделя становится лишь фоном для прогулки, главная задача которой – с высоты холма Юрковица увидеть старый город, который хранит не только светлые воспоминания, но и страшные тайны, внимательнее присмотреться к окружающим и, главное, – заглянуть внутрь себя, чтобы понять как и где зарождается невежество и суметь вовремя его «придушить».


Другие статьи из этого раздела
  • Прочный хребет «Бесхребетности»

    Воспитанницы Эдуарда Митницкого — Анастасия Осмоловская и Тамара Антропова — впервые заявили о себе как о начинающих режиссерах год назад постановкой «Поздно пугать». В этом году Анастасия Осмаловская выступила как самостоятельный режиссер. Она взялась повторить «Бесхребетность» несмотря на то, что постановка Влада Троицкого в театре «ДАХ» была (и есть) довольно сильной
  • 4 вистави камерної сцени Гогольфест 2014: El Funeral, «Стільці», «Гамлет.Вавилон», «Так, мій фюрер!»

    Театр провокативний. Театр революційний. Театр експериментальний
  • «Идеальная пара»: искусство валять дурака

    В киевском Театре на левом берегу Днепра состоялась премьера «пикантной комедии» по пьесе Марка Камолетти «Ох, уж эта Анна!».
  • Черновые, секретные эскизы

    Андрей Жолдак показал журналистам черновые секретные эскизы своего нового спектакля «Войцек», нас якобы впустили в лабораторию мастера, где видео на больших экранах сверху не было демонтировано, и режиссер увлеченно повторял «а здесь должны быть звезды». Перед показом Жолдак всех предупредил — это первый прогон, много чего будет не так. О том, что в «Войцеке» Жолдака, собственно нет Войцека, даже как-то неприлично говорить, режиссер давно всех приучил, что это ханжество — видеть, и, не дай бог, искать в его работах еще кого-то кроме него самого.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?