|
Поговорим об украинском05 октября 2009Текст Марыси Никитюк Фото театра им. И. Франка Премьера: «В воскресенье рано утром зелье копала» Текст: Ольги Кобылянской, инсценировка Неды Нежданой Режиссер: Дмитрий Чирипюк Художник: Андрей Режиссер по музыке: Юрий Шевченко Актеры: Алексей Паламаренко, Анастасия Добрынина, Александр Форманчук, Елена Фесуненко Поводом в который раз поразмышлять на тему украинского искусства и украинской классики в частности стал премьерный показ в национальном театре им. И. Франко. Украинский драматург и культуролог Неда Неждана сделала по заказу театра инсценировку самой романтической и фольковой повести украинского автора Ольги Кобылянской. Собственно, выбор театра — закономерен, Однако удивляет то, что за десятки лет независимости украинцы так и не преодолели навязанные им духовные стереотипы, не дотянулись до того, что есть лучшего в их культурной сокровищнице. Нас давно никто не цензурирует, а мы все еще цензурируем сами себя. Есть ли сегодня нужда популяризировать украинского интеллигента? Есть: процесс украинизации не завершен, процесс идентификации — Вот, собственно, поэтому мы имеем инсценировку очередного фолькового, сентиментального, классического (в узком понимании этого слова) украинского произведения во всем его стереотипном сценическом решении. И хотя объективно спектакль получился неплохим: энергичная, яркая, броская, очень фактурная молодежь, красивые декорации, динамичность и музыкальность происходящего, грамотная режиссура. Но! Но это все могло бы послужить Дмитрий Чирипюк не делает попыток переосмыслить предложенный Недой Нежданой текст инсценировки. Находки драматурга, о которых она рассказывает в интервью нашему изданию (разделение действия в соответствии с календарным годом, заострение темы раздвоенности человека), честно говоря, не играют. Все замыслы тонут в ярком, сочном украинском фольке: танцы, Но, как бы театр не стремился к реалистичности, его условность все равно не позволяет ему конкурировать достоверностью с кино, и это заведомо ложный путь. Такого эффекта как, допустим, от фильма «Табор уходит в небо» (та же линия фатума и зловещей любви, что и у Кобылянской) на тех же условиях невозможно достичь. А сценограф совместно с режиссером по музыке и с режиссером по сцене попытались достичь именно максимальной реалистичности: костюмы, песни — все аутентично. Даже эффект солнечного леса, грозового неба, дождя создается движущимися картинками на заднике. Три Кому нужен такой спектакль сейчас? Он, конечно, не помешает, но это абсолютно средняя постановка при серьезных затратах на красивейшие декорации и многолюдную толпу актеров. Постановка, которая того не стоила, потому что такая Кобылянская молчит или говорит архаичным малопонятным языком. Единственное, что хочется отметить, так это — игру молодой исполнительницы Елены Фесуненко: живая, изломанная, угловатая, с нежным голосом с хрипотцой — она чрезвычайно органична. Со временем, приобретя должную глубину, она, возможно, станет разноплановой и очень интересной актрисой. Кому стоит сегодня ставить украинскую классику? Точно не украинцам. Очень интересно было бы посмотреть, как Э. Някрешюс поставил бы Из украинских творцов разве что Дмитрий Богомазов в тандеме с Александром Другановым могут освежить классический материал, прочим не стоит и браться. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке