Тень Тела21 февраля 2010

Марыся Никитюк

За ширмой сказочные единороги превратятся в опасных грабителей

И тело бросит волшебную тень,

И девочка станет собачкой,

И это будет похоже на детский сон

О взрослом мире…

23–26 февраля в Октябрьском дворце легендарный американский танцевальный коллектив «Пилоболус» впервые в Украине покажет свое фантасмагорическое представление «Страну теней»


«Наше поколение было свободным в своей фантазии о том, какова должна быть наша жизнь. И это была жизнь, наполненная творчеством, которую мы делали с приятными нам людьми».

Робби Барнетт, арт-директор и сооснователь «Пилоболуса»

«Пилоболус» — американский танцевальный коллектив, работающий в своей оригинальной акробатически-физиологической манере. Среди них нет профессиональных танцоров, они предпочитают эклектическую хореографию — акробатическую, цирковую, физически сильную и эстетически своеобразную. Не опираясь на существующие системы танца, «Пилоболус» экспериментируют со своими телами, складываясь, как фигурки из тетриса или «срастаясь» в биомассу, они создают причудливые, гротескные образы. Их основной постулат: никакой профессиональной танцевальной базы. Акробатика, боевые искусства, йога — да, балет — нет.

Сегодня «Пилоболус» делают рекламные ролики для таких компаний, как Ford, Mobil, Toyota, Opel. Они выпустили две книги: «Смешанная Йога» и «Алфавит человека», где сформулировали свои наработки за годы практики и исследований. В 2007-ом они участвовали как Театр теней в церемонии награждения «Оскар», демонстрируя силуэтные картинки по мотивам фильмов-номинантов. С 23 по 26 февраля они посетят Киев со своей последней работой с элементами Театра теней Shadowland, созданную совместно с лауреатом «Эмми» Стивеном Бенксом, создателем мультфильма «Губка Боб, клетчатые штанишки» и нью-йоркским кукловодом Безилом Твистом.

Фирменные «позы»«Пилоболус» Фирменные «позы»«Пилоболус»

«Пилоболус» в костюмах аля «дзентай» «Пилоболус» в костюмах аля «дзентай»


История

«Пилоболус» был основан в 1971 году выпускниками Дартмотского колледжа Робби Барнеттом, Ли Харисом, Майклом Трэйси, Джонатоном Уолкеном. В эти годы Америка переживает культурную и сексуальную революцию, витают идеи свободы, проповедуется совместный образ жизни по типу коммуны. В искусстве зарождаются новые формы танцевального и театрального искусства, среди них — физический театр. Создаются оригинальные типы движений, соединяющие в себе классическую хореографию с восточными практиками, определяя то разнообразие танцевальных контемпорари форм, которое существует сегодня.

«Пилоболусные» химеры «Пилоболусные» химеры

Совместность — жизни, творчества, работы — была положена в основу коллектива «Пилоболус», который ярко отражает тенденции своего времени. «Пилоболус» выступают полуобнаженными, акцентируя внимание на расширении возможностей человеческого тела, либо в пестрых плотно прилегающих костюмах — дзентай (новая тенденция в японском искусстве костюма — пестрый облегающий наряд покрывает тело с головы до пят). Их задачи чрезвычайно амбициозны — они стремятся создать с помощью тела нечто небывалое. Сильные, гибкие, смелые, их взаимодействие построено на безграничном доверии партнеру и безоговорочной ответственности друг перед другом: «Мы поддерживаем друг друга и физически, и морально. У нас один центр как у многосоставного зверя. Если твой партнер отойдет, ты упадешь» — Робби Барнетт

«Пилоболус» и тени

Создавая с помощью тел причудливые формы, «Пилоболус» в 2006 году создали для Hundai Santa Fe сказочный теневой ролик. Танцоры за белой ширмой, словно ящерицы, стремительно перекатывались навстречу друг другу, сливаясь в теневую массу, из которой вырисовывались, сменяя друг друга, силуэты оперной певицы, велосипеда, машины. Взаимодействие света, тени и тела — это и было то новое, чего так не хватало коллективу хоть и с нестандартными, но все же устоявшимися методами работы. Используя свои тела подобно кукольным в традиционном Театре теней, у них было больше пластических возможностей, ведь образ-картинка рождался прямо на глазах, а за ширмой «бурлила вулканическая» лампа, порождая сказочные и сюрреалистические видения. В 2007-ом году «Пилоболус» продолжил эксперименты с тенью на церемонии вручения «Оскара», а годом позже стали работать с нью-йоркским мастером теней, кукловодом Безилом Твистом. Совместная работа с ним и завершилась созданием спектакля чудес «Страны теней»

«Страна теней» «Страна теней»

Киев

В Киев «Пилоболус» привозят «Страну теней». Режиссировали хореографию коллективно: Робби Барнет и Майкл Трэйси — основатели и арт-директора, Мэт Кэнт — творческий директор «Пилоболуса», не имеющий танцевального образования, но обучавшийся боевой японской технике ниндзя.

