«Монологи вагины» в Киеве15 марта 2010

Текст Марыси Никитюк


Откровение или спекуляция?

25 и 28 марта в киевском концерт-холле «Фридом» покажут спектакль с пикантным названием «Монологи вагины» в постановке итальянского швейцарца Джулиано ди Капуа, который уже 15 лет проживает в России. «Монологи вагины» были созданы американской писательницей феминисткой Ив Энцлер в 1996-ом году в технике вербатим, набиравшей в 90-е годы обороты популярности. Ив Энцлер проинтервьюировала около 200 американских девушек и женщин, составив из их откровенных признаний серию монологов о том, как женщина входит в мужской мир, сталкиваясь с непониманием, нелюбовью, насилием и унижением. Эти монологи постоянно дописываются, так в 2003 году драматург дописала монологи о женщинах в Афганистане под властью Талибана.

В нашем новом мире, где царит видимое, задекларированное равноправие полов, под маской сексуальной революции укрылось взаимное непонимание, несовпадение идентификаций и целей. Женщины стали похожими на мужчин больше, чем сами мужчины, но осознание этого как проблемы не приходит, несмотря на существующий и открытый конфликт женского и мужского начала. Именно поэтому проекты по типу «Монологов вагины» так важны, ведь театр дает возможность посмотреть на явление дистанционно: женщинам понять себя, мужчинам — понять женщин. Можно долго спорить о художественной ценности этой пьесы, но она поднимает социально важный вопрос, пусть он и пребывает в некоторой спекулятивной плоскости: пытаясь быть женским катехизисом, «Монологи» говорят по большей мере о физиологии.

Сначала Энцлер сама исполняла свои монологи на Off-Broadway, потом пьеса стала символом V-дня и борьбы против насилия над женщинами во всем мире, к 2001-м году в ее постановке были задействованы такие звезды как Вайнона Райдер и Вупи Голдберг. «Монологи» переведены на 45 языков мира, игралась более чем в 130 странах. Ив Энцлер — организатор V-движения против физического и сексуального насилия над женщинами. По всей Америке с 1998-го года (год основания V-дня — дня Вагины) 14 февраля в колледжах, школах проходят аматерские и профессиональные постановки «Монологов вагины», сборы от которых идут на борьбу против насилия над женщинами. А почетными членами «Хора Вульви» (название взято с сайта V-дня), которые так или иначе поддерживают день-V, или играли в «Монологах вагины», являются Вупи Голдберг, Вайнона Райдер, Мерил Стрип и другие знаменитые женщины.

В России «Монологи вагины» увидели в 2003 году на Чеховском фестивале в исполнении Штутгарского театра, пьесу обругали, Штутгарских актрис похвалили за смелость и за исполнение. В этом же году Джулиано ди Капуа поставил эту пьесу в Вильнюсе в Литве и привез на фестиваль «Новая драма» в Москву. Через два года, в 2005-ом он уже сделает премьеру в Петербурге, именно этот спектакль увидят киевляне в конце марта.

Монологи ди Капу разделил на четырех актрис, играют: Наталия Кудрявцева, Марина Рокина, Елена Липец и уже знакомая киевлянам по представлению «Мокрая свадьба» питерского театра АХЕ (Гогольфест 2008) Илона Маркарова. Посреди сцены некое символическое углубление, остальное пространство отдано пустоте, чтобы не отвлекать от огненно-красных актрис. Для Джулиано ди Капуа красный цвет это не цвет агрессии, но цвет победы, а «Монологи вагины» — ода женщине, и попытка внести гармонию посредством искусства в мир мужчин и женщин.

Эту постановку стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы знать, что мы отрицаем, а что приемлем, и определить, является ли это искренним кричащим высказыванием или попросту спекуляцией на табуированные темы.


20, 28 марта, 19:00

Гастроли «Монологи вагины»

Concert-hall FreeДом,

Билеты: 600 — 1500 грн.


Другие статьи из этого раздела
  • Іранське ритуальне дійство тазіе

    Тазіе ─ це суто перська театрально-ритуальна традиція, яка попри всі заборони та численні трансформації дійшла до наших часів. У доісламський період (до сьомого століття нашої ери) в Ірані були поширені видовища іншого типу, пов’язані із траурними церемоніями і вшануванням іранських міфологічних героїв: Сіявуша, Шервіна, Іраджа, Заріра. Коли араби захопили Персію, традиційні видовища було заборонено, оскільки cамі араби не мали театру і, мабуть, мало розуміли його суть. Натомість вони принесли іслам, і персам довелося трансформувати історію про Сіявуша у ісламську релігійну оповідь. Так, виникає тазіе, що в перекладі із арабської означає «співчуття», «жалоба». Тазіе, зазвичай, має один стандартний сюжет про загибель імама Хусейна, який залежно від регіону, де він грається, доповнюється чи видозмінюється
  • Китч — очаровательный и беспощадный

    Гастроли Алексея Коломийцева в «Диком театре»
  • Київська Пектораль 2007

    27 березня у Міжнародний день театру вшістнадцяте вручили премію «Київська Пектораль» — статуетки пекторальних півмісяців і п’ять тисяч гривень на лауреата. Стосовно об’єктивності цьогорічної Премії сумніватися важко: 18 діючих театральних критиків видивлялися з маси київських прем’єр 2007-го року адекватних номінантів і чітко фіксували свої враження. Те, що остаточне рішення приймали не вони, а оргкомітет у складі чотирьох осіб, на результати суттєво не вплинуло, а ось останні суперечки між експетрами та організаторами матимуть продовження в переорганізації роботи експертного комітету. До того ж фінішував цьогорічний комітет без трьох експертів: В. Заболотня, А. Липківська та Котеленець на останньому етапі голосувань участі не брали.
  • Театр по колу

    Вперше на київській сцені, в Молодому театрі, свою роботу представив режисер Андрій Бакіров, який ставить спектаклі по всій Україні. Для київського дебюту він обрав п’єсу безкомпромісного песиміста, відомого французького драматурга ХХ ст. Жана Ануя «Коломба». Завдання амбіційне і важке, з огляду на те, що улюбленим жанром Ануя була трагедія. А його світи — це завжди жорстоке зіткнення і протиставлення ідеалу з реальністю. На сцені стрімко розгортається трагедія кинутого зрадженого ідеаліста
  • Глубина личной боли

    К вечеру в павильонах студии Довженко становится прохладно и сыро, возможно, поэтому — как-то даже в толпе зрителей — одиноко. Но это как раз впору, в настроение нового хореографического спектакля Раду Поклитару. Этот двухактный балет на четыре танцора с абстрактным названием «Квартет-а-тет» стал одним из самых ярких впечатлений театрального ГогольFestа. Отчаяние, безнадежность и горечь. В этот раз сквозь привычно чистые и техничные танцы Полкитару прорезалась сумятица страсти, боли и человеческого метания.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?