«Сыроеды»23 апреля 2008

Текст Марыси Никитюк

Что: Первый международный фестиваль театральных школ «Вдохновение», в режиме биеннале

Где: на базе Театрального института им. Карпенко-Карого

Даты: 15–21 апреля

Организаторы:Театральный институт им. Карпенко-Карого и «Интеко-холлдинг»

Есть один распространенный вариант развития: есть драйв — нет профессионализма, есть профессионализм — нет драйва. И в актерском мире это ощущается особенно: первые роли идут легко, по наитию, все ново, и всегда можно, показывая пальцем в небо, наткнуться случайно на солнце. Но как мучительно больно становится позже, когда уже четко известно, где это солнце. Многое найдено и, кажется, красок больше нет, других ипостасей себя больше нет, а новые роли есть, и как тут не обзавестись штампом самого себя? Трудно, однажды найдя, продолжать искать.

Часто смотришь спектакль и вдруг понимаешь, что это никому не нужно. То есть, безусловно, одним необходимо работать, а другим — развлекаться, но не более того. На профессиональной сцене однотонные спектакли отстреливают от зубов профессиональные однотонные актеры. Смотреть же на студенческие работы зачастую страшно — всеми силами стараешься простить инфантилизм. Нет на свете совершенства. Однако, еще не протоптав глубокую тропинку к секрету собственного вдохновения, учащиеся актеры заряжены необузданной энергией, они еще не играли сотый спектакль, и оступаются на сцене, наивно краснея, непосредственно выдавая свое волнение.

Сделав международный фестиваль студенческих работ «Вдохновение», организаторы фестиваля отнесли качество работ к условному уровню, сделав ставку на живую энергию, искренность постановок, и закрыв глаза на несовершенство работ, как на шелуху. Именно поэтому инициатива Института Карпенко-Карого и «Интеко-холлдинга» является столь интересной и привлекательной.

Фото Евгения Рахно. Алексей Безгин, ректор Театрального института им. Карпенко-Карого на скромном открытии фестиваля Фото Евгения Рахно. Алексей Безгин, ректор Театрального института им. Карпенко-Карого на скромном открытии фестиваля

Проводя больше десяти лет институтский кинофестиваль, Театральный институт только сейчас пришел к собственному театральному фестивалю. Трудности понятны: коллектив, даже студенческий, нужно привезти и разместить. Уровень общественной сознательности пока еще, к сожалению, не дорос до полноценного меценатства, а уровень культуры Государственного аппарата и чиновников не придет никогда к должной организации.

К тому же, подобный фестиваль — достаточно спорное удовольствие, ориентированный в первую очередь на обмен опытом между студентами, на профессионалов, режиссеров и критиков, он в меньшей степени интересен широкой аудитории. Хотя есть, конечно, и зрители, эдакие вуайеристы детских прелестей, Гумберты-Гумберты, прельщенные шероховатостями и занозами в теле талантливого, но стихийного спектакля.

В этом фестивале приняли участие театральные студенческие коллективы из Армении, Грузии, Польши, Литвы, из Харькова и Киева, собственно из Института им. Карпенко-Карого, на базе которого и произошло это продуктивное единение. Некоторые, как-то: театральная лаборатория Open circle из Вильнюса (Литва), уже являются самостоятельной театральной компанией, другие, как, например, Академия игры (третий курс факультета культуры и искусства Национального университета им. И. Франко), существуют при действующем театре — Львовском академическом театре им. Леся Курбаса.

Фестиваль заявлен как биеннале: раз в два года. Ректор института им. Карпенко-Карого Алексей Безгин поделился желанием привезти японскую театральную школу, театр Кабуки, китайский, филиппинский традиционный театр, словом, — всевозможную экзотику, которая бы позволила расширить горизонты своих студентов. Но, скорее всего, на этот фестиваль не скоро попадут агрессивные и авангардные спектакли, пока политика самого университета заключается в том, чтобы придерживаться традиционного пути. При этом почти все режиссеры настаивали на том, что их коллективы экспериментальные, а действительным новаторством оказалось только использование Академией игры притч Дзен в качестве драматического текста (никто иной до этого попросту не додумался) и попытка обжить кукольно-драматическое пространство четвертым курсом кукловодов из Карпенко.

Еще одной особенностью первого фестиваля оказалась жанровая полифония: армяне показали пантомиму и пластический театр, словаки — капустник и цирк, сотканный из метод и практик сценического искусства, изучаемого студентами Словацкой академии искусств, киевляне — работу с куклами, остальные — драматическое и танцевальное искусство.

Свободно, в первую очередь от собственных требований, насытиться и насладиться зрелищем пробных спектаклей и предложил фестиваль «Вдохновение». Даже с самого деревянного спектакля можно было посмеяться по-доброму, просто удивившись, зачем это они такое делают. Так получилось с Харьковской государственной академией культуры и их спектаклем «Осенняя любовь» (новелла Александра Олеся), где угадывались школьные подмостки, на которых стереотипизированная украинская панночка, цыганка и зомбиподобные существа пытались изобразить действие. Харьков вообще представил довольно странную картину. Харьковский университет искусств им. И. Котляревского показал пунктирный эскиз по «Антигоне» Жана Ануя, сделав взаимозаменяющимеся Антигонами всех актрис и одного актера. Осталось только непонятно, то ли они задорно постебали драматурга с его «трагедия это честно — здесь точно все умрут», или же сделали пародию незаметно для самих себя. Например, украинский хореограф Сергий Швыдкий на полном серьезе танцевал на Канадском фестивале в Торонто в 2000 году единолично и Кармен, и быка, и тореадора, и Хосе. А когда понял, что зритель смеется, переделал это в комедию и подарил спектакль киевскому актеру Кириллу Бину («В плену Кармен в плену» можно увидеть в Молодом театре).

