Театральная Япония13 декабря 2011

Обзор


Ян Херберт

Согласно официальной статистике, в Японии сегодня насчитывается около трех тысяч театров. Но реальность несколько иная… В 1980-е — во время так называемого, японского экономического чуда — действительно, были построены тысячи новых театральных пространств, многие из которых не были открыты, другие же были открыты, но использованы не по назначению. Недавний мировой экономический кризис, а также экологическая катастрофа (землетрясения и цунами) нынешнего года стали причиной закрытия многих коммерческих и государственных театров.

В целом японский театр делится на два магистральных направления: традиционный и современный. Существует много частных и государственных театров, посвященных традиционным японским жанрам — Кабуки, Но и Бунрако с его полноразмерными марионетками.

Традиционный японский театр Но Традиционный японский театр Но

Государственный сектор включает в себя Национальные театры для каждой из традиционных форм в Токио и Окинаве, но в сфере Кабуки существует также коммерческая организация Шочикю, у которой подписаны контракты с основными артистами Кабуки для их кино-и театральной продукции. Несмотря на то, что прийти в Кабуки с нетрадиционного театра невозможно, поскольку обучение актерскому мастерству передается из поколения в поколение в рамках актерских династий, но исполнители Кабуки могут играть в других жанрах, для завлечения большей аудитории. Например, в ноябре звезда Кабуки Коширо Мацумото, выступил в главной роли и в качестве режиссера в возобновленном хите мюзикле «Амадей».

Звезда Кабуки Коширо Мацумото Звезда Кабуки Коширо Мацумото

Мацумото с 1969 года сыграл главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» более чем тысячу раз в представлениях четырех крупных японских продюсерских компаний Тохо. Тохо, чьи фильмы про Годзилу получили мировое признание, поставив в 1963 году первый в Японии полномасштабный Бродвейский мюзикл «Моя прекрасная леди», специализируется в этой области. Владельцами Тохо является железнодорожная компания Ханкуй, им принадлежит также и локальный феномен, музыкальная компания, состоящая только из девушек «Такарадзука», которая была основана в 1913 году в городе Такарадзука. Сейчас она состоит из пяти трупп «студенток», которые гастролируют по всему миру, а также играют в их собственных театрах в Токио и Такарадзуке на 2500 мест. «Такарадзука» ставит и Бродвейские мюзиклы, и постановки Шекспира, и собственные роботы такие, как «Роза Версаля», которая в разных постановках была показана миллионам зрителей.

«Такарадзука»«Роза Версаля» «Такарадзука»«Роза Версаля»

Самой активной из четверки крупных продюсерских компаний является Шики, которая ставит более трех тысяч спектаклей в год. В отличие от большинства японских коммерческих постановок, которые редко идут больше трех недель подряд, Шики имеет возможность показывать длительное время проекты западного образца. В процессе создания мюзикла «Кошки» они даже построили отдельное здание в Якохаме, где мюзикл идет до сих пор. Остальные шоу Шики, которые ставятся в Токио и за его пределами, включают в себя самые известные американские мюзиклы: «Король Лев», «Призрак оперы» и «Мама Мия».

Символ компании Тохо — Годзила Символ компании Тохо — Годзила

Между коммерческим и субсидированным театральным рынком находится множество общественных театров, которыми руководят крупные режиссеры. Театр Сетагая возглавляет Номур Мансай, Юкио Нинагава ставит по десять премьер за год в своем театре Саитама, а Токийский Метрополитан Арт Центр возглавляет Хидеки Нода. Но случаи, когда театрами руководят режиссеры редки, в основном большинством пространств управляют менеджеры, а не художники. Режиссер-драматург Оридза Хирата надеется изменить это путем продвижения закона, который заставит общественные театры назначать художественных руководителей, чтобы их количество повысилось с существующего десятка до сотни.

Театр Сетагая Театр Сетагая

Новый национальный театр (ННТ), который управляет двумя театральными пространствами в огромном Токийском развлекательном комплексе, где также находится Опера и Концерт-хол, был основан Японским Художественным советом, который также причастен к созданию Национального театра в Окинаве и управляет выдачей грантов Японского художественного фонда (около полумиллиарда фунтов). ННТ представляет как японские, так и западные работы, например, «Теплица» Гарольд Пинтера репетируется на 2012 год на малой сцене. Забавным является то, что вы можете получить, заказанные по интернету билеты ННТ в любом филиале сети магазинов «7:11», но не в театре.

Новый Национальный Театр и Токийская Опера Новый Национальный Театр и Токийская Опера

Помимо этих больших театров в Японии также распространена сеть из маленьких городских и частных театров в стиле Фриндж, которые любимы молодой аудиторией. Около трехсот молодых театральных трупп борются за пространство в Токио. Как и в Великобритании, японский театр сконцентрирован в крупных городах, причем большая часть деятельности на всех уровнях происходит в столице. После «Шингеки» или «Модерна» (влияние западного театра), который существует в Японии с начала прошлого столетия, следующим важным театральным явлениям стал в 1960-х «Шогэкиджо», иначе говоря «Маленький» театр, вышедший из студенческого движения. Большинство японских некоммерческих театров происходит из студенческой сферы, поскольку в Японии есть всего несколько специализированных институций, где можно изучать технологии современного нетрадиционного театра. Поэтому большинство японских актеров остаются полупрофессионалами.

Помимо определенной нехватки мейнстримных западных пьес и мюзиклов, с которой сталкиваются крупные продюсеры, существует повышенный интерес к авангардному театру. На недавно закончившемся Токийском фестивале наряду с местной программой, которая была радикально изменена под влиянием мартовской катастрофы, были представлены работы Ромео Кастеллуччи (Romeo Castellucci), Рене Поллеша (Rene Pollesch) и Джерома Бела (Jerome Bel). Японский театр сейчас находится в фазе восстановления.


Другие статьи из этого раздела
  • «Крысолов». Идейный голод

    Сегодня можно сказать, что Дмитрий Богомазов и его театр «Вільна сцена» вошли в череду самоповторений, жаль, что этот театр попал в ловушку безыдейности, не достигнув, своего пика. Это проблема не только Киева, и не только театра, экономический кризис, который повлек за собой идейный застой, не случайно назвали цивилизационным, в результате него — штиль и затишье отчетливо иллюстрирует нам киноиндустрия, визуальное искусство и литература. Понятно, что ребята из  «Вільной сцены» скованы, кроме всеобщего кризиса, еще и камерным помещением, но  «Крысолов» — их последняя премьера — оказался довольно блеклой копией предыдущих камерных спектаклей Д.  Богомазова.
  • Игровая «Красивая птица»

    О постановке «Чайки» Олега Липцына
  • Железные человеки. Перформанс «Даха»

    Фотоотчет из открытия Лаборатории современного искусства «Бурса», перфоманс театра «Дах» в постановки Влада Троицкого. 16 октября 2008 года
  • ГогольFest: 2009

    Театр и музыка — уже традиционно сильные стороны ГогольFestа — будут представлены лучшим из того, что есть в Украине и за рубежом. Несмотря на то, что за два последних года фест так и не оформил четко свое лицо, он все же остается самым заметным событием Киева в этом году. Осенью город будет жить ГогольFestом, проводя все свое свободное время в холодных и угрюмых стенах Арсенала
  • Молоді в Молодому

    ХХ століття в театральному контексті пройшло під гаслом звільнення від «гніту драматурга», від букви і духу п’єси, — це епоха остаточного формування і становлення професії режисера. У ХХІ столітті стало зрозуміло, що яким би методом, технікою чи школою не володів режисер, цього замало без якісної драматургії. І нині в світі відбувається бум драматургії, переважно штучний, спровокований нестачею постановочних текстів і режисерським запитом на нову драму. Найбільш театральні Європа і Росія конвеєром продукують драматургічні твори, що випробовуються на сцені і одразу ж зникають, не затримуючись ніде надовго

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?