Злой рок. «Гамлет»25 апреля 2009
Текст Марыси Никитюк
Фото Ярославы Кравченко
Одесский украинский театр им. В. Васылько
Режиссер: Дмитрий Богомазов
Переводчик: Юрий Андрухович
Художник сцены: Александр Друганов
Режиссер пластических решений: Лариса Венедиктова
Музыкальное решение: Александр Курий
Роли исполнили: Яков Кучеревский, Валерий Швец, Евгений Юхновец, Александр Станкевич и др.
Премьера: 15 апреля 2009
Общие детали
Учитывая имена создателей «Гамлета», эта постановка обещала быть захватывающей, подлинной и неповторимой. Режиссер-постановщик ─ Дмитрий Богомазов ─ единственный самобытный режиссер в Украине, работающий на территории условного метафорического театра, замыслы которого завораживают интеллектуальной утонченностью, жестким математическим расчетом и красотой.
В Одесском украинском театре уже есть три богомазовских спектакля: «Эдип» по Софоклу, «Что им Гекуба?» по одиозной пьесе Саксаганского «Шантропа» и по «Гамлету» Шекспира, «Счастье рядом» по «Украденному счастью» И. Франко. И после трехлетнего перерыва Дмитрий Богомазов взялся поставить здесь «Гамлета».
Для любого режиссера «Гамлет» ─ одна из самых желанных шекспировских пьес, проверяющих на зрелость, на масштаб мировоззрения, на художественность и оригинальность. Чтобы поставить «Гамлета», необходимо иметь высокий уровень профессионализма.
«Гамлет» в Одесском украинском театре им. В. Васылько
Все самое-самое
К постановке трагедии Богомазов привлек лучших мастеров украинской сцены. Текстовая основа постановки ─ украинский перевод «Гамлета» Юрия Андруховича, осуществленный некогда для Молодого театра. Текст Ю. Андруховича стилистически раскрепощен, свободен от купюр советской цензуры и, безусловно, отмечен поэтикой самого писателя. К постановке привлечен лучший в Украине художник сцены, автор оригинальных сценографических решений ─ А. Друганов. Над музыкальным сопровождением работал А. Курий — главный режиссер по музыке в Театре на Левом берегу, всегда предельно точный в подборе звукового решения. Л. Венедиктова — чуть ли не единственный хореограф в Украине, работающий с пластическим выражением психологического рисунка образа, осуществляла хореографическое решение постановки в тональности физического театра.
С этой творческой группой Богомазов работает в Киеве уже достаточно давно и в просторном Театре на Левом берегу Днепра и у себя в театре «Вільна сцена». Но в Одесском украинском театре объединились два наилучших качества этих киевских площадок. Во-первых, Одесский театр достаточно большой, он с лихвой восполняет потребность Д. Богомазова в большой сцене. А во-вторых, здесь киевским художникам предоставили полную свободу действий.
Полоний — Евгений Юхновец Атмосферный Гамлет
Все говорило о том, что постановка будет очень сильной. Но, несмотря на потенциал создателей, на проработанность деталей, на декоративно-образную эффектность действия в целом, как бы ни хотелось, невозможно говорить о его содержательном совершенстве. Центральная идея «Гамлета» Д. Богомазова ─ идея фатума: события трагедии попросту выстроились, как в пасьянсе, по воле судьбы, и никто из участников ее ни в чем не виноват. Наиболее объемно эта идея выражена в образе пяти мойр-плакальщиц, которые появляются во втором акте и убивают в заключительной сцене Гамлета, Лаэрта, Гертруду и Клавдия. Но, к сожалению, образ этот затерялся в декоративных изысках первого акта и в незаконченности второго, что так и не позволило всей постановке собраться вокруг единого, сильного семантического ядра.
Однако некую содержательную недосказанность (которая, возможно, будет устранена в дальнейшем) искупает неповторимая, густая, подлинная атмосфера гамлетовского мира зла, которая стала главным действующим лицом и точкой отсчета постановки. Первый акт решен в белоснежных тонах, зловещей стерильностью веет от светящейся белой плитки пола, от костюмов Офелии, Полония, Клавдия и Гертруды. На белых испещренных графикой декорациях неотчетливо проступают коричневые пятна — застиранная кровь. Атмосферой преступления, греха пропитан схематичный Эльсинор (замок Гамлета).