Были спектакли провальные, были средние, был даже «мексиканский сериал» — актрисы из Веракузского университета (Мексика) представили без перевода «Восемь женщин» Роберта Томаса. Но поскольку стереотип испаноязычного сериального продукта в странах СНГ силен и прочен, то никак иначе восемь без умолку говорящих актрис не могли быть воспринятыми.

Было и несколько удач. Одна из них — дипломный спектакль четвертого курса кукловодов из института им. Карпенко-Карого. Они взялись под руководством режиссера Оксаны Дмитриевой за сложную символистскую драматургию Федерико Лорки. «Любовь Дона Перлимплина» — удачная попытка объединить кукольное и драматическое пространство. Спектакль насыщен сценическими метафорами и техниками: теневой, кукольный театр, разнообразные техники сценической речи (речитатив, протягивание и т.д.). Можно даже сказать, что порой слишком всего много: «как это они делают» временами преобладало над «о чем это они говорят».

Фото Ольги Закревской. Тимошенко Сергей играет с куклой старого дона Перлимплина Фото Ольги Закревской. Тимошенко Сергей играет с куклой старого дона Перлимплина

Удачным был и камерный спектакль уже упомянутых литовцев, основанный на откровенных рассказах из жизни актеров, на импровизации, искренности и простоте, он черпал себя из принципов паратеатра Ежи Гротовского. В тесном кругу актеры делятся своими собственными историями: «Когда я была маленькая, моя мама» … или «в первом классе я впервые влюбился…», «папа ушел, и больше я его никогда не видела…» Из этих историй — разноцветного мулине — режиссер сплел чудный искрений узор: «жизнь» называется. Литовцев вообще вся фестивальная публика очень полюбила — хорошие и обаятельные ребята. На завершающем концерте они долго пели что-то на литовском, переводя в лучших традициях пиратских кинопереводов 90-х: «спасибо, спасибо огромное, thank you, дякую».

Отметить стоит и Академию игры с их невероятно нетеатральным спектаклем «Пять стихий» по притчам Дзен, львовского молодого режиссера Евгения Худзика. Академию игры составляет третий курс актеров и режиссеров Национального университета им. Франко, которые учатся при львовском театре им. Леся Курбаса. Они четко идут в русле своего театра, где доминирует нетрадиционная, философски направленная литературная основа. Ребята уже показывали в Киеве разудалый спектакль «Мудрость на каждый день» по басням Эзопа, а теперь показали и притчи Дзен.

Медитативное успокаивающее зрелище, сложено из кусочков самодостаточных рассказов без конца, без начала, да и без однозначного смысла. В случаи с этим спектаклем становится очевидным, насколько важно, чтобы постановка нашла своего зрителя. Невозможно создать такое, чтобы от пионера и до пенсионера. Неподготовленный человек в медитации обычно засыпает, а ребята предлагали расслабиться и подумать.

Закончился первый фестиваль, к сожалению, жутким концертом, очень похожим на глыбы гранита с памятных курганов социалистических вождей. Вахтанг Чхаидзе, преподаватель института им. Карпенко-Карого, срежиссировал очередной капустник. Не обошлось без шеренги украиночек в веночках, президентского оркестра и ведущих со стихами — рудимент зрелищ Советского союза был представлен. Вот за такое взрослых на этом детском фестивале нужно было бить по рукам, чтобы они не пытались передать свои «лучшие умения» последующим поколениям.


Другие статьи из этого раздела
  • «Облом off»

    Харьковский театр «Новая сцена» показал в Киеве своего «Облом offа» по пьесе российского драматурга Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича». Постановка харьковчан откровенно проиграла пьесе: Николай Осипов, режиссер и основатель театра «Новая сцена», не нашел должного голоса для этого спектакля.
  • «Калигула»: Камю в картинках

    Накануне мы разговаривали с Явором Гырдевым и он сказал, что одна из его задач — создать «страшный спектакль», неуютный. Но «Калигула» не получился страшным. Слишком яркие краски постановки, персонажей, почти комиксовые герои, они появляются перед зрителем в тесном маленьком кругу мини-амфитеатра, специально созданного пространства на сцене центра им. Вс. Мейерхольда (восьмиугольник, завешанный красными шторами с красно-черной геометрической символикой). Каждый герой — типаж, у каждого своя ядерная краска, каждый новый входит в единственную дверь, восходит на постамент и говорит, что он не видел Калигулы.
  • Мат и злость в прошлом

    О том, как в театре «Актер» показали открытую репетицию по мотивам культового романа Чака Паланика
  • Тема офисов раскрыта

    Рефлексировать на тему офисов в театре сегодня очень популярно. В киевском театре «ДАХ» идет спектакль «Бесхребетность» по пьесе Ингрид Лаузунд. В Театре русской драмы тоже поставил свой офисный спектакль «Бизнес. Кризис. Любовь» по пьесе Урса Видмера Top dogs.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?