Польский «Король Рогер» на украинской сцене28 декабря 2011

Анна Ставиченко

Фото Геннадия

В Киеве завершился украинский этап международной программы «I, Culture, призванной познакомить десять европейских стран с культурным достоянием современной Польши. Кульминационной точкой проекта стала концертная постановка единственной оперы Кароля Шимановского — «Король Рогер» — на сцене национальной оперы Украины. В ней принял участие объединённый украинско-польский состав: оркестр Национальной оперы Украины, Национальная заслуженная академическая капелла «Думка», польские солисты Миколай Заласиньський (Рогер II), Ивонна Хосса (Роксана), Эрик Катлер (Пастух), Кароль Козловский (Эдриси). Дирижёром и художественным руководителем постановки выступил Михал Клауза.

Репетиция «Короля Рогера» в Национальной оперы 15 декабря Репетиция «Короля Рогера» в Национальной оперы 15 декабря

Выбор этого произведения для завершения польской презентации в Украине символичен. Польский композитор Кароль Шимановский, ставший эмблемой проекта «I, Culture», — уроженец Черкасской области. С Украиной связна также история создания «Короля Рогера»: идея оперы возникла во время встречи Шимановского с либреттистом Ярославом Ивашкевичем в Елизаветграде (современный Кировоград).

Неповоротливая драматургия «Короля Рогера» на удивление органично укладывается в формат концертного исполнения, где философская глубина и рефлексирование на вечные темы любви и долга, духовной устойчивости и соблазна становятся самодовлеющими. Дирижёру Михалу Клаузе удалось добиться единого тока звучания оркестра, хора и солистов, в чём сказывается высокий профессионализм воспитанника легендарного Ильи Мусина и главного дирижёра Национального симфонического оркестра Польского радио в Катовице (на генеральной репетиции после его реплики в адрес струнной группы «Если вы не попали в pizzicato — то уже и не пытайтесь» хотелось аплодировать стоя). Талантливые солисты имели возможность чутко вплетать свои голоса в сложную полифоническую ткань оперы, не боясь «провалов» на фоне оркестра и капеллы «Думка». Стройность исполнения даже смогла отвлечь от странной конструкции на сцене, представляющей собой белую стену из пенопластовых (или гипсокартонных) плит. Видимо, освоение практики концертных представлений опер у нас ещё впереди.

Концертное исполнение оперы «Король Рогер» в Национальной оперы Украины Концертное исполнение оперы «Король Рогер» в Национальной оперы Украины

Перед самим спектаклем Михал Клауза ответил на несколько вопросов.

Михал, сказывается ли на исполнении национальность композитора и музыкантов?

Всегда легче исполнять композитора своей национальности. В первую очередь потому, что мы испытываем влияния одной и той же культуры, у нас одни и те же духовные корни.

Что это даёт?

Выходя в оркестровую яму, очень важно понимать, где истоки того, что сейчас будет исполняться. Приведу пример Одиннадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича «1905 год». Это произведение построено на патриотических песнях. Сейчас, в наше замечательное время информационных технологий, можно найти не только тексты этих песен, но и послушать, как они звучат в оригинальном варианте. Это колоссальный шаг навстречу освоения смысловых пластов, заложенных композиторов. Кстати, это происходит не всегда осознанно. Находясь в Ереване, где я дирижировал произведениями Кшиштофа Пендерецкого (в рамках фестиваля «Перспективы 21 века» в 2009 году — А. С.), я зашёл в один из местных храмов. К своему изумлению я услышал там мелодию, которую я знал из партитуры Пендерецкого. Я спросил его, откуда эта мелодия. И оказалось, что его бабушка была армянкой и в детстве пела ему этот мотив. Так он отложился у него где-то в подсознании, и потом спустя много лет проявился в его композиторском творчестве.

Михал Клауза — польський дирижёр Михал Клауза — польський дирижёр

За последнее десятилетие интерес к опере «Король Рогер» резко возрос. Чем это можно объяснить?

Эта опера открывает возможности для прекрасных постановок. Если по либретто она заканчивается не вполне ясно, то логичность музыки полностью это компенсирует. В последнее время «Короля Рогера» ставили на известнейших сценах мира: Народная опера в Варшаве, Opйra de Paris, Валерий Гергиев ставил её в Эдинбурге с труппой Мариинского театра (также Вроцлавская опера, барселонский Gran Teatre de Liceu, мадридский Teatro Real, постановка в рамках Bregenzer Festspiele в Австрии и т.д. — А. С.). Значит, эта опера интересна и востребована. Я думаю, актуальность оперы именно сейчас определяется вопросами, которые в ней ставятся. Во что мы верим? Почему мы ищем что-то другое? Человечество снова ищет для себя ответы.

По словам директора Национальной оперы Украины Петра Чуприны, «Король Рогер», возможно, войдёт в репертуар главной Оперы страны. Что же, посмотрим. Нашим афишам отчаянно не хватает новых названий.

Возможно уже в следующем году «Король Рогер» станет репертуарным для Национальной оперы Украины Возможно уже в следующем году «Король Рогер» станет репертуарным для Национальной оперы Украины


Другие статьи из этого раздела
  • Театральный марафон медиавойн

    Имя голландского режиссера Иво ван Хове прозвучало на постсоветском театральном пространстве лишь после того, как в 2008 году его спектакль «Римские трагедии» по Вильяму Шекспиру был представлен на Авиньонском фестивале
  • Театр і революція. творчість познанських «вісімок»

    У Польщі Театр Восьмого Дня вже став класичним, пройшовши довгий шлях від студентського театру поезії до театру європейського рівня. «Вісімки» спробували вдосталь різноманітних технік та напрямків (включно із методою містеріального театру Гротовського) до того, як зрозуміли, що саме вони прагнуть доносити людям. Цей театр можна назвати послідовником театру Ервіна Піскатора та в дечому навіть Мейєрхольда.
  • Голем. Долгое путешествие

    Театр московского режиссера Бориса Юхананова, ученика Анатолия Васильева, никогда не был в мэйнстриме и туда, понятное дело, не стремился. Его спектакли-испытания, раскрывающие на территории интеллекта и мистериального театра глубокие смыслы, не создаются, чтобы ублажать публику. Каждый должен терпеть муку рождения мысли: режиссер, актер и, в конечном итоге, зритель. Сейчас Борис Юхананов пытается создать театр там, где, казалось бы, его быть не может, — на фундаменте еврейской религиозно-философской мысли.
  • «Голый французский король»

    В конце октября Киев отведал очень не симпатичное блюдо. Французский спектакль по классической пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая» в постановке режиссера-актера Филиппа Кальварио и театральной компании 95 оказался стопроцентной неудачей, полной огрехов и дурновкусия. Нам показали второсортный продукт из недр самого периферийного французского театра.
  • Бога нет, есть сифилис. Брать будете?

    В Национальном цирке Украины поставили первый театральный триллер, или что-то вроде того

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?