|
Клим: «Нет нации — нет театра» *03 марта 2008Беседовал Сергей Васильев Фото Наталии Машаровой КЛИМ (по паспорту Владимир Клименко, но по имени его почти никто не знает и тем более не называет; впрочем, он и самоидентифицируется по этому псевдониму) — театральный философ, режиссер, драматург. Родился в 1952 году в Украине. Закончил в Москве ГИТИС (курс Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева). Настаивает на том, что театр — Прарелигия, в основе которой «Нулевой ритуал». В конце 80-х годов создал в Творческих мастерских при Союзе театральных деятелей лабораторию по изучению человека как феномена и исследованию пространства многомерного времени. Основные проекты, созданные в этой студии,- «Три ожидания в „Пейзажах“ Гарольда Пинтера», «Пространство Божественной комедии „Ревизор“, „Индоевропейский проект“ Первый обладатель высшей российской театральной премии «Золотая маска» в категории «Новация», авангардный режиссер и драматург Клим принадлежит к породе, что называется, чудаков, не приручаемых, перпендикулярных людей, отваживающихся жить своеобычно, произносить свои слова и чертить воздух собственными жестами. Жить, вопреки унылой пословице, не так, как водится, а так, как хочется. Осознавая при этом чудовищную ношу своей индивидуальности. Клим, между прочим, именно так и существует. Один из признанных лидеров нового русского театра, он в начале 90-х последним покинул блиндаж легендарных экспериментальных Творческих мастерских в Москве. Говорят, когда изнуренные неустроенностью, нищетой и безвестностью мастерскую Клима оставили последние актеры, он продолжал выполнять ежедневные тренажи в одиночестве. Скорее всего, это миф. Показательный, однако. Личности вроде Клима во все времена, а пуще всего — бессовестные и торгашеские, словно служат оправданием искусству, отдуваются своей судьбой за компромиссы, фарисейство, предательства, пресмыкательство своих менее стойких коллег. Они беззаветно жертвуют себя идее творчества, терпя лишения ради умозрительного, скажем честно, для большинства ощущения свободы и верности своим принципам. Одним словом, остаются неисправимыми и глупейшими максималистами. Клим именно таков. Он, пожалуй, совершил самый радикальный эксперимент в сверхталантливой генерации своих ровесников, заставив иначе, чем было принято, воспринимать театральное время. Его «Божественное пространство комедии Гоголя „Ревизор“ или „Три ожидания в „Пейзаже“ по Гарольду Пинтеру категорично извлекали зрителей из механических городских ритмов, предлагая окунуться — иногда на несколько вечеров кряду — в плавное течение вечного времени. Клим, кстати, украинец. Он родился под Львовом, вырос на Полтавщине, театром заразился Харькове, где служил машинистом сцены в академическом театре имени Шевченко, одновременно пробуя силы в любительских коллективах. Потом, что типично было для вязкой ситуации начала 80-х годов, драпанул с оцепенелой Украины в Москву, «чтобы никогда не возвращаться» Радикально отрезать родину, однако не получилось. Долгое время Клим нежно и терпеливо опекал запорожский театр LaVie, где актеры играли в костюмах из его коллекции (собранная на московских барахолках, она соперничает в богемных московских кругах в популярности только с аналогичным собранием нарядов еще одного украинского авангардиста в Затем, не устояв перед напором и обаянием Владислава Троицкого, стал заниматься с актерами его «Даха», писать для них пьесы. Впрочем, не только для них. Его «Богдана» играют во Львовском театре имени Леся Курбаса, «Украинский Декамерон» — в Одессе, а «Божественное одиночество» даже в Национальном театре имени Ивана Франко. Но, в общем, надо объективно, хотя и растерянно констатировать, что родным человеком для современной украинской сцены Клим так и не стал. Самого режиссера это, впрочем, ничуть не удивляет. Он вообще умеет смотреть на ситуацию с умиротворенной трезвостью. Хотя и принципиально не намерен ей льстить. Художник — это человек, говорящий поперекКлим: В Украине вообще не чувствуют и не понимают мировой контекст. И панически боятся Чехов говорил, что раба в себе надо выдавливать по капле, а нас, я сам это всю жизнь чувствую, необходимо высушивать, как болото. Дабы избыть хохляцкое сознание. Я никого не хочу обидеть, но государственного сознания здесь все еще нет. Парализованный страхом реформ театр, театр, не решающийся ставить перед собой большие цели, театр, равнодушный к своему будущему, погрязший в заскорузлости и подозрительности к любым начинаниям молодых, — наверное, следствие этого не сформировавшегося, инфантильного гражданского сознания. Ведь культура — интерьер духовного бытия человека. И театр позорит себя, если смиряется с собственной деградацией и извивается, как лакей, перед публикой. Художник обязан говорить своему народу о его несовершенствах. Это человек, говорящий поперек. Если государство очень религиозное, он заявляет: «Бога нет». Если в стране господствует атеизм, художник утверждает: «Бог есть». Функция культуры — учить сомневаться в мнимых ценностях и незыблемых истинах. Шут должен говорить правду королю. А король — уметь ее выслушать. Если в обществе пропадают шуты, значит, власть короля чахоточна. Я убежден, что Украина не должна сегодня жалеть денег на театр. Не мной первым сказано, что он объединяет нацию, формирует национальное сознание. В одной моей пьесе есть слова: «Король и церковь. Только те и те. Лишь те, над кем толпа не властна. Толпа и театр — есть вещи несовместные. Театр Я знаю, ты разделяешь театральные поколения на растительные и строительные. По каким признакам ты их определяешь? Это особые технологии взаимоотношений с социумом. Есть периоды, когда строят театральные здания, создают новое пространство для игры. А когда театр построен, там, обычно, возникают люди, несущие истинную жизнь. Они как вода. Вода ведь исполняет в строительстве дерева определенную роль, хотя сама по себе ее форма не самоценна. Строители понимают земную реальность. Они, как порядочные родители, сначала создают материальную базу, а потом заводят детей, которые, увы, потом часто своих родителей стыдятся, хотя и тратят заработанные ими деньги. Потерянное поколение — всегда поколение художников. Людей растительных, оранжерейных. А какой тип театра преобладает в Украине? А он есть здесь, театр? Ситуация, в которой находится украинский театр, чудовищна. Молодой человек ничего не может здесь сделать. Здесь вообще больше пекутся о пенсионерах, чем о молодежи. Логика для меня непостижимая. Люди, которые Советский Союз строили, продолжают это делать. Есть театр как коммерческое предприятие. Но нет воли в обществе и власти видеть его Когда есть в стране люди богатые, сознающие ответственность за будущее, верящие в свою землю, и в то, что на ней будут жить их дети, тогда они и вкладывают деньги пусть в непутевых, но в своих — художников, ученных. Или в систему образования к примеру. У нас же страна живет сегодняшним днем. Норовя при этом игнорировать объективную реальность. В нынешнем же театре она связана, в частности, с отсутствием, за единичными исключениями, режиссуры. А значит, больших задач и поступков. Нужны герои, которые, как хирурги, отсекут все гнилое, и начнут творить. Откуда им взяться? Нужна Ты Да, в моем поколении буддистский принцип недеяния, увы, часто удобно трактуется как неделания. Возможно, мы отвыкли бороться. Но, желая изменить реальность, лучше быть воином. То есть или всех соперников изначально простить, или же их Владимир Николаевич Оглоблин, убежден, по таланту не уступал Товстоногову. Его беда была только в том, что он жил здесь. Я думаю, что тут такая земля. Ладно, здесь растут огурцы, а не бананы. Но как объяснить феномены Влада Троицкого с «Дахом», Андрея Жолдака, в конце концов? Влад по сознанию русский человек. Это как к аборигенам приезжает иностранец. Он поражен необычностью их культуры, и влюбляется в нее. Это не говорит о том, что аборигены плохи. Просто их уровни разные. И Влад, Андрей — типичный человек строительной генерации — просто волшебник. Хотя и обстоятельства в Харькове ему улыбнулись — ему достался Знаешь, что я сейчас подумал. Почему в Украине самая любимая пьеса «За двумя зайцами»? В чем ее сюжет? Появился некий человек, который хотел нести культуру. Открыл цирюльню. Хотел жениться на образованной девушке. И чем это кончилось? Битьем и изгнанием, Но Голохвастый еще за одной барышней приударял. Но он же художник. Любит красоту. Французы не избивают художников за то, что они любят многих девушек. А дело все в том, что мы не терпим лидеров. Или думаем, что хорош только тот командир, который всех подавляет. А настоящий лидер ведь не уничтожает всех вокруг, а помогает им раскрыться. В театре, как нигде, это видно. Театр — это осознанная штука. Где нет нации, там нет и театра. Это, увы, закон. Так что украинскому театру пока остается только сострадать. Не будет его, пока у нас вместо крови — борщ. *Впервые опубликовано в журнале культурного сопротивления «ШО»№ 3 (29), март 2008 |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке