Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А. С. Пушкин в честь картины Карла Брюлова “ Помпеи”

Помпеи08 июня 2009

Текст Евгения Роика

(До августа 79 года)


Помпеи, город в Кампании близ Неаполя, около 30000 жителей, имеет величайшее значение для изучения культурной жизни древнеримской империи. Раскопки этого города позволили увидеть не только истинную планировку и устройство небольших древних городов и роскошных вилл богачей, но и открыл взору наших современников многочисленные кабаки, гостиницы и публичные дома различных уровней комфортности.

Помпеи сегодня Помпеи сегодня


Немного истории. Город был основан в преддверии 6 века до н. еры в устье реки Сарнус кланом помпеанцев (отсюда его имя), принадлежавших к Оскам, одному из древнейших племен Апеннинского полуострова. Занимая ключевое положение на единственном пути с севера на юг, Помпеи последовательно переходили под власть греков, этрусков и самнитов. В 310 г. до н. э. город захватили римляне. Постепенно из скромного сельскохозяйственного города он превратился в важный торговый и индустриальный центр. Первая большая беда пришла в 62 году н. э., когда землетрясение разрушило многие здания. Город восстановили и даже расширили. Катастрофа разразилась 24 августа 79 года.


Извержение Везувия было столь мощным, что вулканический пепел из него долетел до Египта и даже Сирии. Хотя большинство жителей еще накануне извержения покинуло город, но все равно в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Жертв могло быть значительно больше, если бы катастрофа произошла ночью. При виде заклубившегося дыма многие люди, схватив детей и стариков и отвязав домашних животных, постарались как можно дальше уйти от опасности. Но…
Прошли годы. На почве, нанесенной ветром, зазеленели луга, зацвели сады. Постепенно забылось даже название города. Впервые он был обнаружен совершенно случайно в XVI веке итальянским архитектором и строителем Доменико Фонтана. Когда начали проводить водопровод от реки Сарно к маленькому городку Торре-Аннунциата, то наткнулись на множество подземных сооружений и различных странных изделий. Тогда Фонтана не понял, что открыл древний город. Даже найденную надпись “ Помпея” истолковали как название виллы Помпея…


Известие о странных находках вскоре привлекли внимание многих кладоискателей и они ринулись в окрестности Неаполя. В поисках сокровищ эти авантюристы погубили не одно сооружение с их бесценными фресками и мозаиками.


Началом официальных раскопок было положено в марте 1748 году, когда инспектору водопроводов Алькубиерре с его двенадцатью закованными в цепи каторжниками было выдано соответствующее поручение. Именно его “ рабочие” обнаружили надпись: “ город помпейцев”. Так начались целенаправленные изыскания в древнем городе. Однако истинно научный подход к раскопкам проявился лишь с 1868 года, когда работы возглавил знаменитый археолог Джузеппе Фиорелли.

Фрески, найденные в Помпеи Фрески, найденные в Помпеи


Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков, расчищенных на значительной части своей длины. Названия их придуманы по памятникам или замечательным зданиям. Например, улица Гробниц названа по множеству гробниц, которыми она была заставлена с обеих сторон. Здесь некогда селились в загородных домах богатые и знатные патриции, здесь же некоторым из них за особые заслуги местное правители определяли участок для почетного погребения. Таким образом, жилища живых и мертвых были у них рядом — не умирали, так сказать, а переселялись из одного дома в другой. Может быть этот обычай породил верование, будто тени умерших бродят вокруг своих домов и не перестают разделять с родственниками и друзьями их мысли, чувства, слезы и радости.


К настоящему времени Помпеи стал огромным музеем, в котором можно с разных сторон изучать историю погибшего города. В нем представлена картина жизни целого народа, который будто бы еще совсем недавно здесь шумел и суетился, волнуемый тысячами различных желаний.

Приап Приап


В 1862 году в центре города был обнаружен помпеянский публичный дом (лупенарий), расположенный на углу двух сходящихся улиц, одна из которых названа “ Vico del Lupanare”. Этот лупенарий состоит из партера и первого этажа. В партере находятся пять окружающих вестибюль узких комнат, площадью в два квадратных метра, с вделанной в стену кроватью, с рисунками и надписями, соответствующего содержания. Там же в вестибюле за перегородкой было место привратницы. В верхнем этаже находилась более элегантная часть учреждения — салон и несколько комнат, имеющих также особый вход с лестницы, ведущей одну из улиц.


Лучшие публичные дома по внешнему виду не отличались от других домов только их двери украшались лаврами и освещались фонарем, который уже издали указывал посетителям место разврата. В одних лупенариях двери ночью закрывались на засов и на стук их открывала привратница. Другие, напротив, были днем и ночью открыты и их отделял от любопытных взоров прохожих только занавес, за которым часто стояли голые девицы, завлекая прохожих.


Наряду с крупными борделями существовали еще и одиночные — эдакие изолированные от дома пристройки к нему. Это были небольшие помещения с вделанной в стену кроватью.

Помпеи Помпеи


У входа в лупенарий, большой или малый, вместо вывески красовался фаллос приличных размеров. Всякому, кому приходилось бывать прежде в Помпеях, уже издали бросались в глаза эти оригинальные вывески римских жриц любви. Нынче эти фаллосы помещены в неаполитанский музей.


Античный бордель был излюбленным местом для размещения эротических надписей и картин, которые содержали не только различные намеки на посещающих людей, но и разнообразные указания техники совершения полового акта. В вышеупомянутом борделе сохранилось не менее 136 таких надписей, содержание которых большей частью относятся к различным видам и особенностям половых отношений между названными по имени мужчинами и проститутками, к гомосексуальным сношениям, к гонорару и личным обстоятельствам жизни проституток. Картины и рисунки изображали главным образом различные фигуры Венеры, которые имели целью их непосредственное применение. В подтверждение этому можно привести, например, фреску на которой изображен голый мужчина, лежащий на кровати и показывающий стоящей возле него девушке в зеленой тунике на висящую на стене картину, с изображением парочки в позе “ 69”.

«Звери». графика «Звери». графика


Виллы Помпеи свидетельствуют о роскоши римлян и об их богатом эротическом воображении. Они изобиловали ценной утварью, предметами роскоши сексуального содержания, фресками, показывающими различные формы ласки, позиции любовного слияния. Комнаты, где происходило соитие, были пышно обставлены. В этих комнатах нередко жители города устраивали сексуальные оргии. Римляне понимали, что образное и пластическое воспроизведение эротических сцен всегда служило наиболее действенным средством возбуждения чувственности, как в целях совращения, так и в целях усиления действия любовных ласк. Особенно часто такого рода картины (мозаики и фрески) украшали стены зала пиршеств.


Наиболее известными виллами считаются: Каза-Веттиа; Мистерии, названная так из-за зала дионисийских мистерий с соответствующими росписями; Дом Фавна, названный так в честь бронзовой статуи весело танцующего фавна, стоящей в бассейне.


Вилла Каза-Веттиа подарила миру ряд уникальных фресок, среди которых выделяются эротически-сатирические сюжеты о Парисе и о битве при Акциуме. В первом случае мы видим, что громадный фаллос весит больше, чем мешок с золотом. Однако современники видели в ней и другой смысл — именно этим качеством Париса и прельстилась Елена Прекрасная. Во втором случае поражение Марка Антония в битве при Акциуме трактуется в виде гомосексуальной сцены между Октавианом и Марком Антонием. Первого в честь победы Афина венчает лавровым венком.


Дом Фавна, восстановленный в 1832 году, знаменит изумительной по красоте и композиции мозаике из цветных камней, изображающей разгар битвы Александра Македонского и персидского царя Дария.


Вилла Мистерия одна из самых древних в Кампании (сооружена в III веке до ню э.), прославилась своей росписью, изображающей все этапы, преследуемого законом, культа Диониса и насчитывающая 25 персонажей. Включает она и обнаженных женщин и объятия Диониса с Ариадной.


Другие статьи из этого раздела
  • Эротика в Древней Греции: Часть 2. «Трибадизм. Гетеры и наложницы»

    В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы; в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Но жены далеко не всегда роптали
  • Фаллос в пластике малых форм

    Фаллос — символ благости, богатства, плодородия — отсюда и его многочисленное воспроизведение. Гротеск не знает никаких пределов и потому очеловечивание фаллоса неизбежно повсюду там, где в его образе почиталась высшая сила и горделивый символ созидания. Благодаря этому фаллос перестал быть только атрибутом, а стал самим субъектом, ведущим особую самостоятельную жизнь
  • Леда и Лебедь

    Как-то отцу богови людей, Зевсу, приглянулась Леда, жена спартанского царя Тиндарея. Как на этот раз действовал Зевс? Обратимся к известному знатоку античной культуры Яну Парандовскому
  • Эротика в Древней Греции: Часть 1. «Рождение Афродиты и гомосексуализм в воспитании»

    Гомер, Гесиод, Плутарх, Повсаний, эти прекрасные мифотворцы и мифохранители, создали живой, увлекательный и безнравственный мир, в котором боги и герои проводят не меньше времени в постели и в ссорах, чем в доблестных подвигах, и в котором причудливо и неразрывно переплетается обыденность и фантазии.
  • Древний Ближний Восток

    Представление о мире многих племен и народов Ближнего Востока нашло свое отражение в Библии, которая благодаря распространению христианства предопределила нравственное и культурное развитие на многие века западноевропейских народов. Отражая жизнь, Библия, естественно, не могла пройти мимо взаимоотношений мужчины и женщины — она полна эротическими сюжетами типа: Лот и его дочери, треугольник — Авраам, Агарь и Сарра, любовные похождения царя Соломона, Иосиф в доме Потифара

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?