Японцы в Киеве12 апреля 2010
Текст Марыси Никитюк
Фото Андрея Коротича
Музицировали
Рисовали
Щебетали
В Киеве побывали японские мастера каллиграфии Сашида Такефуса и Хиросе Шёко, икебаны Исимару Саюри, и игры на кото и cямисене Ямагиси Хидеко, Кусама Мичиё, Ватари Дзюнко. Конец марта был отмечен днями Японии в Киевском национальном лингвистическом университете, в Университете им. Шевченко, в Украинско-Японском Центре, в одном из додзе каратэ, в додзе Айкидо Ешинкан Киев Мисоги, в галерее «Карась». Каллиграфы и музыканты за пять дней своего пребывания в Киеве посетили с демонстрациями десятки культурных мест в Киеве.
В галерее «Карась» на японские посиделки собрались киевские художники, бизнесмены и работники Украинско-Японского Центра. Зрителям продемонстрировали искусство каллиграфии, и те, кто заказывали мастерам «что написать», домой ушли с аккуратными свитками ватманов с сырыми иероглифами в черных потеках туши. Такефуса Сашида яростно нападал на листы белой бумаги, однако иероглифы ложились жирными рваными, но надежными, уверенными линиями. А Хиросе Шёко, работая более мягко, но демонстрировала каллиграфию нервную, в более тонких линиях с менее узнаваемыми иероглифами. Картины мастеров демонстрировали мужское и женское мастерство — Инь и Янь, — выражая силу, настойчивость воина и ловкость, пластичность лисы.
Выставка калиграфии Сашида Такефуса и Хиросе Шёко в галерее «Карась» Хиросе Шёко демонстрирует свое искусство каллиграфии Киевляне также слушали выступление ансамбля «Ямагиси» на кото и сямисэне — оба инструмента используются в традиционном театре Кабуки в качестве музыкального сопровождения. Кото и сямисен — струнные щипковые инструменты. Сямисэн активно используют в современной музыке, например, известные в Европе братья Ешида исполняют традиционные мелодии для сямисэна с вкраплением современных музыкальных элементов, часто в рок-аранжировке. Кото — струнный щипковый инструмент с длинным широким корпусом, множеством струн, которые покоятся на специальных подставках. Что самое интересное, перед каждой новой мелодией размещение этих подставок меняют, изменяя лады и тональности, так смена мелодии характеризуется «перенастраиванием» инструмента. Играют на кото тремя пальцами со специальными накладными ногтями «котодзуме».
Ансамбль «Ямагиси» исполняет традиционные японские песни «Котодзуме» — специальные накладные ногти, с помощью которых играют на кото Кусама Мичиё, исполнительница ансамбля «Ямагиси»:
«Сямисен в театре Кабуки может быть использован сам по себе, кото же — всегда в паре с сямисеном. Сегодня гидаю — чтецы-нараторы — исполняют свои песни отдельно от игры на инструментах, играют — музыканты. Мастерство игры на традиционных инструментах передается, как правило, из поколения в поколение, но преподается также в школах. Мы профессионально изучали игру на кото и сямисене в Токийском художественном университете»
Кусама Мичиё Выставка калиграфии Сашида Такефуса и Хиросе Шёко в галерее «Карась» Традиционные японские музыкальные инструменты кото стоят по обе стороны от иероглифа «Мичи» — Путь Выставка калиграфии Сашида Такефуса и Хиросе Шёко в галерее «Карась» Иероглиф «Ай» — любовь. Мастер Сашида Такефуса Сашида Такефуса и директор Mitsubishi Corporation Оцуки Юдзи Исполнитель на японском барабане вадайко Накамура Хитоси Сашида Такефуса Ансамбль «Ямагиси» Директор «Хонда Украина» Ямасаки Хидето и директор Mitsubishi Corporation Оцуки Юдзи Осаму Мидзутани Директор Украинско-Японского Центра Хиросе Шёко и ансамбль «Ямагиси» Мастер Такефуса приступает к демонстрации каллиграфии Рождение иероглифа По просьбе TEATRE Сашида Такефуса написал «айкидо» Название японского боевого искусства «Айкидо» состоит из трех иероглифов: соединять, дух и путь Игра на кото Театральный медведь Нафаня оказывается тоже владеет игрой на кото Нафаня исполняет старинную японскую песню о смерти славно сражающегося самурая против трехтысячной вражеской армии