Второй план Леонида Быкова15 мая 2009

Публицистический коллаж

«Быков обладал редким даром комедийного актера. Но во всех его ролях просматривался второй план — какая-то тоска, внутренняя трагедия

Клара Лучко

Светлая личность

Есть люди, в которых живет солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то с ними рядом тепло и светло… Это свет доброты. Человек, наделенный таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Леня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление. Есть и такие хитрецы. Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта.

… Леня занимал какое-то свое, никак им не защищаемое, но только ему принадлежащее место. Природная интеллигентность, вежливость, уважительность, что ли, сквозили во всех его словах, рассказах, беседах. Эта обаятельнейшая человеческая черта освещала и его актерские работы…

… Посмотрев картину «В бой идут одни старики», искренне-горячо порадовался успеху в ней Быкова. Что-то было в этом фильме певуче-украинское и нежно-наивное. Что-то звучало в нем отголоском, эхом от «Добровольцев» — та же распахнутость, романтика, песенность. Но главное и самое прелестное в фильме — образ, созданный Леонидом Быковым с такой влюбленностью, с такой душевной щедростью! Он будто спел, а не сыграл свою роль. И дело не в музыкальности всего фильма. Секрет в певучей душевности, в бьющей через край талантливости…

«Как жаркие свечи…» / М. Ульянов. «Возвращаясь к самому себе». — М.: Центрполиграф, _1996

«Слишком ранимым человеком он был для современного мира. Человек — идеал, человек будущего, которого с любовью называли домашним именем Леня…»

Ада Роговцева

Кадр из фильма «В бой идут одни „старики“ Кадр из фильма «В бой идут одни „старики“

Актерская индивидуальность

Широкая известность пришла к Быкову с фильмом «Укротительница тигров». В картине, правда, ему было уделено не главное место. Основной дуэт Касаткина — Кадочников. Но без Быкова трудно представить себе не только перипетии «треугольника», трудно представить себе эту картину комедией… В самых разных ситуациях — порой совсем легковесных и откровенно юмористических — актер абсолютно достоверно и всерьез представляет переживания своего героя.

Вскоре появился… «Максим Перепелица». В Максиме Перепелице зритель увидел непутевого, но доброго, чем-то привлекательного, но смешного парня… Отдавая должное достигнутому Быковым в этой новой роли, следует все же сказать, что кроме более яркого внешнего рисунка актер не привнес в картину ничего, о чем бы следовало говорить как о шаге вперед в постижении мастерства, в раскрытии новых граней своего таланта. Драматургия роли не давала для этого никакого материала.

По-настоящему новое проявилось в другой работе актера, в образе Алеши из фильма «Добровольцы». Стремление максимально полно раскрыть душевную щедрость Алеши, цельность его характера заставило актера отказаться от броскости, эффектности внешней характеристики своего героя…

Подобно многим актерам, Быков обладает такими чертами актерской индивидуальности, которые невозможно полностью скрыть никаким гримом, никаким перевоплощением.

… Талант Леонида Быкова специфичен. Актера легко узнаешь в каждой новой роли. Положите рядом фотографии его персонажей. Даже при гриме они похожи. Быков… Быков… Быков… Их легко спутать друг с другом, если вы не видели фильмов с этим актером. Но, зная фильмы, эти образы никогда не спутаешь, ибо внутреннее содержание их неповторимо…

И. Кацев // Альманах «Актеры советского кино». Выпуск второй. 1966

Леонид Быков в фильме «Максим Перепелица» Леонид Быков в фильме «Максим Перепелица»

«Он был неисчерпаемым источником юмора, фантазером, прекрасно пел, танцевал, был всесторонне подготовленным спортсменом…»

Николай Мащенко

Персонажи

… Актер вроде бы человек подневольный, берет, что дают. Но у настоящего художника, а именно таковым является, без сомнения, Леонид Быков… даже не в самых совершенных, по сравнению с другими, ролях без труда обнаруживаются черты, которые позволяют считать все созданное артистом единым творением, занимающим определенное место в нашей духовной жизни. В этой связи, должно быть осознано и зафиксировано непременное стремление Быкова зафиксировать в избранной роли ее сущностную принадлежность к какому-то определенному социальному характеру, это его удивительная способность одним жестом напомнить зрителю, всколыхнуть в нем все то, что знает он об этом герое по жизни… Надо ли повторять, что герой этот, как правило, пришелец из будней, из самой что ни на есть обыденнейшей жизни, в силу чего рамки этого образа никогда не бывают строго определены — жизнь безбрежна, она оборачивается для человека разными своими сторонами, порой самыми неожиданными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что быковские персонажи зачастую очень легко и незаметно подымаются «снизу» прямо «наверх», в область возвышенного, на чем и строится развитие образа, поначалу вроде бы программно заземленного, намеренно опрокинутого в жизненные подробности.

Сергей Тримбач // «Искусство кино». Киев, май 1978

«Быков-режиссер удивительно нежно и бережно относился к окружающим, он никогда не поднимал голоса на гримера, оператора или актера»

Владимир Талашко

Режиссерские работы

На студии «Ленфильм» Леонид Быков, благословленный Григорием Михайловичем Козинцевым, делает свои первые режиссерские работы. Совместно с Г. Раппопортом снимает одночастевку «Как веревочка ни вьется», пишет сценарии и ставит сюжеты для «Фитиля». Потом был телефильм «Где вы, рыцари?» и, наконец, комедия «Зайчик», которая, к сожалению, не стала творческой победой, хотя и убеждала в профессиональности Быкова-режиссера.

К новой профессии Быков пришел от неудовлетворенности тем, как складывается его актерская судьба, оттого, что крепло в нем ощущение своей темы в искусстве: «Моя мечта — поставить и сыграть реквием о солдате, не вернувшемся с войны».

Быков искал соратников, единомышленников, потому что знал: кино — такое искусство, которое нельзя делать в одиночку. И он нашел их. Нашел на Студии им. А. Довженко в лице сценаристов Е. Оноприенко и А. Сацкого, в лице оператора В. Войтенко. В лице молодых актеров, выпускников Киевского института театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого. Так родился фильм «В бой идут одни „старики“.

Леонид Быков в фильме «В бой идут одни „старики“ Леонид Быков в фильме «В бой идут одни „старики“

Вадим Спивак. «Герой поющей эскадрильи»

//Советская культура, 9 июня 1978

«Для его творчества характерна достоверность, покоряющая искренность и мягкость, сплав юмора и драматизма. Он мастерски соединил элементы трагедии, комедии, подкупающей лирики»

Алла Жукова

Фильм о человечности

Леонид Быков о фильме «В бой идут одни старики»: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии.

Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят.
В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену.

Так родилась тема «В бой идут одни „старики“. И другая — не менее дорогая нам известная мудрость гласит: „Когда говорят пушки, музы молчат“. Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои „второй, поющей эскадрильи“ любят повторять: „Войны преходящи, музыка вечна!“.

Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке.

Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

«Московская кинонеделя», 11 августа 1974

Кадр из фильма «В бой идут одни „старики“ Кадр из фильма «В бой идут одни „старики“

«Леонид Федорович краснел как ребенок, когда кто-то ругался в его присутствии матом (а ему было 45 лет!). Стеснялся носить галстук, надевал его в крайне редких случаях. Одевался очень скромно. Стеснялся ездить в своей машине (у друзей-то машин не было!). Стеснялся и краснел, когда его узнавали прохожие»

Алим Федоринский

Внутренняя тоска и трагедия

Леонид Быков… Заводила, веселый, обаятельный человек. Казалось, что у него легкий характер, он как бы не замечал трудностей, не обращал на них внимания. Но так только казалось…

Это была личность, думающий человек, которого все волновало, прекрасный актер, давно переросший тех героев, которых он играл. Надо сказать, его внешность не соответствовала его сложному внутреннему миру.

Режиссер Надежда Кошеверова пригласила его в картину «Укротительница тигров». Она почувствовала его огромный актерский потенциал и предложила роль юноши, влюбленного в героиню, ее играла Людмила Касаткина. А она предпочитает другого — его роль исполнил Кадочников.

Тогда еще не было Госкино, и все пробы утверждали в Министерстве культуры. Пробы смотрела министр Екатерина Фурцева.

— Не понимаю, как этот гадкий утенок может быть соперником Кадочникова, — сказала она. Быкова не утвердили.

В кино не бывает секретов, и тут же нашлись «друзья», которые передали эти слова министра Быкову. Фурцеву в конце концов уговорили, и Леня сыграл роль Пети Мокина блестяще. Он украсил картину. Но те слова, что были сказаны ею, разве их можно забыть? Он многие свои роли сыграл вопреки и наперекор. Его долго уговаривали сняться в главной роли в фильме «Алешкина любовь», а он отказывался: «Ну какой я Ромео? Не буду играть!» Он помнил «гадкого утенка».

Быков обладал редким даром комедийного актера. Но во всех его ролях просматривался второй план — какая-то тоска, внутренняя трагедия. Зрители понимали, что не все так просто у героя фильма, и потому ему сочувствовали.

Клара Лучко. «Я — счастливый человек». — М.: Вагриус, 2006


Другие статьи из этого раздела
  • Александр Агафонов: плодородная земля искусства

    Само детство… Послевоенный Киев… Первые впечатления о Рождестве в селе… Смерть отца — мне было всего семь лет. Смерть бабушки… И все же, несмотря ни на что, я вспоминаю детство с чувством счастья, которое никогда не проходит внутри моего сердца. Я также вспоминаю людей, открывших мне мир и искусство, которые стали моим временем. Без этих людей я бы не состоялся.
  • Всеволод Мейерхольд: от театрального балагана к драме судьбы

    «Театральное представление не знает ни  „вчера“, ни  „завтра“. Театр есть искусство сегодняшнего дня, вот этого часа, вот этой минуты, секунды… „Вчерашний день“ театра — это предания, легенды, тексты пьес, „завтрашний день“ — мечты художника». Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.
  • Владимир Набоков: Целомудренная страсть интеллекта

    У своего биографа Эндрю Филда Вл. Набоков взял письменную расписку, что тот выбросит из текста набоковской биографии все, что ему не понравится, по первому же требованию. Это было своеобразным литературно-биографическим блефом. Набокову на самом деле нечего было бояться, его биография — это кабинетная смена событий. Он писал по утру стоя, затем после обеда — сидя, а к вечеру — лежа.
  • Єжи Ґротовський: з глибин

    Ґротовський мріяв про актора, здатного подолати роздвоєність тіла й духу і грати всім своїм єством, досягаючи спонтанності, повноти й цілісності. Останні тридцять років життя режисер, відійшовши від публічної театральної роботи, досліджував прадавні ритуали, провадив тілесні й духовні практики самопізнання
  • Николай Бердяев: юный дух вечности

    В образе Николая Бердяева, кажется, нет ничего материального, будто нет и не было человека Бердяева, а был только один стремительный, неукротимый открытый Дух, обнимающий мир жадностью познания, ненасытный в своей любви к нему

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?