На волне барокко: опера «Дидона и Эней» 330 лет спустя01 декабря 2017
Текст Кати Теллер
Фото Open Opera Ukraine
Театральный режиссер Тамара Трунова не скрывает, что давно восхищается оперным искусством, но на создание полноценного музыкально-драматического спектакля решилась лишь в 2016 году.
Ее дебютной работой стала буффонная «Служанка-госпожа» Джованни Перголези в Национальной опере, за ней последовала постановка «Под синим небом» в киевском Театре оперетты. За спектакль по пьесе Дэвида Элдриджа, в котором три пары молодых учителей пьют и обсуждают секс и отношения, режиссер получила премию British Council. В ноябре в «Мыстецком Арсенале» состоялась премьера новой оперы в постановке Тамары Труновой и дирижера Назара Кожухаря – «Дидона и Эней» Генри Перселла, для которой характерен не только современный пластический язык, но и вольная трактовка образов.
Зачем сегодняшнему зрителю английская опера XVII века? Во-первых, это интеллектуальный продукт, который понравится ценителям – команда Open Opera старалась максимально точно воссоздать барочную эстетику: пригласила музыкантов с редкими инструментами из разных городов Украины, России, Польши и Германии, организовала для вокалистов занятия с филологом английского и знаменитой певицей Эммой Киркби. Поставить адекватную барочную оперу, которая сегодня так популярна в Европе, – непростой, трудоемкий процесс, что объясняет почему их почти нет в Украине. Во-вторых, либретто Наума Тейта, основанное на поэме Вергилия, затрагивает темы, которые никогда не утратят свою актуальность – роковую страсть, борьбу любви и долга, доброго и злого в человеке. «Дидона и Эней» считается первой «настоящей» и одной из лучших британских опер, динамичной, легкой для восприятия, понятной и профессионалу, и любителю.
Площадка «Мыстецкого Арсенала» отличается от стандартного концертного зала – это помещение без стен, где нет кулис и исполнителям приходится все время быть на виду. Для работы Перселла, однако, оно подходит больше, чем Национальная опера – барочные произведения априори звучат тише и рассчитаны на более близкий контакт со зрителем. Действие происходит на обычном помосте, окруженном музыкантами с копиями редких ударных, духовых и жильных инструментов. Сцену замыкают деревянные балки – символ троянских кораблей, у которых нервно извивается Дидона и демонстрирует свой голый торс Эней. Особое значение приобретает синий – основной цвет костюмов и освещения, который создает мистическую атмосферу и становится символическим, почти как «Синий бархат» Линча.
Карфагенская царица Дидона влюбляется в героя Троянской войны Энея. Народ ликует и прочит им светлое будущее, но Ведьма, которая не терпит чужого счастья, хитростью разлучает пару. Она является Энею в образе Гефеста и передает лживое послание богов, убеждая плыть назад к берегам Трои, чтобы восстановить ее величие. Эней без раздумий соглашается, что разбивает Дидоне сердце и заканчивается фатальной трагедией. Режиссер не воспринимает своих героев в образе застывших живых скульптур и во время репетиций работала с вокалистами как с обычными актерами. В первую очередь, она продумала психологию и мотивы каждого персонажа. Эней, роль которого исполнил чемпион по армрестлингу Евгений Прудник, олицетворяет классического сильного мачо. Царица (Инна Гусева) отчаянно жаждет любви, буквально живет ею, и ждет того же от избранника, но Эней мечтает о подвигах и Карфаген становится лишь временной остановкой на его пути.
Во времена Перселла женщины уже могли играть в театре, но только не демонические, негативные образы. В XVII веке Ведьму изображали гротескным, асексуальным персонажем, которого зрители не боялись, а скорее высмеивали. Следуя традиции, роль Ведьмы в постановке Open Opera сыграл мужественный обладатель баса Игорь Воронка. Одним из действующих лиц также становится хор, комментирующий происходящее в духе античности. Что интересно, он поочередно принимает сторону добра и зла – это безликая толпа, образ общества, не имеющего собственных убеждений. Его режиссер осуждает так же, как и Вторую даму (Юлия Засимова) – благородную героиню, которая все время хочет помочь Дидоне, но оказывается слишком мягкой и деликатной, а значит – бесполезной.
Примечательно, что главной героиней Трунова делает не Дидону, а Белинду (Татьяна Журавель) – подругу царицы, которая превращается в основную движущую силу спектакля: именно она подталкивает Дидону к любовному союзу и призывает Ведьму. Она физически выражает то, чего нет в тексте: театрально кривляется, подчеркивая свою двуликость, то льнет к царице с нежностью, то бросает ее в руки темных сил с нескрываемым отвращением. Это эмоциональная и страстная натура, которая склоняется к злу от скуки. Царица умирает от недостатка любви в ближайшем окружении и это касается не только Энея. Герои Вергилия универсальны и дают пространство для авторских интерпретаций, которые в данном случае гармонично сочетаются с задумкой композитора. Проект Open Opera – классическая притча, а не мелодрама, рассказанная простым и ярким визуальным языком. Он не только воспроизводит музыкальные традиции XVII века, но и, с помощью режиссерской трактовки Тамары Труновой, дарит им новую жизнь.
Режиссер Тамара Трунова