Go-Go Гоголь. Интервью с Владом Троицким о «Гоголь фесте»12 ноября 2007

Разговаривала: Марыся Никитюк
Фотографии: ЦСМ «ДАХ»

Как и когда вам пришла идея создания Гоголевского фестиваля?
После «Эйдоса», после всей этой истории с перформансом «Белый Босха» и экспозицией. Я вдруг увидел, что соединение разных видов искусств и объединение разных людей — очень интересно и вызывает резонанс, как у художников, так и у публики. Тогда я и подумал, что было бы не плохо сделать что-нибудь такое. К тому же до этого я планировал ставить в Арсенале спектакль «Смерть Гоголя», и так вот оно соединилось. То есть изначально была задумка спектакля, а потом я понял, что спектакль сам по себе не может являться самоценным, надо использовать на полную пространство «Арсенала» и сделать мультикультурный фестиваль.

Влад Троицкий, художественный руководитель и режиссер ЦСМ «ДАХ» Влад Троицкий, художественный руководитель и режиссер ЦСМ «ДАХ»

Почему Гоголь?

Сейчас искусство интересуется Гоголем. Почти во всех театрах идут его пьесы «Женитьба», «Ревизор». И «Бульбу» ставят, кино снимают. Гоголь идет. И скоро, через два года, будет его двухсотлетие.

«Гоголь-фест» мультикультурный проект, как вы представляете себе этот сплав искусств?
Тут важно чтобы появилось как можно больше участников в этом проекте. Людей, которые разделят ответственность за проект. Если, например, в рамках «Гоголь-феста» будет фестиваль современной фортепианной музыки, и если за это возьмется Громов, то это будет серьезно. Это будет на адекватном уровне. Если, например, «Арт-трафик» возьмется за организацию фестиваля арт-хаузного кино в рамках Гоголевского фестиваля, то будет очень хорошо. При этом еще очень важно соединение с европейскими кураторами и очень важно сотрудничество с европейскими фестивалями, которое позволило бы создать совместную творческую продукцию. Тогда интерес будет международный, и, возможно, появятся деньги Евросоюза.

Получается как бы много квартир под одной крышей «Гоголевского фестиваля» …
Они объединены единой идеологической парадигмой, быть амбициозным европейским фестивалем.

 

На первом фестивале все проекты параллельны, на будущее, не планируется ли унифицировать всю программу, подвести, допустим, под единый стиль?
Я не думаю, что есть смысл так делать потому что, как объединить, например, 80 художников, 10 разных театров и хоровые коллективы? Это может сделать только пространство. И культурный сплав произойдет уже в сознании зрителей. Не надо это объединять, оно объединится само по себе.

В этом году стержневым проектом есть спектакль «Смерть Гоголя»?
Ну не совсем так, по-моему, тут очень серьезная музыкальная программа, сама по себе она очень достойная: и духовно хоровое пение, будет участвовать три хора, и концерт Нины Матвиенко etc. Просто было мало времени, вот я и сделал доминанту в театральной части проекта, спектакль ДАХА. Притом, что я думаю, стержневой и главной историей будет все-таки экспозиция. Ведь таких прецедентов — 80 художников участвуют в одном проекте — раньше не было. Потом литературный круглый стол соберет всех наших писателей и приедет несколько из России. Так что, это тоже очень серьезный проект.

Художники сами по себе, или совместно выстраивают концепцию экспозиции?
Нет-нет, сами по себе. У каждого своя башня.

Что будет в самом спектакле «Смерть Гоголя»?
Понятия не имею. Вот мы его сейчас делаем, какие-то штуки получаются, какие-то нет. Это будет оратория, мистерия, но уже с текстами и на этот раз без «Дахи-Брахи».

А какое же тогда музыкальное оформление спектакля?
Песнопение, будет один из лучших скрипачей Украины Сергей Охримчук, будет. А «Даха-Браха» будут, как актеры играть.

