Эротика в Древней Греции08 июня 2009
Часть 2.
Трибадизм. Гетеры и наложницы
Текст Евгения Роика
В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы; в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Но жены далеко не всегда роптали. Некоторым из них, несмотря на трудности, удавалось найти утешение на стороне с помощью профессиональных сводниц, которые буквально наводняли город. Однако большинство избирало менее опасный путь — они предавались мастурбации или гомосексуализму (не от латинского корня ” homo” — “ мужчина”, а от греческого ” homos”, что означает “ подобный”).
В Древней Греции процветала нетрадиционная любовь Мастурбация в глазах греков была не грехом, а спасительной отдушиной, и в литературе, особенно в аттической комедии, существует масса упоминаний о ней. При этом среди женщин большой популярностью пользовались искусственные члены, которые назывались олисбосоми. Центром изготовления последних являлся город Милет, который разбогател на их экспорте. В то время олисбосы изготавливались из дерева или из кожи, набитой войлоком. Перед употреблением их следовало смазывать оливковым маслом.
Искусственные члены использовались не только для самоудовлетворения, но и женщинами гомосексуалистками, которых греки называли трибадами. Афиняне считали, что трибадизм более распространен в Спарте, чем у них. Плутарх отмечает, что “ в Спарте любовь пользовалась таким почетом, что даже самые уважаемые женщины сходили с ума из-за девушек”. В отношении женского гомосексуализма подозрительным был и остров Левкас, отчасти потому, что авторство первого иллюстрированного руководства по трибадистским позам приписывается левкадийской женщине по имени Филаэнис. Но сердцем женской любви считался Лесбос — тот греческий остров, где пылкая Сапфо любила и пела.
А мужчины? “ Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством” — это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени.
Гомосексуализм был свойственен древней Греции
В конце IV века до н. э. мужчины стали приобретать новый интерес к женскому полу, хотя к женам этот интерес не имел отношения: афиняне не стремились превратиться в добропорядочных семьянинов. Этот положительный сдвиг был вызван отчасти заморскими завоеваниями Александра Великого (расширение кругозора), а отчасти — благодаря снижению политической активности и увеличению благосостояния. Увеличилось количество свободного времени и свободных денег. Удовольствия становились все более изощренными. Характер изменений тут же отразили в своих работах скульпторы — эти, наряду с философами и поэтами, наиболее почитаемые граждане Эллады. Раньше статуи мужчин обычно были обнаженными, а женщин — одетыми. Теперь и с женских форм стали спадать покровы. Сказалось это и в сценическом искусстве. Старая комедия была по большей части политической; в новой стала доминировать романтическая любовь между мужчиной и женщиной, хотя женские роли по-прежнему исполнялись мальчиками. Но сильнее всего новые веяния сказались в росте проституции, которая еще Солоном была легализована — первые публичные дома в Афинах были организованы по его приказу в начале VI в. до н. э.Девицы теперь выставлялись не в помещении, а снаружи, на улице, с обнаженной грудью и в тонких просвечивающих платьях… Любой мужчина мог выбрать женщину по своему вкусу — худую, толстую, низкую, долговязую, молодую, старую… Прислужницы Афродиты были настолько заняты, что одна из самых знаменитых проституток по имени Метиха получила прозвище Клепсидры за то, что она использовала водяные часы (кдепсидру), отмерявшие продолжительность визита клиента. Гетеры были проститутками самого высокого класса. Они были красивы, образованы, талантливы, умны и зачастую сведущи и в классической литературе не меньше, чем в тонкостях своего ремесла. Мужчинам нравилось в гетерах совершенное исполнение всего того, чему мужья не позволяли научиться своим женам. Несмотря на то, что гетеры вроде бы не имели гражданских прав, так как набирались из рабов, многие из них преуспевали даже на политической арене. Так, например, ионийская гетера по имени Таргелия, жившая в VI в. до н. э., будучи тайным агентом персидского царя Кира Великого, так успешно обрабатывала умы и тела своих высокопоставленных любовников, что те согласились добровольно передать Ионию под власть Персии. Другая гетера, Таис Афинская, была любовницей Александра Македонского и приложила руку к сожжению Персеполиса. Позднее она вышла замуж за Птолемея I и стала царицей Египта. Одна из величайших гетер, афинянка Аспазия, была хозяйкой литературного и политического салона, который посещали самые выдающиеся люди того времени. Ради нее Перикл отказался от жены и детей.
Прислужницы Афродиты были настолько заняты, что одна из самых знаменитых проституток по имени Метиха получила прозвище Клепсидры за то, что она использовала водяные часы (кдепсидру), отмерявшие продолжительность визита клита Известны случаи, когда гетеры, накопив достаточно денег, вкладывали их в развитие города. Например, Ламия из Афин восстановила разрушенную картинную галерею в городе Сикион близ Коринфа, а Радопис фракийская гетера, за свой счет построила целую пирамиду (в Египте, конечно).
Ниже гетер на социальной лестнице стояли наложницы, о которых известно очень мало. Во время классической Греции обычай содержать наложниц в качестве побочных жен почти исчез под напором жесткой конкуренции со стороны красивых мальчиков, умных гетер и дешевых, уступчивых девиц из публичных домов.
Гетеры в Древней Греции
Истинную картину нравственной жизни в Древней Греции, как всегда, помогают восстановить не только произведения Платона (Erotikos), Плутарха (Life of Solon), Аристофана (Lisistrata) и др., но и большое количество различных произведений искусства. Это и невероятные по красоте мраморные скульптуры (ведь уже прошло более двух тысячелетий!), это и геммы и камеи, это и мозаики. Но особенное место в этом ряду безусловно занимает вазопись, как чернофигурная так (позднее) и краснофигурная.