|
Дмитрий Костюминский: «Нужно найти то, что вложил в тебя Бог» О «Дахе», европейской интеграции и новом украинском театре Текст: Ольги Артеменко Фото: из архива Дмитрия Костюминского
Дима, как ты очутился в «Дахе»? Когда учился на третьем-четвертом курсе, начал ходить в «Дах» как зритель. Во время первого спектакля спал, конечно. Потом увидел постановку Оглоблина «васса Железнова», которая побудила во мне какое-то невероятное чувство. Я понял, что хочу здесь играть. Хоть и не актер вообще. По образованию я художник по текстилю. Начал регулярно посещать спектакли, познакомился с ребятами из труппы, которые были такими же студентами, как и я, с Владом. Приходил к ним на занятия в институт. Однажды Анна Иовова, бывший администратор театра, попросила меня о помощи как художника. А уже на пятом курсе я отдал себя «Даху» целиком. В каком спектакле дебютировал? Проработав год в театре, я получил первую роль. По-моему, это был «Пиранделло» (прим. — «Почти спектакль почти по Пиранделло, или Танец смерти»). До этого работал в «Дахе» монтажником.
Будешь продолжать сотрудничать с «Дахом»? И если позовут, согласишься? Его закрытие повлияло на то, что я начал свое дело. «Дах» занимает все время, хотя у меня получалось как-то совмещать. И, смотря, что делать. Мне же не обязательно возвращаться в «Дах», чтобы играть в каком-то спектакле. Можно создавать коллаборации. Пойдешь играть в старых спектаклях?Не знаю. Какой смысл в старых? Было и прошло. На мой взгляд, «Даху» необходимо делать свежие проекты. Зачем пытаться воскрешать труп? Новое лучше, ведь жизнь в движении. Сейчас в новом нуждается Украина, «Дах» и я. Кроме того, играть одно и то же очень утомительно. Вот «Украинский декамерон», эдакая даховская священная корова, игрался около 9 лет. Структура спектакля уже была разрушена, мы держали только общую форму, уверенно чувствуя себя на сцене с текстом Клима.
Кого считаешь своими учителями в плане театрального искусства? У меня было три главных учителя театра. Это Владимир Оглоблин, первый режиссер «Даха», который дал мне понимание тонкости театра и привил к нему любовь. Потом Клим — драматург, глубочайший философ. Ну и конечно же Влад Троицкий. Он — земледел, ведь театр — большой труд, где нужно, подобно коню, запряженному в плуг, бороздить почву, готовить ее для своей художественной идеи. Сложный рутинный путь к реализации этой идеи и есть, на самом деле, театр. Когда Влад учил нас, приглашал представителей разных театральных направлений для формирования общего понимания театра. Это Борис Юхананов, Сергей васильев и множество других значимых личностей. «Дах» закрывался на достаточно длительное время. Где работаешь сейчас? Я только вернулся с гастролей. Нужно найти работу, как-то собрать себя, потому как последние полгода я посвятил работе исключительно над своим проектом «Гамлет. Вавилон». Расскажи, как создавался «Гамлет. Вавилон»? И почему главную роль сыграл поляк из Швейцарии?Когда мы делали с Дахом «Вий», я познакомился с Бартоломеем Созански, актером и режиссером, который сыграл главную роль в спектакле. Мы подружились. Я предложил Бартеку создать проект, спросив, что бы он хотел сыграть. Он выбрал Гамлета. Организацией занимались мы с Бартеком. Я исполнял роль режиссера, художника, сценографа, администратора, техника, осветителя. А Бартоломей был актером, переводчиком, техническим работником и еще кем-то. Также я впервые в жизни занимался отбором актеров. Подобного опыта не было, так что пришлось попыхтеть.
Выступая в роли режиссера впервые, ты боялся чего-то? Стоял вопрос: либо буду дальше заниматься режиссурой, либо покончу с этим делом раз и навсегда. Я как будто учился плавать, проговаривая: «Нет, не прыгну, страшно». Но потом прыгнул и поплыл. «Гамлет», на мой взгляд, получился. Все опасения компенсируются, когда можно отдать то, что у тебя в средине, услышав слова благодарности в ответ. Где прошла первая презентация «Гамлет. Вавилон»? И как изменился спектакль в результате? В Украине премьера состоялась в ноябре 2013 года. Поскольку это украино-швейцарский проект, премьера была еще и в Женеве. С момента первого показа я несколько переделал постановку. Вначале планировалось, что «Гамлет» будет моноспектаклем. Но текст и сценография непредвиденно изменились, и, думаю, к лучшему.
Где еще покажите «Гамлет. Вавилон»? Сейчас ведутся переговоры по поводу гастролей в Австрии и Венгрии. Осенью, возможно, будет тур по украинским городам, среди которых пока могу назвать только Киев и Львов. «Гамлет» игрался уже 8 раз. Согласно европейской практике, где нет понятия репертуарного театра, для проекта это вполне достаточно, его можно закрывать.
Где гастролировали? Как приняли твою работу в Европе? Лучше, чем я ожидал. Мы показывали спектакль в Женеве и Навшателе, Швейцария. Неожиданно для меня реакция публики была очень адекватная. Хотя швейцарцы еще на премьере в Киеве, говорили, что постановку гораздо лучше воспримут за границей. В Женеве искушенный зритель, поскольку там ежедневно проходит порядка 15–16 спектаклей. На этот маленький город приходится около 80 театральных компаний. Поэтому если на твой спектакль пришли — это уже достижение. Готов ли украинец к новому театру, такому как «Гамлет. Вавилон»? Безо всяких подозрений или сомнений, однако не могу сказать, что масштабно. В Украине бытует мнение: театр европейского образца — это что-то недостижимое. Просто мы совершенно другие со своей уникальной глубокой культурой, но, к сожалению, без базы и театральной школы. Нужно образовывать людей, ведь у нас талантливейший народ, особенно в сфере искусства. Необходимо показывать Украину. «Дах» выступает чуть ли не единственным представителем украинского театра в Европе, где нас знают больше, чем на родине. Украина имеет потенциал в ближайшие 5 лет стать одной из точек на карте театрального мира.
Много даховцев выступали на Майдане на протяжении осенних и зимних революционных событий? Ты был там? Да, я принимал довольно активное участие в этих событиях.
О чем твоя гражданская позиция? Могу сказать одно: я украинец и должен стоять за свое гражданское право. Я хочу быть независимым ни от кого. Украина — настолько большая и богатая страна, что мы не нуждаемся ни в каких присоединениях. Наш народ как далек от Европы, так и близок к ней. Я не за вступление в Евросоюз, но некая интеграция нужна. Думаю, если мы станем ближе к Европе, через 10 лет Украина, с ее реальным потенциалом и ресурсом, может занять очень серьезную позицию. Конечно, при условии полной смены системы в стране. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке