«Мокрая свадьба» и миропорядок12 мая 2008

Текст Марыси Никитюк

Он и Она родятся…

Он и Она приготовятся…

Он и Она встретятся…- алхимия любви — метафора театра «АХЕ»

Человеческое воображение всегда влекли недоступные знания и возможности. Одна из самых красочных и глубоких метафор человечества — алхимия — до сих пор возбуждает мистический трепет. Кто не представит таинственную, потайную комнату, где стол уставлен дымящимися колбами цвета изумруда, аквамарина и фуксии, где огненной птицей наблюдает мудрый феникс, а в углу, в кувшине персидской росписи, спрятано мумие?

Петербургский театр «АХЕ» в прямом и переносном смысле занимаются алхимией. И хотя современная наука ушла далеко вперед, и всем давно ясно, что сказок не бывает, но миропорядок так и остается не высказанным, не охваченным, до конца не объясненным. С помощью объемного кипящего дыма, молока, вина, песка, огня и диковинной машинерии театр «АХЕ» вовлекает зрителя в игру знаков и значений, выводя бессловесный диалог на архетипический уровень.

Фото Евгения Рахно. Максим Исаев — халдейский маг — усмиряет молоком непокорного Мужчину (Алексей Меркушев) Фото Евгения Рахно. Максим Исаев — халдейский маг — усмиряет молоком непокорного Мужчину (Алексей Меркушев)

Стиль своих постановок один из основателей «АХЕ» художник Максим Исаев охарактеризовал как «динамическая скульптура». Пространство их «Мокрой свадьбы», невербального спектакля, показанного в Киеве в рамках ГогольФеста, тяготеет к визуальному искусству, картинности, напоминая демиургический вакуум, в котором собраны все стихии. Исаев и Семченко — два мага в своем обращении с главными героями Мужчиной (Алексей Меркушев, актер «ДЕРЕВА») и Женщиной (Илона Маркарова) — демиурги, не ведающие ни жалости, ни любви, ни ненависти.

Фото Андрея Божка. Омывание вином-кровью рук демиурга Павла Семченко перед началом волшебства Фото Андрея Божка. Омывание вином-кровью рук демиурга Павла Семченко перед началом волшебства

Вся постановка сложена из происходящих друг из друга ритуалов приготовления, зачатия, инициации, свадьбы, является длительной подготовкой Его и Ее (первых, единственных, очередных) друг к другу. Женщину водят в закрытой башенке, ее лицо спрятано за белым стеклом, ее посыпают мукой, бьют цветами, омывают молоком. Мужчину же, зачав из земли молочным семенем, достают борющегося, голого и неразумного канатами наверх, где купают в ваннах из песка и кипящего дыма.

Пространство готического Арсенала, где своды уходят стремительно ввысь, ведя за собой живое эхо, идеально подошло под «Мокрую свадьбу». В конце Арсенала за колоннами размещен зрительный зал, посреди пространства, отведенного под сцену, — бассейн, за ним — дымящийся алтарь, где из земли и молока родится Алексей Меркушев. Над алтарем в железных лесах (светоконструкция) — еще одна площадка, где почти под небесным сводом некто Бородач готовит Мужчину к появлению Женщины. Внизу множество инженерных приспособлений, романтикой изобретательности уводящих в мистическое Средневековье — все пространство дышит и движется. «Ахейцы» не оставляют его в одной плоскости, используя бэкграунды и параллельные действия.

Фото Андрея Божка. Женщину (Илона Маркарова) тщательно готовят, омывают руки молоком, посыпают голову мукой Фото Андрея Божка. Женщину (Илона Маркарова) тщательно готовят, омывают руки молоком, посыпают голову мукой

В итоге дебоширящего Мужчину маги-праотцы уволакивают из бассейна от Женщины, рвут на нем одежды, и пока она на заднем плане ритмически что-то лепит из теста, на нем распиливают рыбу. Когда его оставляют одного голого с огромной рыбиной в руках, актер Алексей Меркушев демонстрирует мастерское владение телом, животный уровень движений так называемого физического театра. Его тело будто в сильном спазме, напоминает демона. Он обмазывается рыбой, извлекая из нее кишки, украшает ими шею как жемчугом, достает из нутра очки, пергамент, и начинает читать. Алексей Меркушев — воспитанник другого легендарного творческого объединения «ДЕРЕВО», обращенного к техникам танца, к пантомиме и физическому театру.

