Эротическое искусство Японии:09 июня 2009

Часть 2.

«Размеры гениталий и юмор в эротике»

Текст Евгнеия Роика


Как свидетельствует сборник полуисторических новелл середины XIII века, на становление ранних шунга большое влияние оказал талантливый художник аббат Тоба (1053 — 1140). Так, в одном из рассказов об этом аббате, освещается одна из основных художественных традиций японского эротического искусства: изображение мужского полового органа в весьма преувеличенных размерах. Рассказчик приводит спор аббата Тоба со своим лучшим учеником-художником, в котором ученик защищался от упреков учителя в изображении мужского полового органа большим, чем он есть на самом деле. На эти, вполне обоснованные, упреки ученик возразил: «Пусть мой Учитель хорошо рассмотрит шунга древних мастеров: фаллос всегда изображен большим, чем в действительности. Ведь это факт, что, если изобразить фаллос в его действительных размерах, смотреть, частенько, будет не на что. Такоепреувеличение размеров фаллоса — проявление артистической вольности, прием художника. И мой Учитель сам часто применяет его в своих работах.

Несомненно, эта особенность, часто удивляющая и, даже, ставящая в тупик западных специалистов, есть продолжение глубоко укоренившегося благоговения и почитания мужского полового органа, символа жизни и силы, как это выражено в японских фаллических обычаях и культах.

Одна из основных художественных традиций японского эротического искусства: изображение мужского полового органа в весьма преувеличенных размерахмерах Одна из основных художественных традиций японского эротического искусства: изображение мужского полового органа в весьма преувеличенных размерахмерах


Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периодывремени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат.

Женские половые органы также изображались в преувеличенном масштабе Женские половые органы также изображались в преувеличенном масштабе


Мы приводим две из двенадцати гравюр Хокусаи (в оригинале они цветные) серии: «Элонцуби но хинагата» («Модели Вульв»). Эти редчайшие гравюры подчеркивают красоту женских форм, с особым вниманием к тем их деталям, которые западные художники и искусствоведы, исходя из предубеждений и предрассудков, считают неэстетичными, а то и просто уродливыми, недостойными художественного воплощения в рисунках, картинах и скульптурах.

Японские мастера шунга VIII — XII столетий были свободны от подобных предрассудков. Будучи по началу средством образовательным — учебным пособием для достижения сексуального счастья, в последствии шунга стали создаваться намеренно сладострастными, служащими для возбуждения сексуальных желаний и ощущений. Примером тому могут служить шунга в легенде о Дженджи, в которой приведен рассказ об эротических рисунках принца Ньоу (Prince Niou). Принц рисовал эротические картины для своей возлюбленной принцессы Юкифухэ (Prin-cess Ukifuhe), c тем чтобы они утешали ее во время его отсутствия — прямое указание на сладострастный эффект при рассматривании этих картин.

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии

Примерно в это же время в японском эротическом искусстве начинает проявляться все больший интерес к юмору. Так в свитке шунга «Йобутсукурабэ» («Соревнование фаллосов») — первом упоминаемом в японской литературе свитке, датируемым серединой периода Камакура и приписываемого аббату Тобе, уделяется много места сатирической и злободневной теме половой потенции мужчины. В частности, в остроумной форме показано, что возможности самого щедро одаренного половой потенцией мужчины не идут ни в какое сравнение с сексуальным потенциалом женщины. Позднее появилось множество свитков с вариациями на эту тему.Такие, как «Битвы с ветром», юмористическое толкование борьбы Сумо; на темы придворной жизни, о самураях и дайме (крупные феодалы), об амурных приключениях известной японской императрицы, о жизни поэтов и, даже, о самих богах. Здравый смысл земного юмора всегда был отличительной чертой японского эротического искусства.

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии


Нередки даже преднамеренные юмористические штрихи у большей части картин, у которых очевидной темой является собственно эротика. Так, на одной из многих гравюр Шуншо (Shunsho, 1726 — 1793), изображающей страстное совокупление, кот сердито комментирует, выгнув спину дугой: «Что за шумная парочка! А я только-только заснул!». Или возьмем гравюру того же Хокусаи, на которой изображены мужчина и женщина в страстном слиянии. Там же, на переднем плане, совокупляется пара мышей, а на заднем — невозмутимо умывается кот.

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии

Одним из величайших достижений техники рисования эротических картин был, несомненно, «Свиток Живой Изгороди», утерянный оригинал которого датируется XII столетием. Из существующих копий и версий этого свитка известно, что в нем изложена история, основанная на достоверном факте, о принцессе, избранной в Невинные Весталки Святынь Исэ. Подготовка к вступлению в эту высокую должность предусматривала двухгодичное ритуальное очищение принцессы в ином святом месте. Однако, вместо положенных процедур очищения, судьба уготовила принцессе совершенно иные «испытания»: постижение таинств секса, осуществленное отчаянным авантюристом, проникшим в окружение принцессы под видом императорского гвардейца ее личной охраны.

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии


«Свиток Живой Изгороди» последовательно демонстрирует развитие жаркой любовной истории обольщения: принцесса при лунном свете сидит на веранде, кимоно ее распахнуто настолько, что имеется полная возможность рассматривать все ее интимные прелести; фальшивый «гвардеец», подглядывающий из-за изгороди, любуется прелестями принцессы; «гвардеец» ублажает принцессу своим языком (куннилингус), и, наконец, серия картин их совокупления в различных позах.


Этот свиток является самым ранним из известных произведений шунга, раскрывающий вполнеопределенный любовный сюжет.


В течение XVI столетия большинство художников, рисующих шунга, полностью отбросили повествовательность. Свитки превратились в стандартизированные наборы сцен, обычно в количестве двенадцати (по числу месяцев в году), — изображающими различные позиции совокупления или техники полового сношения, не имеющие между собой какой-либо последовательности и не связанные каким-либо сюжетом.

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии


В начале XVII столетия в Японии возник и начал развиваться новый стиль рисования «юкийо-э — Уравновешенные картины». Эти картины показывают повседневную жизнь среднего человека, а не только богатых и могущественных из высшего класса, как это было раньше. Новый стиль основное внимание было раньше. Новый стиль основное внимание уделяет эротической жизни мужчин — главных покровителей этого стиля в искусстве. Это были мужчины нового зажиточного клана торговцев в Эдо (нынешний Токио), постоянных клиентов Йошивара — квартала красных фонарей. Тысячи куртизанок этого квартала были, между прочим, излюбленными натурщицами художников, работавших в стиле юкийо-э.


Эдо в тот период бурно развивался и в нем преобладало мужское холостяцкое население. Отсюда — большой спрос на свитки шунга, равно, как и на продажную любовь. Спрос обеспечил бесконечный поток бедных деревенских девушек в направлении ярких городских огней, поставляя в Йошивара «светлый товар».


Изобретение печатных досок позволило осуществлять массовый выпуск картин шунга и иллюстрированных книг. Такое удачное сочетание технических возможностей и экономических условий, наряду с благоприятным социальным климатом, создали исключительно благоприятные возможности в развитии самых разнообразных форм эротического искусства, богатство фантазии и техническое совершенство которого не были превзойдены ни до, ни после этого периода.

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии

Эротическое искусство Японии Эротическое искусство Японии


Другие статьи из этого раздела
  • Эротическое искусство Японии: Часть1. «Сексуальные знания»

    Эротическое искусство доисторической Японии, в большей части, выражается теми же фаллическими символами и множеством изображений, которые примитивная религия создавала повсюду. Однако, фигурки этого раннего периода из могилы в Ханивских глинах, чьими особенностями являются торчащие фаллосы или, даже, половые сношения, имеют удивительно современный дизайн, красоту и силу
  • Эротика в Древней Греции: Часть 2. «Трибадизм. Гетеры и наложницы»

    В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы; в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Но жены далеко не всегда роптали
  • Эротическое искусство Японии: Часть 2. «Размеры гениталий и юмор в эротике»

    Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периоды времени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат
  • Древняя Греция

    Как Геркулес развлекается с Гебой, как Марс совращает Венеру, как Юпитер является к целомудренной Каллисто, к Данае, к Девственнице Европе и к многочисленным другим красавицам Олимпа и земли — все это изображалось в самых разнообразных вариациях. Интерес к такого рода сюжетам не ослабевает и в наше время, свидетельством чему является устойчивая популярность у современных художников мифа о Леде и Лебеде, главным героем которого является Зевс (Юпитер)
  • Эротика в Древней Греции: Часть 1. «Рождение Афродиты и гомосексуализм в воспитании»

    Гомер, Гесиод, Плутарх, Повсаний, эти прекрасные мифотворцы и мифохранители, создали живой, увлекательный и безнравственный мир, в котором боги и герои проводят не меньше времени в постели и в ссорах, чем в доблестных подвигах, и в котором причудливо и неразрывно переплетается обыденность и фантазии.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?