Осень 2010: Кукольники всего мира в Петербурге18 октября 2010

Мария Прево

26 августа — 6 сентября в Санкт-Петербурге проходил Первый Всемирный фестиваль школ кукольников

Исчерченный водными каналами, как кровеносными сосудами, Санкт-Петербург причудливо отражает образы паяцев, арлекинов и уличных балагуров. Здесь витает дух литературных марионеток и театральных силуэтов, наполняя город таинственной атмосферой Игры. Неслучайно именно Санкт-Петербург гостеприимно распахнул свои «руки-мосты» для встречи необыкновенных гостей — кукольников.

Идея создания фестиваля зародилась в 2005 году у директора Международного фестиваля КукАрт Давида Бурмана и нашла поддержку у Союза театральных деятелей Российской Федерации. На саммите UNIMA (Union Internationale de la Marionnette — Международном союзе деятелей театра кукол) в Екатеринбурге было решено, что Первый Всемирный фестиваль школ кукольников состоится в Санкт-Петербурге. Там же оговорили, что последующие фестивали будут проходить один раз в четыре года в различных странах мира.

Реабилитационным спектаклем для детей с проблемами зрения был спектакль литовцев «Пчелиные сказки для шести чувств». Реабилитационным спектаклем для детей с проблемами зрения был спектакль литовцев «Пчелиные сказки для шести чувств».

В Санкт-Петербурге были представлены театральные школы бывших стран постсоветского пространства: России, Украины, Прибалтики, Болгарии, а также Европы: Франции, Великобритании, Финляндии, Польши, Германии, Хорватии и др. Состоялись встречи с выдающимися деятелями театра кукол: генеральным секретарем UNIMA Жаком Трюдо, почетным гражданином Польши, вице президентом UNIMA, профессором Хенриком Юрковским. В кулуарах фестиваля можно было увидеть режиссеров и художников знаменитой диссидентской Уральской зоны — Сергея Столярова, Марка Борнштейна, Виктора Шраймана.

Важной частью фестиваля стал спецпроект для детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя», а также уличный перформанс — «Петрушки в Петербурге».

Программа фестивальных показов состояла из двух частей — спектакля и презентации школы. Хозяева продемонстрировали высокий уровень мастерства техничным в кукловождении и очень искренним по ощущениям спектаклем «Мы» (БТК, режиссер Руслан Кудашов). Роман-антиутопия «Мы» Е.Замятина превратился на сцене в остро-графический рисунок, дополненный надломлено-поэтической музыкой «АукцЫона».

Из европейских коллективов стоит выделить два спектакля Высшей школы Э. Буша (Берлин, Германия) — «Лакримоза» и «Покойнички народ неважный».

«Лакримоза» — камерный спектакль, сочетающий традиционную игру марионеток с современными техническими возможностями 3D-анимации.

Спектакль «Покойнички народ неважный» (по мотивам произведений Ф. Достоевского, А. Блока, Д. Хармса) воспроизвел цитаты из избранных произведений и причудливо преломил литературу в кукольно-марионеточном представлении. Здесь оживали пальчиковые куклы-головы, создавался гомункул, двигались тени, шел снег, закипал русский самовар…, и внезапно все сваливалось в одну свалку, на возвышении которой, держал свою речь гротескно-ироничный Касперле (немецкий Петрушка).

Возрождающимися по духу были два спектакля израильской школы.

«Психея» — новое прочтение древнего мифа о любви разыгралось на столе с помощью незамысловатых предметов, неожиданно подарив старому сюжету новые смыслы. «Поэма № 1» (ностальгия по детству) — это история маленькой девочки, созерцающей мир предметов и масок (все действо разыгрывается на столе с рукотворными куклами из бумаги). Со временем главная героиня замечает, как усложняется мир — наполняется музыкой и волшебством, а маленький бумажный клоун вырастает до гигантских размеров и дарит цветы.

«Поэма № 1» (ностальгия по детству) — это история маленькой девочки, созерцающей мир предметов и масок (все действо разыгрывается на столе с рукотворными куклами из бумаги) «Поэма № 1» (ностальгия по детству) — это история маленькой девочки, созерцающей мир предметов и масок (все действо разыгрывается на столе с рукотворными куклами из бумаги)

Реабилитационным спектаклем для детей с проблемами зрения был спектакль литовцев «Пчелиные сказки для шести чувств». Создатели постановки использовали различные тактильные и аудиальные эффекты, привлекая зрителей (сидящих с завязанными глазами) к участию в спектакле.

Харьковский университет искусств им. И. Котляревского и кафедра мастерства актера и режиссуры театра анимации была представлена лирическим спектаклем на рождественскую тематику «Белый сон о белом Рождестве» (работа III режиссерского курса; художественные руководители курса — Алексей Рубинский, Оксана Дмитриева, Наталья Денисова) и пластическими миниатюрами «Метаморфозы», художественной зарисовкой по картинам М. Шагала «Истории. Шагал (глагол)» в стиле театра художника.

Петербуржские театральные критики назвали наши показы: «… визуальной поэзией, которая и есть сущностью настоящего театра кукол».


Другие статьи из этого раздела
  • Карагьозджу Дженгіз Озек: «У культурному плані Туреччина — країна мозаїчна»

    Влітку, коли у багатьох країнах завмирає театральне життя, у Туреччині продовжують влаштовувати вистави традиційного народного театру «Карагьоз». Ця форма тіньового театру поширилася на теренах Османської імперії орієнтовно з XV століття, спочатку як розвага для Султана, а згодом як улюблена забава мешканців стамбульських кварталів. Цього року священний для мусульман місяць Рамазан тривав з 1 до 28 серпня. У цей період, лише після заходу сонця, коли за релігійними канонами дозволяється випити води та перекусити, правовірні мали можливість долучитися і до розваг. Відтак на багатьох майданчиках Стамбула та курортних містечок Туреччини майстри тіньового театру «Карагьоз» дивували новими пригодами чорноокого відчайдухи Карагьоза та його друга Гаджівата як місцеве населення, так і численних туристів. Упродовж століть ці традиційні маски, простака та грамотія, неодноразово трансформувалися, але ніколи не втрачали свого національного колориту та ментальних рис
  • Хореограф Эдвард Клюг о хорошем балете и правильной музыке

    Эдвард Клюг принадлежит к тому типу художников, которые чётко знают каким должно быть их творчество и поэтому не боятся идти вперёд. 16 лет назад, будучи премьером Словенского Национального театра в Мариборе и имея в запасе ещё достаточно времени для развития танцевальной карьеры, он решил, что быть танцовщиком для него уже недостаточно. Сегодня Эдвард Клюг является художественным руководителем Ballet Maribor, сотрудничает со знаменитой труппой Штутгартского Балета и нисколько не смущается соперничества с постановками Джона Ноймайера или Джерома Роббинса
  • Філософія монтування…

    Я працюю на двох роботах. Сьогодні йду на нічну зміну. Я працюю там, щоб працювати в театрі. Моя друга робота пов’язана з виживанням, а театр — це моє життя, тут я отримую задоволення
  • Александр Друганов: Художник сцены.Часть 1

    Александр Друганов — светлый и притягательный человек. Его тембр голоса и неспешные интонации влекут вглубь его иссиня-светящихся глаз. И пока мы с фотографом аккуратно располагаемся в его мастерской, где законченные полотна соседствуют с только начатыми картинами, и свободно лежит десяток одинаковых очков, Александр неспешно рассказывает о временах, когда фотографии приходилось проявлять вручную

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?