Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А. С. Пушкин в честь картины Карла Брюлова “ Помпеи”
Помпеи08 июня 2009
Текст Евгения Роика
(До августа 79 года)
Помпеи, город в Кампании близ Неаполя, около 30000 жителей, имеет величайшее значение для изучения культурной жизни древнеримской империи. Раскопки этого города позволили увидеть не только истинную планировку и устройство небольших древних городов и роскошных вилл богачей, но и открыл взору наших современников многочисленные кабаки, гостиницы и публичные дома различных уровней комфортности.
Помпеи сегодня
Немного истории. Город был основан в преддверии 6 века до н. еры в устье реки Сарнус кланом помпеанцев (отсюда его имя), принадлежавших к Оскам, одному из древнейших племен Апеннинского полуострова. Занимая ключевое положение на единственном пути с севера на юг, Помпеи последовательно переходили под власть греков, этрусков и самнитов. В 310 г. до н. э. город захватили римляне. Постепенно из скромного сельскохозяйственного города он превратился в важный торговый и индустриальный центр. Первая большая беда пришла в 62 году н. э., когда землетрясение разрушило многие здания. Город восстановили и даже расширили. Катастрофа разразилась 24 августа 79 года.
Извержение Везувия было столь мощным, что вулканический пепел из него долетел до Египта и даже Сирии. Хотя большинство жителей еще накануне извержения покинуло город, но все равно в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Жертв могло быть значительно больше, если бы катастрофа произошла ночью. При виде заклубившегося дыма многие люди, схватив детей и стариков и отвязав домашних животных, постарались как можно дальше уйти от опасности. Но…
Прошли годы. На почве, нанесенной ветром, зазеленели луга, зацвели сады. Постепенно забылось даже название города. Впервые он был обнаружен совершенно случайно в XVI веке итальянским архитектором и строителем Доменико Фонтана. Когда начали проводить водопровод от реки Сарно к маленькому городку Торре-Аннунциата, то наткнулись на множество подземных сооружений и различных странных изделий. Тогда Фонтана не понял, что открыл древний город. Даже найденную надпись “ Помпея” истолковали как название виллы Помпея…
Известие о странных находках вскоре привлекли внимание многих кладоискателей и они ринулись в окрестности Неаполя. В поисках сокровищ эти авантюристы погубили не одно сооружение с их бесценными фресками и мозаиками.
Началом официальных раскопок было положено в марте 1748 году, когда инспектору водопроводов Алькубиерре с его двенадцатью закованными в цепи каторжниками было выдано соответствующее поручение. Именно его “ рабочие” обнаружили надпись: “ город помпейцев”. Так начались целенаправленные изыскания в древнем городе. Однако истинно научный подход к раскопкам проявился лишь с 1868 года, когда работы возглавил знаменитый археолог Джузеппе Фиорелли.
Фрески, найденные в Помпеи
Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков, расчищенных на значительной части своей длины. Названия их придуманы по памятникам или замечательным зданиям. Например, улица Гробниц названа по множеству гробниц, которыми она была заставлена с обеих сторон. Здесь некогда селились в загородных домах богатые и знатные патриции, здесь же некоторым из них за особые заслуги местное правители определяли участок для почетного погребения. Таким образом, жилища живых и мертвых были у них рядом — не умирали, так сказать, а переселялись из одного дома в другой. Может быть этот обычай породил верование, будто тени умерших бродят вокруг своих домов и не перестают разделять с родственниками и друзьями их мысли, чувства, слезы и радости.
К настоящему времени Помпеи стал огромным музеем, в котором можно с разных сторон изучать историю погибшего города. В нем представлена картина жизни целого народа, который будто бы еще совсем недавно здесь шумел и суетился, волнуемый тысячами различных желаний.
Приап
В 1862 году в центре города был обнаружен помпеянский публичный дом (лупенарий), расположенный на углу двух сходящихся улиц, одна из которых названа “ Vico del Lupanare”. Этот лупенарий состоит из партера и первого этажа. В партере находятся пять окружающих вестибюль узких комнат, площадью в два квадратных метра, с вделанной в стену кроватью, с рисунками и надписями, соответствующего содержания. Там же в вестибюле за перегородкой было место привратницы. В верхнем этаже находилась более элегантная часть учреждения — салон и несколько комнат, имеющих также особый вход с лестницы, ведущей одну из улиц.
Лучшие публичные дома по внешнему виду не отличались от других домов только их двери украшались лаврами и освещались фонарем, который уже издали указывал посетителям место разврата. В одних лупенариях двери ночью закрывались на засов и на стук их открывала привратница. Другие, напротив, были днем и ночью открыты и их отделял от любопытных взоров прохожих только занавес, за которым часто стояли голые девицы, завлекая прохожих.
Наряду с крупными борделями существовали еще и одиночные — эдакие изолированные от дома пристройки к нему. Это были небольшие помещения с вделанной в стену кроватью.
Помпеи
У входа в лупенарий, большой или малый, вместо вывески красовался фаллос приличных размеров. Всякому, кому приходилось бывать прежде в Помпеях, уже издали бросались в глаза эти оригинальные вывески римских жриц любви. Нынче эти фаллосы помещены в неаполитанский музей.
Античный бордель был излюбленным местом для размещения эротических надписей и картин, которые содержали не только различные намеки на посещающих людей, но и разнообразные указания техники совершения полового акта. В вышеупомянутом борделе сохранилось не менее 136 таких надписей, содержание которых большей частью относятся к различным видам и особенностям половых отношений между названными по имени мужчинами и проститутками, к гомосексуальным сношениям, к гонорару и личным обстоятельствам жизни проституток. Картины и рисунки изображали главным образом различные фигуры Венеры, которые имели целью их непосредственное применение. В подтверждение этому можно привести, например, фреску на которой изображен голый мужчина, лежащий на кровати и показывающий стоящей возле него девушке в зеленой тунике на висящую на стене картину, с изображением парочки в позе “ 69”.
«Звери». графика
Виллы Помпеи свидетельствуют о роскоши римлян и об их богатом эротическом воображении. Они изобиловали ценной утварью, предметами роскоши сексуального содержания, фресками, показывающими различные формы ласки, позиции любовного слияния. Комнаты, где происходило соитие, были пышно обставлены. В этих комнатах нередко жители города устраивали сексуальные оргии. Римляне понимали, что образное и пластическое воспроизведение эротических сцен всегда служило наиболее действенным средством возбуждения чувственности, как в целях совращения, так и в целях усиления действия любовных ласк. Особенно часто такого рода картины (мозаики и фрески) украшали стены зала пиршеств.
Наиболее известными виллами считаются: Каза-Веттиа; Мистерии, названная так из-за зала дионисийских мистерий с соответствующими росписями; Дом Фавна, названный так в честь бронзовой статуи весело танцующего фавна, стоящей в бассейне.
Вилла Каза-Веттиа подарила миру ряд уникальных фресок, среди которых выделяются эротически-сатирические сюжеты о Парисе и о битве при Акциуме. В первом случае мы видим, что громадный фаллос весит больше, чем мешок с золотом. Однако современники видели в ней и другой смысл — именно этим качеством Париса и прельстилась Елена Прекрасная. Во втором случае поражение Марка Антония в битве при Акциуме трактуется в виде гомосексуальной сцены между Октавианом и Марком Антонием. Первого в честь победы Афина венчает лавровым венком.
Дом Фавна, восстановленный в 1832 году, знаменит изумительной по красоте и композиции мозаике из цветных камней, изображающей разгар битвы Александра Македонского и персидского царя Дария.
Вилла Мистерия одна из самых древних в Кампании (сооружена в III веке до ню э.), прославилась своей росписью, изображающей все этапы, преследуемого законом, культа Диониса и насчитывающая 25 персонажей. Включает она и обнаженных женщин и объятия Диониса с Ариадной.