Евгения Видищева: «Подростки сами говорят, что они не развиваются в своих городах»07 декабря 2017

Беседовала Анастасия Головненко

Фото из архивов Евгении Видищевой

Женя Видищева – театральная режиссерка. Училась в Академии искусств (в Лавре), участвовала в проектах «Тиждень актуальної п’єси», «ClassAct: Схід – Захід», работала в «Театре Переселенца», в «Диком» и в «PostPlay». Делала документальные, променад- спектакли и другие независимые проекты. Женя стремится изменить мир и считает, что сделать это можно только вместе с подрастающим поколением.

В ноябре этого года Женя анонсировала культурно-социальный Vidlik project, в котором ее команде предстоит объездить небольшие города Украины и постараться улучшить там качество досуга подростков. Первый город, в который отправилась экспедиция Видищевой, Счастье, находится в 30 км от зоны АТО.

Как ты пришла к этому проекту? Почему тебе вновь захотелось в такую близость от войны?

Мне не хотелось бы делать акцент на том, что Счастье – это Восток. Так просто сложилось. Это достаточно длинная и странная история, которая начала разворачиваться вокруг меня, складываясь как паззл. Первая вспышка произошла во мне во время Майдана.

Почему-то в детстве я была уверенна, что уеду в Америку, выиграю «Оскар», буду ходить по красным дорожкам и заниматься серфингом. После Майдана, после расстрелов, моя уверенность что ли пошатнулась. В один из тех дней, когда мы пришли в Академию, на обратном пути, я зашла на смотровую площадку на территории Лавры. Я всматривалась в свой город, и пыталась понять, а что дальше? Революция, смерти эти никому не нужные, а дальше ничего не происходит. В этот момент я подумала, что не хочу никуда уезжать, ни в какую Америку. Я решила, что со своей стороны, должна сделать все, чтобы это никогда не повторилось – хоть как-то поднять культурный уровень страны, что ли.

Команда Vidlik project Команда Vidlik project

А как вообще измерить этот «культурный уровень»?

Пока не знаю. Но у нас, почему так много, не «быдла», но какой-то серой массы в стране? Людей, которые стремятся не жить, а существовать. Когда только пиво во дворе и больше ничего не интересно, когда есть установка «дом – работа – дом». Когда человечество работает как завод – огромный конвейер по производству людей, у которых даже мысли не возникает о том, чтобы что-то изменить. В первую очередь мне кажется – это проблема образования и культурной сферы. Во-первых, это школа, во-вторых – отсутствие для школьников какого-либо хорошего интересного культурного контента. И это в момент формирования личности.

Счастье – это небольшой город с численностью населения (состоянием на начало 2014 года) 12 тыс. человек. Сейчас, конечно, меньше. Здесь есть две школы, интернат и Школа искусств, в которой ведут занятия по танцам. В центре стоит два ларька и магазин, в котором, кроме примитивных продуктов в три дорога нет ничего. В маршрутке, в которой я ехала из Северодонецка одна женщина везла огромный пакет фруктов, наверное, детям. Из него все время выпадали гранаты и катились. Фрукты, в смысле.

Что стимулировало тебя в свое время не стать «серой массой»? И почему это не стало доступным и твоим одноклассникам?

В моей жизни таким фактором стал театр. Я занималась в театральной студии в Школе искусств. Кто-то даже приходил из класса ко мне на показы. Здесь у меня появилась возможность увидеть что-то другое, кроме телика и странной музыки. Мы ездили на конкурсы, в том числе и за границу, в Болгарию, например. В 10-м классе вдруг понимаешь, что есть еще и такой, совсем другой мир.

А одноклассники, в целом – это не так уж кому-то было и нужно. К тому же есть стереотип, что актеры и режиссеры не особо много зарабатывают, оттого на нас, «творческих» и поглядывали немного косо.

Евгения Видищева Евгения Видищева

В проекте Vidlik project тебе таким же подросткам придется рассказывать о театре. Почему это им интересно, если твоим сверстникам было наплевать?

Они прямо сами формулируют то, что город вокруг них не развивается, не развиваются они. У них там ничего не происходит. И они сами заводят эти темы. Они страшно хотят уехать – сначала в Киев или в Харьков, там отучиться и переехать зарубеж. Меня это смущает, ну как это нечего делать, когда есть интернет и живые люди вокруг? Можно же посмотреть, почитать кучу всего интересного, или собраться и придумать что-то свое.

Правда, приехав в Счастье, я поняла, о чем говорили ребята. Мы недавно были в короткой экспедиции в этом городе. И здесь действительно нечего делать. Для малышей есть площадки, и вот еще что заметила – много стадионов. Дети говорят, что так деньги отмывают, потому что на них ничего не происходит. Просто стоят себе стадионы с красивыми турниками. Пустые.

В Счастье очень тихо. Просто-таки оглушающая тишина. Мы приехали уже в сумерки, вышли из маршрутки и почти не увидели людей. Думали, утром их станет больше, но и днем на улицах их было очень мало.

Куда же вы, все-таки, пошли?

Долго выбирали между ничего и ничего. Решили зайти в Дом культуры (кстати, внутри он очень классный) на школьную дискотеку. Подростки как-то не сильно горели желанием на нее попасть, но я уговорила их зайти хотя бы взглянуть. Здесь я увидела почти пустой зал, в котором дети лет по 11-12, пьяные, отрывались под музыку рэппера Face. По-моему, это даже музыкой назвать сложно – это такая в прямом смысле, текстовая порнография. Детям нравится, и я все могу понять, но не это.

