Эротическое искусство Японии:09 июня 2009
Часть 2.
«Размеры гениталий и юмор в эротике»
Текст Евгнеия Роика
Как свидетельствует сборник полуисторических новелл середины XIII века, на становление ранних шунга большое влияние оказал талантливый художник аббат Тоба (1053 — 1140). Так, в одном из рассказов об этом аббате, освещается одна из основных художественных традиций японского эротического искусства: изображение мужского полового органа в весьма преувеличенных размерах. Рассказчик приводит спор аббата Тоба со своим лучшим учеником-художником, в котором ученик защищался от упреков учителя в изображении мужского полового органа большим, чем он есть на самом деле. На эти, вполне обоснованные, упреки ученик возразил: «Пусть мой Учитель хорошо рассмотрит шунга древних мастеров: фаллос всегда изображен большим, чем в действительности. Ведь это факт, что, если изобразить фаллос в его действительных размерах, смотреть, частенько, будет не на что. Такоепреувеличение размеров фаллоса — проявление артистической вольности, прием художника. И мой Учитель сам часто применяет его в своих работах.
Несомненно, эта особенность, часто удивляющая и, даже, ставящая в тупик западных специалистов, есть продолжение глубоко укоренившегося благоговения и почитания мужского полового органа, символа жизни и силы, как это выражено в японских фаллических обычаях и культах.
Одна из основных художественных традиций японского эротического искусства: изображение мужского полового органа в весьма преувеличенных размерахмерах
Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периодывремени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат.
Женские половые органы также изображались в преувеличенном масштабе
Мы приводим две из двенадцати гравюр Хокусаи (в оригинале они цветные) серии: «Элонцуби но хинагата» («Модели Вульв»). Эти редчайшие гравюры подчеркивают красоту женских форм, с особым вниманием к тем их деталям, которые западные художники и искусствоведы, исходя из предубеждений и предрассудков, считают неэстетичными, а то и просто уродливыми, недостойными художественного воплощения в рисунках, картинах и скульптурах.
Японские мастера шунга VIII — XII столетий были свободны от подобных предрассудков. Будучи по началу средством образовательным — учебным пособием для достижения сексуального счастья, в последствии шунга стали создаваться намеренно сладострастными, служащими для возбуждения сексуальных желаний и ощущений. Примером тому могут служить шунга в легенде о Дженджи, в которой приведен рассказ об эротических рисунках принца Ньоу (Prince Niou). Принц рисовал эротические картины для своей возлюбленной принцессы Юкифухэ (Prin-cess Ukifuhe), c тем чтобы они утешали ее во время его отсутствия — прямое указание на сладострастный эффект при рассматривании этих картин.
Эротическое искусство Японии Примерно в это же время в японском эротическом искусстве начинает проявляться все больший интерес к юмору. Так в свитке шунга «Йобутсукурабэ» («Соревнование фаллосов») — первом упоминаемом в японской литературе свитке, датируемым серединой периода Камакура и приписываемого аббату Тобе, уделяется много места сатирической и злободневной теме половой потенции мужчины. В частности, в остроумной форме показано, что возможности самого щедро одаренного половой потенцией мужчины не идут ни в какое сравнение с сексуальным потенциалом женщины. Позднее появилось множество свитков с вариациями на эту тему.Такие, как «Битвы с ветром», юмористическое толкование борьбы Сумо; на темы придворной жизни, о самураях и дайме (крупные феодалы), об амурных приключениях известной японской императрицы, о жизни поэтов и, даже, о самих богах. Здравый смысл земного юмора всегда был отличительной чертой японского эротического искусства.
Эротическое искусство Японии
Нередки даже преднамеренные юмористические штрихи у большей части картин, у которых очевидной темой является собственно эротика. Так, на одной из многих гравюр Шуншо (Shunsho, 1726 — 1793), изображающей страстное совокупление, кот сердито комментирует, выгнув спину дугой: «Что за шумная парочка! А я только-только заснул!». Или возьмем гравюру того же Хокусаи, на которой изображены мужчина и женщина в страстном слиянии. Там же, на переднем плане, совокупляется пара мышей, а на заднем — невозмутимо умывается кот.
Эротическое искусство Японии Одним из величайших достижений техники рисования эротических картин был, несомненно, «Свиток Живой Изгороди», утерянный оригинал которого датируется XII столетием. Из существующих копий и версий этого свитка известно, что в нем изложена история, основанная на достоверном факте, о принцессе, избранной в Невинные Весталки Святынь Исэ. Подготовка к вступлению в эту высокую должность предусматривала двухгодичное ритуальное очищение принцессы в ином святом месте. Однако, вместо положенных процедур очищения, судьба уготовила принцессе совершенно иные «испытания»: постижение таинств секса, осуществленное отчаянным авантюристом, проникшим в окружение принцессы под видом императорского гвардейца ее личной охраны.
Эротическое искусство Японии
«Свиток Живой Изгороди» последовательно демонстрирует развитие жаркой любовной истории обольщения: принцесса при лунном свете сидит на веранде, кимоно ее распахнуто настолько, что имеется полная возможность рассматривать все ее интимные прелести; фальшивый «гвардеец», подглядывающий из-за изгороди, любуется прелестями принцессы; «гвардеец» ублажает принцессу своим языком (куннилингус), и, наконец, серия картин их совокупления в различных позах.
Этот свиток является самым ранним из известных произведений шунга, раскрывающий вполнеопределенный любовный сюжет.
В течение XVI столетия большинство художников, рисующих шунга, полностью отбросили повествовательность. Свитки превратились в стандартизированные наборы сцен, обычно в количестве двенадцати (по числу месяцев в году), — изображающими различные позиции совокупления или техники полового сношения, не имеющие между собой какой-либо последовательности и не связанные каким-либо сюжетом.
Эротическое искусство Японии
В начале XVII столетия в Японии возник и начал развиваться новый стиль рисования «юкийо-э — Уравновешенные картины». Эти картины показывают повседневную жизнь среднего человека, а не только богатых и могущественных из высшего класса, как это было раньше. Новый стиль основное внимание было раньше. Новый стиль основное внимание уделяет эротической жизни мужчин — главных покровителей этого стиля в искусстве. Это были мужчины нового зажиточного клана торговцев в Эдо (нынешний Токио), постоянных клиентов Йошивара — квартала красных фонарей. Тысячи куртизанок этого квартала были, между прочим, излюбленными натурщицами художников, работавших в стиле юкийо-э.
Эдо в тот период бурно развивался и в нем преобладало мужское холостяцкое население. Отсюда — большой спрос на свитки шунга, равно, как и на продажную любовь. Спрос обеспечил бесконечный поток бедных деревенских девушек в направлении ярких городских огней, поставляя в Йошивара «светлый товар».
Изобретение печатных досок позволило осуществлять массовый выпуск картин шунга и иллюстрированных книг. Такое удачное сочетание технических возможностей и экономических условий, наряду с благоприятным социальным климатом, создали исключительно благоприятные возможности в развитии самых разнообразных форм эротического искусства, богатство фантазии и техническое совершенство которого не были превзойдены ни до, ни после этого периода.
Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии