Саша Фролова: суперженщина и галактический китч26 ноября 2008

Беседовала Марыся Никитюк

Фотоматериалы предоставлены

Сашей Фроловой

Песня Loverobic

В жизни белокурая и хрупкая девушка, выходя на сцену, Саша Фролова превращается в фантастическую Суперженщину будущего. Саша ─ художница и ученица московского перформансиста Андрея Бартенева. Осенью 2006 года был создан музыкальный проект Aquaaerobika, продюсером которого он теперь является. Электро-поп, 8bit, диско-хаус, авангардные, полуабстрактные тексты смешиваются с ярким перформансом, основанным на образах покемонного постмодернизма.

Пока Aquaaerobika движется в сторону первого диска и полноценного масштабного шоу, Саша устремляет свои мысли в Японию и в Космос, подозревая, что эти понятия однородные. На открытии театрального фестиваля «TERRITORIЯ» в Москве мы застали эту удивительную девушку в компании синих Суперменов с сердечками и роботов-гитаристов.

Галактическая Саша со своей Love Army на открытии фестиваля «Территория» Галактическая Саша со своей Love Army на открытии фестиваля «Территория»

вы в первую очередь кто — певица, актриса или перформер?

Я считаю себя Художником, а проект Aquaaerobika ─ это веселый эксперимент: синтез арт-перформанса и электронной музыки. Сначала это было просто for fun ─ нарядились, песню спели, и чудесно. Но постепенно меня стали все чаще приглашать московские и заграничные клубы, фестивали и теперь это мой ведущий музыкально-изобразительный проект.

Как все началось?

В детстве я мечтала стать художником, много рисовала. А когда познакомилась с Андреем Бартеневым, меня увлекло невероятное творчество этого человека и побудило вернуться к детской мечте. Я начала делать свои изобразительные перформансы. До появления проекта Aquaaerobika я занималась всем подряд, например, в Лондоне в 2004 году стала «Вице-Альтернативная Мисс Мира». Этот конкурс организовывается раз в пять лет известным английским скульптором Эндрю Логаном. В нём принимают участие авангардные художники и перформансисты со всего мира. Мне тогда было 19 лет, я бегала в костюме неваляшки и орала в мегафон стихи… И хотя меня опередила Королева из Нигерии, все равно было очень смешно.

«Мне тогда было 19 лет, я бегала в костюме неваляшки и орала в мегафон стихи…» «Мне тогда было 19 лет, я бегала в костюме неваляшки и орала в мегафон стихи…»

Саша-Неваляшка Саша-Неваляшка

Время скульптур

Первые перформансы я делала вместе с моим другом, художником Гошей Рубчинским. Перформанс «У Ланцетника нет сердца» мы показывали в Московском зоопарке. Ланцетник — это существо, которое живёт на дне морей и у него вместо сердца — брюшная аорта. В перформансе органами ланцетника были смешные биоморфные объекты из пластика и полиэтилена ─ особенно они понравились детям, конечно.

Потом я стала делать поэтические перформансы со скульптурами. Несколько перформансов в Москве и в Лондоне я сделала вместе с английским саунд-дизайнером и коллекционером звуков Дэйвом Лоуренсом. Специально для нашего проекта он делал звуковые инсталляции с использованием звуков рассвета, заката и солнечного затмения, переводя световые лучи в звуковые. В одном из последних перформансов была скульптура из силиконовых шариков, внутрь которой я поместила терменвокс. Я читала стихи, а она гудела, реагируя на магнитное поле, будто бы отвечая мне.

Сейчас я считаю самым главным своим достижением ─ «ЛЮБОЛЕТ. Космический корабль любви». Его я сделала в этом году для выставки «Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.», куратором которой был Андрей Бартенев. Выставка проходила в здании Московского Музея Современного искусства в рамках 1-й Московской Международной Биеннале молодого искусства.

ЛЮБОЛЕТ и роботы ЛЮБОЛЕТ и роботы

Группа Aquaaerobika

Так называется мой музыкальный проект, музыку для которого пишут мои друзья-композиторы — Kenmee, Толик Tyler, Poko и Юра Курохтин, группа The Myriads. Я ─ идеолог, солистка, а также автор текстов и визуальной концепции. Несколько песен придумано в соавторстве с Гошей Рубчинским, а в основу японской песни лёг текст Андрея Бартенева, который я перевела на японский язык.

Началось все с того, что мы с Гошей Рубчинским и Данилой Поляковым делали серию тематических «водных» вечеринок в Баре «Люба», под названием Aquaaerobika. Обязательным дресс-кодом вечеринок были купальники или пляжные плавки со шлёпанцами. Обычно вечеринки проводились как after-party модных показов наших друзей дизайнеров, на которые собиралась вся fashion-тусовка Москвы.

Песня Icecream

В галактике много мороженого, оно подпрыгивает, машет руками и шлет вселенские приветы грустным землянам В галактике много мороженого, оно подпрыгивает, машет руками и шлет вселенские приветы грустным землянам

Для одной из вечеринок мы решили написать Гимн. Стали искать композиторов, чтобы сочинить музыку, и нам посоветовали недавно появившуюся группу «Аэробика». С ребятами из «Аэробики» мы сделали ещё две песни ─ и меня стали приглашать… Потом вечеринки закончились, Aquaaerobika осталась. Какое-то время мы выступали вместе, но потом поняли что Aquaaerobika и «Аэробика» — это совсем разные самодостаточные проекты, у каждого из которых свой путь.

В Киеве есть такой центр современного искусства Пинчук-Арт-Центр и там не так давно выставлялись объекты Марико Мори…

О, она прекрасна! У нее есть такой объект — инопланетный корабль в виде капли, внутрь него можно зайти, подсоединить какие-то диоды к голове — и твои мозговые волны будут проецироваться на стены корабля. И есть инопланетяне, которые кругом стоят, взявшись за руки…

Ну да, у нее инопланетяне, у вас инопланетяне… похожие.

Я когда свой «Люболет» делала, то очень ею вдохновлялась. Из всего, что я высмотрела в мире на тему НЛО, творчество Марико Мори произвело на меня самое большое впечатление. Безусловно, я поддалась влиянию, но я не вижу в этом ничего плохого. Мне нужно быть в контексте, знать, что делали в этой сфере до меня и на основе этого делать что-то новое, свое. А поскольку я «потела» над темой НЛО целый год, и это затем плавно перетекло в мои песни — и я написала текст об НЛО и придумала надувную тарелку, в которой меня теперь выносят на выступлениях, вы ее еще назвали каваи-тарелкой.

Простите, меня мои редакторы уже даже ругают, потому что мне последнее время все видится через призму японской поп-культуры

Ну и что — это актуально. Я не знаю почему, но японская поп-культура — одно из самых волнующих мою душу явлений. Я сижу часами в Youtube — смотрю видео с аниме-фестивалей, где бродят толпы покемонов, и выплясывают полчища невероятных персонажей. А ещё в Токио есть магазины Айскрим-сити, где продают только мороженое. И, помимо обычного, там продают мороженное из осьминогов, мяса и из прочих чудностей. Япония — это параллельное измерение. Как минимум японцы произошли в большей мере от инопланетян, чем все остальные. У них есть на все свой совершенно особый взгляд, вся их страна похожа на большой объект современного искусства.

Саша предполагает, что когда-то она была Чебурашкой и жила на планете Покемонов Саша предполагает, что когда-то она была Чебурашкой и жила на планете Покемонов

Чем НЛО вас так привлекает?

Фабула моего шоу — бесконечная компьютерная игра, где главная героиня ─ силиконовая блондинка со сверхспособностями ─ путешествует по параллельным мирам будущего на своём космолёте. Летающая тарелка ─ это яркий поп-образ, вполне сочетающийся с общей визуальной стилистикой проекта.

К тому же, я верю, что внеземные человечки есть, они смотрят, наблюдают за нами. Это хорошие человечки, я не могу верить в то, что они плохие. Выставка ЛЮБОЛЕТА прошла гладко, без каких-либо технических неполадок — я думаю, что им все понравилось.

А вот вы, всей вашей латексной пестрой армией роботов и суперменов разве не посмеиваетесь над поп-культурой?

Нет, я ни над чем не смеюсь. Я просто ищу новые образы и стремлюсь создать собирательные неосимволы поп-культуры, вобрав как можно больше визуальной традиции, существовавшей до меня. Мне интересно создавать свое другое измерение, с которым я могу знакомить других людей, и создавать в нем сказки ХХI ст.

Межгалактический робот-гитарист Межгалактический робот-гитарист

Был у меня еще и такой вопрос: «вы из космоса или это только бизнес?» Но я решила его не задавать. Просто я предполагала, что в рамках мифа вы будете рассказывать, с какой вы планеты…

Андрей Бартенев все время говорит, что Фролова еще не поняла, с какой она планеты, оттого все время и плачет — а я просто девушка эмоциональная, и когда у меня случаются эксцессы, я очень бурно реагирую. Оказывается, что это я просто еще не поняла какая звезда — мой дом. Но я честно стремлюсь к этому пониманию.

Андрей Бартенев ─ знаменитый перформансист, художник и создатель самых невероятных объектов. Вам посчастливилось быть его ученицей, как вы к нему попали?

Мы познакомились, когда я заканчивала медицинский колледж, и готовилась к поступлению в медицинский университет. Это было весной. Подготовку к университету я забрасываю, маме заявляю, что ни в какой медицинский я не иду, и на выпускной ставлю свой пробный, первый перформанс а-ля Бартенев: блестки, инопланетяне и безумная музыка.

Потом я сразу пошла учиться к Андрею.

В принципе, я до сих пор считаюсь его ученицей, и еще долго так будет продолжаться. Мы вместе занимаемся Aquaaerobika — Андрей продюссирует этот проект. А когда мы создаем большие перформансы, то он и режиссирует, и добавляет свои объекты. На самом деле у него масса учеников, и он постоянно читает лекции по всему миру, выпускает книги.

Саша Фролова Саша Фролова

У Андрея ведь есть серия мастер-классов по конструированию костюмов из подручных средств…

Да, есть. Вот, например, Бартенев проводил мастер-классы для Славы Полунина, который в сентябре приезжал в Москву со своей Академией Дураков — со всего мира приезжали клоуны и художники и делились своими умениями, Андрей тоже в их числе. Все участники его мастер-классов делали части Дурака: кто руку, кто ногу, орган какой-нибудь, я, например, делала электрический мизинец. Главное, что каждый создавал свою часть объекта из всякого непотребного: коробок, баночек, пластиковых отходов, туалетной бумаги… А по завершению Дурака, из этого всего сделали перформанс.

Мы-то как создаем объекты? Присоединяешь фактурные вещи одно к другому — смотришь, что получается. Потом ты оцениваешь получившееся: может, его увеличить, может, на себя одеть, может, еще что придумать… В общем, получаются очень неожиданные абстрактные вещи, ты вдруг сам для себя понимаешь, что у тебя получилась красота.

А вы все костюмы своими руками делаете, или только проектируете, а кто-то другой их воплощает?

У каждого костюма своя история. Вот эти розовые прыгающие герои, что были со мной на Территории, когда-то были двумя огромными кроликами, которых я сама выпотрошила, вынула из них вату, а из шкурок сделала костюмчики. Картонные объекты конструирую сама. А зеленые латексные костюмы инопланетян и Люболет делала вместе с питерской компании EROLATEX, которая занимается изготовлением костюмов и изделий из латекса. Это сложная технология. Они единственные, кто такое делают, и, к счастью, мы встретились. Надувные прически, были тоже сделаны у них.

На «Территории» Фролова впервые на радость всем собравшимся прямо на сцене меняла пестрые надувные парики На «Территории» Фролова впервые на радость всем собравшимся прямо на сцене меняла пестрые надувные парики

Вызывающие костюмы и прически сказочной космической дивы производит питерская компания Eurolatex, которая изготовляет секс-изделия Вызывающие костюмы и прически сказочной космической дивы производит питерская компания Eurolatex, которая изготовляет секс-изделия

вас в Москве очень любят, я видела, как первые ряды буквально повторяли за вами все движения.

В первых рядах стоят обычно самые рьяные поклонники, которые ходят на все мои концерты, знают все песни, и отчаянно веселятся под них. На самом деле, этих людей не так много, но они приходят всегда.

У меня был чудесный концерт в «Солянке» 2 января 2008 года. Был небольшой, но полностью заполненный зал, и все молодые люди были хорошо знакомы с моим творчеством, здесь я впервые получила то особое удовольствие, которое испытываешь, выступая перед знакомой, даже родной публикой, впервые мне удалось прочувствовать мощнейший энергобмен с аудиторией. Теперь я даже считаю, что самое главное в перформансе является создание этой позитивной волны, когда ты находишь ключик и открываешь себе на встречу объятия зрителей, тогда они становятся соавторами перформанса.

Самое смешное, что на этот концерт в «Солянке» попал мой хороший знакомый фоторепортер из Рейтер. И буквально через несколько дней космические фото с концерта разлетелись по всему интернету, даже на какие-то китайские сайты попали.

Саша Фролова Саша Фролова


Другие статьи из этого раздела
  • Театральная Польша

    Сегодня Польша — одна из самых сильных театральных стран Европы. Со средины 90-х здесь созрело и вышло в свет мощное поколение режиссеров, драматургов и актеров. Обновившись, творческие элиты, пополнились такими популярными в театральном мире именами как режиссеры Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яжина, Ян Клята, драматурги — Дорота Масловская, Павел Демирский и другие.
  • Инженеры человеческих душ: Театр «АХЕ»

    Театр «АХЕ» часто называют алхимическим, на сцене они творят чудеса с помощью хитроумных приспособлений, машин и агрегатов, все в их спектаклях кипит пудрой и дымом. Совмещая, как равноправные, два искусства — живописное и сценическое, они придерживаются невербального театра, или недраматического: одна безмолвная сцена, наполнена символами, загадками, сменяет другую. Они держутся внутренним сюжетом, похожи на поток сознания, взрывающийся и расцветающий дивными и страшными цветами.
  • Записки из 17-го павильона

    Выборка из театральной программы «Гогольfest’15»: «Баба» , «Антигона», For love и «Жизнь за царя»
  • Польский современный театр — голос общественности

    Мацей Новак — директор Института Театра — центра театральной жизни Польши, где собирается вся информация о польском театре, и разрабатываются программы по его распространению заграницу. Мацей Новак — театральный критик и редактор — работал в таких изданиях как  «Театральный гонец», «Театральное движение», возглавлял отдел культуры «Газеты Выборчеи», шесть лет  (2000–2006) был директором и художественным руководителем одного из самых известных современных театров Польши «Театра Выбжеже»
  • О театре абсурда, мрачном натурализме и драматургии Мрожека

    Интервью с молодым черниговским режиссером, Евгением Сидоренко

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?