В спектакле «Страна теней» волшебные кентавры и единороги, пасущиеся на лужайке, сменяются головорезами и бандитами, а девочка, вокруг которой раскрывается Бретоновская страна опиумного сна, превращается в собачонку и отправляется в долгое и опасное путешествие. «Страна теней» — эта хореографически-акробатическая и мистическая метафора становления личности, инициации, взросления, вхождения в чудесный и одновременно страшный реальный мир, — получила восторженные отклики влиятельных американских СМИ New York Times и Washington Post.

«Страна теней» «Страна теней»

Инфосправка: Театр теней

Театр теней — одно из древнейших искусств Востока — родилось в Китае около 2000 лет назад. Согласно легенде император династии Хань Ву был ужасно опечален смертью любимой наложницы и поручил своему придворному офицеру вернуть любимую к жизни. Офицер создал из кусочков полупрозрачной кожи и бумаги профиль наложницы, пестро разукрасил его, и направив на него свет масляной лампы, воссоздал образ возлюбленной императора на ширме. Развитие театр теней получил при правлении династии Мин в 14 веке.

Полевые театры Теней были популярны в монгольской армии в 13 веке, которая и распространила его технологию по городам Персии, Турции и Аравии. Различные традиции Театра теней существуют в Индии, Индонезии на островах Джава и Бали, в Тайланде и в Турции. Театр теней — это силуэтная анимация. В зависимости от вида Театра силуэты на полотне могут быть черными или цветными (если для изготовления куклы использовалась очень тонкая кожа, которую просвечивает свет лампы).

В Европу этот традиционно восточный вид искусства был привезен из Китая в 1776-ом году французскими миссионерами.

«Страна теней» «Страна теней»

вт-пт 23–26 февраля,

Гастроли «Пилоболус»«Страна теней»

Октябрьский дворец
Ул. Институтская, 1
Тел.: 279 1582
Билеты: 80 — 1200 грн.


Другие статьи из этого раздела
  • Світлий театр. Київ-Львів

    Львівський театр ім. Леся Курбаса традиційно приїхав святкувати до Києва свій ювілей, 20-ліття. Це унікальний театр-пошук, театр як сакралізована територія, що стоїть на перетині систем Анатолія Васильєва та Єжи Гротовського, ігрового театру, імпровізації, та ритуалу. Історія театру, відбір матеріалу для постановок, актори, атмосфера — все говорить за те, що театр імені Леся Курбаса — світлий і здоровий організм.
  • Андрей Май: «Люк Персеваль поблагодарил нас за честность»

    Откровения режиссера и гражданина, или ликбез по документальным спектаклям
  • Іранське ритуальне дійство тазіе

    Тазіе ─ це суто перська театрально-ритуальна традиція, яка попри всі заборони та численні трансформації дійшла до наших часів. У доісламський період (до сьомого століття нашої ери) в Ірані були поширені видовища іншого типу, пов’язані із траурними церемоніями і вшануванням іранських міфологічних героїв: Сіявуша, Шервіна, Іраджа, Заріра. Коли араби захопили Персію, традиційні видовища було заборонено, оскільки cамі араби не мали театру і, мабуть, мало розуміли його суть. Натомість вони принесли іслам, і персам довелося трансформувати історію про Сіявуша у ісламську релігійну оповідь. Так, виникає тазіе, що в перекладі із арабської означає «співчуття», «жалоба». Тазіе, зазвичай, має один стандартний сюжет про загибель імама Хусейна, який залежно від регіону, де він грається, доповнюється чи видозмінюється
  • «Токіо/Фестиваль». Театр після Фукушіми

    «Токіо/Фестиваль» театральний фестиваль, що проходить в Токіо щорічно з 28 жовтня по 25 листопада з 2009 року. Театре за підтримки Фонду Ріната Ахметова «Розвиток України» мало змогу відвідати другу половину фестивалю, і дізнатися про стан сучасного театру в Японії.
  • «Монологи вагины» в Киеве

    25 и 28 марта в киевском концерт-холле «Фридом» покажут спектакль с пикантным названием «Монологи вагины» в постановке итальянского швейцарца Джулиано ди Капуа, который уже 15 лет проживает в России. «Монологи вагины» были созданы американской писательницей феминисткой Ив Энцлер в 1996-ом году в технике вербатим, набиравшей в 90-е годы обороты популярности.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?