Сергей Охримчук со скрипкой и задумчивый отец «Гоголь-феста» Влад Троицкий Сергей Охримчук со скрипкой и задумчивый отец «Гоголь-феста» Влад Троицкий

Почему именно «смерть» Гоголя?
Не знаю, родилось такое название. Мне всегда была интересна легенда о том, что его похоронили живым. Но в процессе работы над спектаклем мне больше стал интересовать его духовный путь как личности, мыслителя, мистика, философа.

То есть это и будет в основе сценического действия — его духовный путь? А обыгрывать легенду будете?
Сначала я очень активно хотел это дело использовать, но потом все дальше и дальше я практически отказываюсь от этого, не вкладывается в ту ткань спектакля, которая получается.

Гоголя между собой делят и Украина и Россия. Двухлетний проект «Гоголь-Fest» — это набирание оборотов, чтобы на двухсотлетие писателя был слышен голос и Украины?
Это не двухлетний проект, а два года подготовки к ежегодному фестивалю в апреле начиная с 2009. А по поводу масштабов, думаю, надо постараться, чтобы было даже сильнее чем в России.

А трение между украинским и российским Гоголем вы ощущаете?
Безусловно. В Украине эксплуатируют образ сельского писателя: вечера там всякие, сельская мистика, «Вий», «Утопленница». В России же это больше городская мистика: «Шинель», «Портрет», «Нос». И даже «Ревизор» и «Мертвые души» — это все-таки больше российская история. Но практически не берут во внимание его публицистику, избранное из переписки с друзьями, молитвы, завещания.

А в спектакле какого Гоголя будет больше? Или же акцент ставите на переписки, молитвы?
Я не знаю, какой это будет Гоголь, мистический, наверное. И, да, мы используем его корреспонденцию, молитвы.

В начале проекта, на «Сотом Макбете» вы объявили о миссии «Гоголевского фестиваля» — консолидировать украинские творческие элиты. Как получается?
Посмотрим по результатам. Но уже то, что подтверждено участие известных художников, писателей, говорит не мало.

Образ Гоголя и «Гоголь-фест» смогут сплести целостную канву украинской культуры?
Мы как раз для этого все и делаем, чтобы в одном пространстве собрались люди, которые редко объединяются: художники, театралы, музыканты. Даже художники отдельными кланами живут, а тут им предлагается единое пространство проекта. Друг друга, как минимум, увидят, с другой стороны, заявят о себе. Когда в твоей программе появляются имена каких-то художников, музыкантов, ты не на всех будешь ходить, но в условиях единого пространства естественней будет ходить, нежели наоборот. А если еще появляется европейская значимость, появляются кураторы и журналисты из европейских стран, то это уже и престижно. Одна из больших проблем нашей культуры — отсутствие престижа. В любом фестивале, какие проблемы участвовать? Я же провокацию сделал. А что там будет, почувствуют ли художники себя элитой, или нет, уже от них зависит. Тут очень важный момент, чтобы мытци ощутили себя не маргиналами-изгоями, как сейчас получается, а яркими публичными людьми, которые формируют лицо страны. Если это проникнет в их сознание, то появится определенная ответственность, не маргинальная ответственность: «я весь такой шишок, весь такой талантливый, хоть трава не расти», а ответственность за себя в контексте страны, тогда и государственность появится.

А как финансовая элита? Отреагировала на вашу провокацию?
Нет, конечно. Во-первых, там активно не велась работа — слишком короткий промежуток времени, а во-вторых, все сейчас заняты выборами, им надо власть поделить, причем тут меценатство или спонсорство? Но я думаю, что в дальнейшем, если мы выйдем на серьезные обороты, и «эта история» хорошо прорезонирует, можно будет рассчитывать на солидные бюджеты. Потому что бюджет фестиваля в 2009 году должен быть не меньше миллиона долларов, а то и больше. В этом фестивале я использую свои какие-то каналы частных денег, не связанные с серьезным спонсорством.

Спектакль «Смерть Гоголя» будет идти вне фестиваля?
Не думаю, потому что очень сложно будет адаптировать пространство. Спектакль же ставится именно под «Арсенал», а «ДАХ» — маленький. Разные масштабы. Поскольку приедут директора заграничных фестивалей, то возможно он будет играться за рубежом.

Сцена из репетиции спектакля «Смерть Гоголя» Сцена из репетиции спектакля «Смерть Гоголя»

Ну и какие вкусности ждут зрителя на самом фестивале?
Думаю, сам спектакль будет достаточно хорошим эстетским зрелищем, смыслово-красивым. Экспозиция будет очень интересна, с таким подходом к формированию идеологическим и конструкторско-дизайнерским, которого еще никто не делал. То есть вписывание экспозиции в интерьер здания «Арсенала» — башни, на которых и будут висеть полотна художников. Конечно, это делал Пинчук на самой первой экспозиции в «Арсенале» 2004 г. «Прощай оружие». Но тогда контемпорари-арт был совсем непонятным явлением, и выставка не имела широкого отклика в обществе. Сейчас же задача: вписать в пространство «Арсенала» конкретную экспозицию, в отличии от «Эйдоса», который просто сделал локальные картонные ячейки для художников. Будет концерт Дахи-Брахи и Кати Чили, думаю, достаточно оригинальное зрелище. Очень интересным обещает быть Д. Ингибаряна и Сережи Охримчука, этно-джаз. И многоголосный хор «Леополис», у них какие-то работы, которые еще нигде не звучали, по мотивам «Вия». Может, я запущу, я еще не договорился, но, наверное, так и будет: 9 сентября часа в четыре квартет современной классической музыки (Шестакович, Шнитке и Сильвестров).

Как происходит отбор работ художников?
Поскольку я не специалист, художников я не отбираю, я объявил дилетантские принципы и дал им полную свободу. К тому же есть программа In и есть программа Open. Последняя вообще никакого контроля не подразумевает, это для начинающих художников. Левая часть в Арсенале будет отдана им, там будет большая плотность работ, потому что на одной башне будет много художников. А справа будет программа In, где каждому художнику по башенке.

Open запланирован только для художников?
Нет. Еще у Капрановых будут какие-то такие вещи. Если кто-то возьмет на себя такую функцию, мы объявим конкурс-эссе среди молодежи и именитых авторов на гоголевские или окологоголевсике темы. А потом издадим зборник «Гоголь-наш», из лучших таких работ.


Другие статьи из этого раздела
  • Театр починається з вішалки…

    Люди, які ходять у театр, вони й за ковбасою, певно, ходять, але у театрі, гадаю, вони мають абсолютно інший настрій. Люди одні й ті ж, але тут у них якесь особливе натхнення. Ми посміхаємося весь час, можемо навіть себе самі похвалити, бо хто ж нас похвалить, як не ми самі?! Люди до нас дуже гарно ставляться, завжди дякують по двісті разів на день
  • Наследие Югославии. Сербский театр

    В конце 80-х наш театр в европейском контексте был одним из самых прогрессивных. Но в начале 90-х политические изменения — распад Югославии, приход к власти режима Милошевича — повлияли на театр. Страна оказалась в изоляции, стал деградировать BITEF, потому что невозможно было привести большие проекты из заграницы. Сербия превратилась в остров.
  • Не сотвори симулякр. Работа критика

    Одна из проблем современной театральной журналистики сегодня — это доминирование рецензии-анонса над рецензией-анализом. Можно говорить о различных тому причинах: объяснять все массовым читателем, извинять равнодушным к искусству спонсором или рекламодателем, аргументировать, наконец, высокой скоростью информационного обновления. Однако можно упомянуть также о негласных стандартах глянца, которые генерируются определенными личностями, мягко говоря, далекими от аналитики, искусства, да и, по большому счету, от настоящей журналистики. И, может быть, последнее как раз и является подлинной причиной растиражированного «облегченного» информационного продукта.
  • Театральная Польша

    Сегодня Польша — одна из самых сильных театральных стран Европы. Со средины 90-х здесь созрело и вышло в свет мощное поколение режиссеров, драматургов и актеров. Обновившись, творческие элиты, пополнились такими популярными в театральном мире именами как режиссеры Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яжина, Ян Клята, драматурги — Дорота Масловская, Павел Демирский и другие.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?