Фото Андрея Божка. Рыба проглотила смысл бытия и Алексей Меркушев должен теперь его найти Фото Андрея Божка. Рыба проглотила смысл бытия и Алексей Меркушев должен теперь его найти

Объяснять каждое действие этой символической постановки все равно, что разбирать картину импрессиониста по мазкам. Она о миропорядке, о том, что встречи не бывают случайными, и о том, что к ним нужно быть готовым, о жизненном пути, каждая ступень которого — выученный урок на пути к личному раю.

Первый вариант «Мокрой свадьбы» был поставлен на Театральной олимпиаде в Москве в 2001 году, Исаев говорит, что от него «разве что бассейн и остался» — так видоизменили художники-основатели Максим Исаев и Павел Семченко спектакль. Благодаря ГогольФесту и у киевлян была возможность 7 мая посмотреть качественный визуальный театр в духе интеллектуального шоу, что здесь бывает не часто.

Фото Евгения Рахно. Павел Семченко Фото Евгения Рахно. Павел Семченко

Фото Евгения Рахно. Илона Маркарова Фото Евгения Рахно. Илона Маркарова

Фото Евгения Рахно. Женщина и Мужчина должны найти друг друга, провожаемые стуком демиургов — одно из испытаний жизни Фото Евгения Рахно. Женщина и Мужчина должны найти друг друга, провожаемые стуком демиургов — одно из испытаний жизни

Фото Андрея Божка. Когда все горит, многое рушится Фото Андрея Божка. Когда все горит, многое рушится


Другие статьи из этого раздела
  • Как такое может быть?

    Спектакль «Моя дорогая Памела» не обещал ничего хорошего. Автор Джон Патрик — американский сценарист и драматург с натяжкой. Его пьесы отличает щуплое чувство юмора, отчаянная неправдоподобность и американская прямолинейность. В его фильмах снимался Рейган, а вот его пьесы имели успех исключительно в неискушенной провинции
  • Театр насилия Венсана Макеня

    Спектакль «Идиот» длится 3 часа, не считая перформенса в холле — нервные вздрагивания и затыкание ушей — обычная награда смельчаков, решившихся насладиться Достоевским от Венсана Макеня в зале Жемье национального театра Шайо. Введение публики в атмосферу «действа» начинается еще до входа в зал: холл театра украшен воздушными шарами и радостными Happy birthday, звучит Joy Division.
  • Милая Мила

    Меня лично никогда не интересовали женщины, живущие для любви, пребывающие в ожидании любви, плавающие в собственной сентиментальной патоке. В отличие от женщин думающих и создающих себя, меня не интересовали женственные судьбы просто женщин. Постановка об Эмили Дикинсон могла бы стать выражением приглушенной боли поэта, столкнувшегося с миром. Поэтессу Эмили Дикинсон сравнивали с Цветаевой, ставили вровень с Уолтом Уитменом, ее судьба ─ это судьба творца, а в постановке центральную роль сыграла женственность, что, вероятно, и обусловило слащавость спектакля
  • Актер — иероглиф

    В китайском, японском и корейском языке слово «каллиграфия» записывается двумя иероглифами, буквальный перевод которых — «путь пишущего». «Путь» читается как духовный выбор, внутреннее стремление обнаружить в искусстве письма философию жизни. Именно ее предложил познать танцовщикам хореограф Лин Хвай-мин. Он долго изучал китайскую каллиграфию, пока не обнаружил в ней «предельно сфокусированную энергетику»
  • Курбас. Реконструкция

    В день рождения Леся Курбаса, 25 февраля, в киевском центре им. Леся Курбаса хореографический коллектив TanzLaboratorium показал свою постановку годичной давности, созданную ко дню расстрела режиссера ─ «Курбас. Реконструкция»

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?