Мрачный, угрюмый фон задает удивительная по своей красоте и функциональности декорация А. Друганова. Сцена поделена на три части. В глубине находится завешенный до второго акта огромный череп, подсвеченный силуэт которого проступает на ширме как знамение неизбежной катастрофы. Середина сцены отдана Эльсинору: здесь живут и передвигаются обитатели замка. Три ряда белоснежных (в едва заметных пятнах крови) занавесей с чудесными графическими изображениями вельмож, садов, орнаментов перекрывают друг друга, меняя место действия. Сменой и движением декоративных занавесей достигается потрясающая внешняя динамика, которая компенсирует монотонность эмоционального рисунка персонажей. Ближняя к зрителю черная занавесь закрывает декорацию, оставляя темную полосу авансцены ─ подсознание Гамлета ─ сюда он входит, чтобы озвучить свои путанные монологи.
«Гамлет» в Одесском украинском театре им. В. Васылько Второй акт на контрасте решен в черных тонах, он менее динамичен и не так декоративен. Огромный череп на голой сцене был бы самодостаточным образом, если бы его как-то вовлекли в действие, но, к сожалению, его появление ничем не было оправдано, и к концу постановки впечатление угрюмого величия было смазано. И тем не менее дыхание трагедии, зла, греха, неотвратимости было прекрасно воплощено режиссером, продумано в деталях, передано в интуитивных оттенках и в ощущениях.
Персонажи
В «Гамлете» Богомазова нет негативных персонажей, все они отстранены от своей реалистической первоначальной сути, что присуще условному режиссерскому театру. Волею режиссера всем, кроме Гамлета, отказано в динамике характера, персонажи, как карточные фигуры застыли в одном характеризующем жесте, в одной эмоциональной тональности речи.
В спектакле четко выделены три круга образов, центральное лицо первого круга ─ Гамлет, наделенный рефлексией умалишенного, характерный герой, обнажающий внутреннюю трагедию сознания. Яков Кучеревский (ведущий актер Одесского украинского театра) в этой роли выглядит убедительно. Его взгляд обращен в себя, он то вдруг вскрикнет, то зашепчет, то прокричит какое-то слово, взъерошивая волосы, угловато и рвано двигаясь. Его тон держится одного эмоционального оттенка, но ярко «говорят» его мимика и жесты, воспроизводя глубокое нервное расстройство принца Датского.
Гамлет-Яков Кучеревский Ко второму кругу персонажей принадлежат Полоний, Гертруда, Клавдий, Офелия, Гильденстрен и Розенкранц. Они «карточный» персонажи, марионетки в плотоядном Эльсиноре. В первом акте они носят белые платья с изображением мужчин и женщин, вторящих рангу и полу их персонажей. Во втором они ─ в черных одеждах ─ подчеркнуто готические куклы судьбы.
Удачным является решение Гильденстерна и Розенкранца. Они появляются на фоне расписных обоев, в костюмах, сливающихся с их орнаментом, не имея лиц, они не имеют индивидуальности ─ хамелеоны, говорящие хором.
Розенкранц и Гильденстерн замаскированы Третий круг ─ силы рока: Горацио, мойры и шуты относятся к вершащим судьбу персонажам. Горацио (Александр Станкевич) ─ кукловод, открывает и задергивает занавеси, меняя действие, тихо комментируя его неумолимый ход. Два шута, копающие могилу Офелии, одеты в средневековые балаганные наряды с бубенчиками, они играют мертвыми, доставая с могил черепа, издеваясь над живыми ─ Гамлетом. Растерянный Лаэрт спрашивает их, все ли было сделано для Офелии, а в ответ ─ безмолвие и тихое позвякивание бубенчиков. В этом образе зловещей тишины есть нечто истинно устрашающее — небеса всегда молчаливы, когда человек в агонии кричит им «за что?!», единственное, что можно услышать в ответ, — издевательское позвякивание шутовских колокольчиков. Вот и весь ответ. В этой мастерски выраженной беззащитности человека перед собственной судьбой ─ леденящий ужас «Гамлета», потрясающе обновленная Дмитрием Богомазовым идея Шекспира.
«Гамлет», акт второй Этот просвечивающий сквозь некоторые недоработки (вялость второго акта, смазанный финал с мойрами-плакальщицами) замысел режиссера все же завораживает и заставляет думать, что перед нами ─ настоящий театр.