Юная энергия классики или почти сумасшедшая «Женитьба»19 апреля 2010
Текст Марыси Никитюк
Фото Андрея Коротича
Театр «Открытый взгляд», Ильинская 9
Спектакль по мотивам Н. Гоголя «Женитьба»
Режиссер: Ксения Ромашенко
Читать пьесу «Женитьба» Николая Гоголя и сегодня одно удовольствие. Открывается галерея исключительно гоголевских фарсовых персонажей, среди которых и трусливый Подколесин, и напористый хитрый Кочкарев, и простодушная душка Жевакин, и, конечно, жадина Яичница. Их диалоги исполнены комичной серьезности, свойственной истинным ханжам и дуракам (которых Гоголь любил изображать), соблюдающим напыщенно светское — не к их лицу — приличие. «Скажите им: „Подите вон, дураки», — советует Кочкарев Агафье Тихоновне совершенно серьезно. „Женитьба, невзирая на свою бытовую устарелость (быт, чин, лексика), по-прежнему чрезвычайно актуальна: пороки и страхи человеческие не изменились с гоголевских времен, характеры и ханжество, увы, — тоже.
«Женитьба». Начало. Театр «Открытый взгляд» работает на вольной площадке Киево-Могилянской Академии, где при хорошем начинании — дать дорогу юности, — чаще дают зеленый свет всякой смысловой пошлости и откровенному театральному сырью. Опаска и настороженность — естественный настрой перед посещением КМА, но не в случае с «Открытым взглядом». Собственно, именно кураж режиссера в работе с текстом и азарт актеров «сделал», то есть оживил, обновил, осовременил прекрасную пьесу Гоголя. В постановке нового театра «Открытый взгляд» первооснова переведена на украинский (и это к удивлению не умалило красоты текста, а придало ему дополнительного колорита), а действие пьесы было перенесено режиссером Ксенией Ромашенко в современный Киев. переселили на Оболонскую набережную в двухэтажный элитный особнячок, вручили ей две квартиры в центре и дачу под Киевом. Жевакина сделали не моряком, а певцом, эдаким Элвисом с заячьей губой и феерическими повадками. Яичница из коллежского асессора превратился в заместителя начальника налоговой службы, ему надели круглые очки кота Базилио, приталенную жилетку, пижонские штаны и снабдили несколько гейскими повадками. Словом, все персонажи — утрированные представители нашего «сегодня».
Кочкарев (Станислав Жирков) разговаривает с Живакиным (Петр Микитенко) через вымышленное переговорное устройство — кубик Яичница — Богдан Любомирский Агафья Тихоновна — Анна Веселова Каждый актер, не скрывая своего удовольствия, нес сквозь всю постановку свою маску. Режиссер прекрасно продумала соответствие актерской фактуры персонажному типу, наметив комизм еще в процессе раздачи ролей. Например, Подколесина играет Дмитрий Соловьев, актер рослый статный, спортивного телосложения, и поэтому когда этот детина робеет, виновато сутулится или пускается в отчаянное инфантильное нытье — нельзя не улыбнуться контрастности его образа. Яичница исполнен гротеска: взвинченный Богдан Любомирский с метросексуальными повадками менеджера среднего звена обворожительно отвратителен. Жевакина играет Петр Микитенко. В оранжевой атласной рубашке с цыганскими рукавами и в синих обтягивающих штанах он — воплощение отечественной эстрады: завышенная самооценка, самовлюбленность и… заячья губа. Этот горе-жених — совершенное воплощение фарса, обаятельный и добродушный, он поет песенки о любви и комбидресе, надрывая гитару. Агафья Тихоновна — Анна Веселова — эдакая инфантильная богатенькая дурочка с неизменным маленьким рюкзачком в виде собачки. Они с Подколесиным идеальная пара — оба инфантильны, глупы, добры и пугливы. Но все же Агафья пуглива ровно настолько, чтобы все-таки облачится в белое подвенечное платье, и побежать на встречу судьбе. А Подколесин, смастерив из черных кубов, лежащих на сцене, окно, выпрыгивает на свободу.
Агафья Тихоновна и Подколесин. Смущенные признания Агафья Тихоновна и Подколесин. Смущенные признания2. Развитие Самым ярким в спектакле, бесспорно, является Кочкарев — вездесущая сваха, интриган и шут. Его с блеском играет Станислав Жирков, который гримасничает, танцует, кричит и приводит самые невообразимые доводы в пользу брака. Жирков вместе с Соловьевым — прекрасный тандем, растерянный великан и хитрющий обаятельный паяц. В конце, не выдержав нерешительности обеих сторон, Кочкарев-Жирков едва силой не венчает горе жениха и невесту, нацелив на них дуло водяного пистолета. Кстати, водяной пистолет — как крайний довод — в этом спектакле вполне уместен. Эта «Женитьба» настолько балаганная и шумная, что, кажется, здесь все немножко сошли с ума — с такой энергией и азартом актеры «Открытого взгляда» подступились к классике.
Кочкарев прибегает к крайним мерам — водяной пистолет Женитьба под дулом водяного пистолета