Как это сможет изменить Vidlik project?

Мы хотим сделать такой проект, который станет базой для других начинаний. Чтобы после него подростки сами устраивали себе досуг – организовывали мероприятия, фестивали, открывали свои бренды. За десять дней мы хотим дать им опыт участия во всех творческих процессах. Они будут одновременно и режиссерами, и драматургами, и организаторами детских праздников. В этом марафоне они смогут попробовать себя во всем, получив свою дозу ответственности и спецзаданий.

Сверхзадача проекта – открытие базы, помещения, в котором они будут чувствовать себя максимально комфортно. Где им захочется находиться, где они сами для себя все обустроят. Чтобы там подростки смогли осуществить те планы, которые мы построим вместе. Здесь, в Счастье – дома. Надо же как-то развенчивать иллюзию о том, что хорошо там, где нас нет.

Команда Vidlik project в г. Счастье Команда Vidlik project в г. Счастье

Что может стать этим местом в Счастье, ты уже что-то присмотрела?

Мы рассматривали много вариантов – от «заброшки» до какого-то небольшого помещения в ДК. Надеюсь, нам с поддержкой местных властей, удастся заполучить последнее. Это еще и зависит от поддержки, которую окажут, например родители. В нашей экспедиции в тернопольскую область я поняла, что условно с папой, который вставит дверь, и мамой, которая принесет чайник, у проекта намного больше шансов. Надеюсь, в Счастье мы тоже сможем создать большую команду и максимально использовать локальный ресурс.

В ДК мы разговорились с одной женщиной. Она расспрашивала про проект, интересовалась, где мы будем жить, и сказала, что гостиница «Счастье» должна работать даже во время войны. Меня эта фраза как-то прострелила. Но сейчас гостиница, конечно, закрыта – жить некому, значит, нечем платить персоналу и т.д.

Чем вы будете заниматься с детьми в этом пространстве во время проекта?

Наша программа концентрированная: каждый день мы будем проводить тренинги, основанные на актерских упражнениях; мастер-классы по режиссуре и драматургии, занятия по профориентации. На последних подростки будут распределены по творческим группам, и будут сами готовить документальный спектакль о своем городе, праздник Рождества и другие мероприятия. Два часа каждый день мы хотим посвятить обустройству пространства и рефлексиям. Совместный творческий труд очень сближает.

Плюс лекции по арт-менеджменту, плюс мастер-класс по изготовлению «здоровых» сладостей (Рождество, все-таки). И плюс «привезенные» мероприятия – документальный спектакль-рефлексия о столице «Киевская перепичка», «Вечорниці 2к18» с классной украинской музыкой, также вместе создадим интерактивную экскурсию по городу.

Женя Видищева с подростками в Счастье Женя Видищева с подростками в Счастье

Кто в твоей команде и кто вас поддерживает?

Сейчас нас уже 15 человек, это невероятно, потому что все время кто-то предлагает свою помощь. Мы – молодые театральные актеры, режиссеры, звукорежиссеры, хореографы, художники. Да и не только, в команде есть школьники, гражданские активисты, ребята, которые развивают зеленый туризм.

Проект ни кем не финансируется и сейчас мы собираем средства на сайте «Спільнокошт» и с помощью нескольких ивентов. В Киеве нас поддержали много арт-пространств, театров, друзей: Paliturka, «Дикий театр», PostPlayТеатр, Zaxidfest, проект «ЦеШо» и так далее. А в Счастье – чудесная местная горадминистрация. Луганская обладминистрация пообещала поддержку, сейчас ведем переговоры. Но мы надеемся, нас поддержат и родители подростков – это бы повысило ценность проекта в целом. Гораздо важнее действовать сообща, да и чайник или дверь, принесенные с любовью, еще не помешали ни одному проекту.

Команда Vidlik project Команда Vidlik project


Другие статьи из этого раздела
  • Николай Халезин: в Украине есть темы, которые вышибаются из общественной дискуссии

    Руководители Белорусского «Свободного театра» Наталья Коляда и Николай Халезин на театральном шоукейсе в Киеве
  • Фотопроект «КРИЦ»: ритуал и балаганное Средневековье

    Театральность, заключенная в самых обыденных вещах
  • Алексей Лисовец. Гуманистический императив

    Когда я ставлю спектакль, я ставлю его для зрителя, которым являюсь я сам. И если на прогоне, когда я смотрю уже в сотый раз, у меня ослабевает внимание, я останавливаюсь и начинаю думать, чего не хватает, где я потерял зрителя — но на самом деле я потерял себя. Понятия «и так пройдет» для меня не было и не будет никогда. Лучше не позориться
  • Політичні маніпуляції театральної ляльки

    Після кожної вистави учасники Bread and Puppet Theatre випікають хліб та роздають його перехожим. Це не благодійна акція, а одна із засад філософії дешевого мистецтва, яку пропагують Bread and Puppet. Маніфест Cheap Art Philosophy набрав розмаху у 1982 році, коли став відповіддю на комерційне мистецтво, на противагу якому актори Bread and Puppet Theatre вирішили створювати свої вуличні спектаклі, які були би доступні для кожного, незалежно від соціального статусу чи заробітку

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?