Волчье танго. Дети-дикари25 мая 2008

Текст Марыси Никитюк

Фото Евгения Рахно

Явление. О физическом театре* в Киеве слышали. В основном, о нем знают в кругу неокрепшего отечественного контемпорари-дэнс, так как физический театр тяготеет больше к танцевальным практикам. С учетом предельной неосведомленности публики любая подобная информация (которую воочию сложно проверить) сродни оккультным знаниям. В мае киевляне, вовремя купившие билеты на легендарное DEREVO, могли сами увидеть, что это такое.

Постановки в эстетике Физичиского театра могут быть крайне натуралистичными Постановки в эстетике Физичиского театра могут быть крайне натуралистичными

Корни DEREVO. Театр DEREVO существует около 20 лет, был основан легендарным танцором Антоном Адасинским, чей путь к физическому театру начался сотрудничеством с не менее легендарным «клоуном», создателем фигуры «Асясяй» Вячеславом Полуниным. Корни DEREVO в Питере, здесь на свободных началах была организована первая труппа театра. После перестройки, в 90-х, мощная карнавальная энергия разрушения, питавшая творцов на постсоветском пространстве иссякла — DEREVO пришлось уехать. Театр некоторое время странствовал, пока не обрел второй дом — большую студию в Дрездене.

Язык театра. Основная художественная задача DEREVO — передать телом любую сущность, любую эмоцию. Техника театра основана на танце «Буто», различных видах пантомимы, на клоунаде, акробатике, балетной технике и танцах народов мира. Вбирая мировой танцевальный опыт, DEREVO обрело свой собственный язык, и у себя на родине воспринималось как чудо и откровение.

Начало второй части «Волчьего танго»: танцоры лежат аккуратно вряд, подымаясь из бетона Начало второй части «Волчьего танго»: танцоры лежат аккуратно вряд, подымаясь из бетона

Правила жизни. За годы практики выработались не только техники, но и собственные правила, диктующие взаимоотношения внутри группы и с внешним миром: не лезть в личную жизнь друг друга, попусту не говорить, телевизор не смотреть, газеты не читать, радио не слушать. DEREVO является не только творческим коллективом, но и своеобразной духовной школой, путем познания себя, творчества и других реальностей.

Импровизируя и любя. В мае DEREVO должно было показать в Киеве спектакль «Кетцаль» — апокалиптическое зрелище на основе ацтекских мифов, а также импровизационную программу в рамках ГогольFest. Но сложилось так, что «Кетцаль» — одно из значений названия — «чудо-птичка с красивыми пестрым оперением» — до Украины не долетел. Но не менее интересная импровизационная программа была показана в Арсенале, и вызвала у зрителей массу позитивных эмоций. DEREVO, перемещаясь по миру, нередко создает подобные импровизации: используя возможности места, играя с ним, около десяти танцоров устраивают друг другу свидания на неизвестных территориях, влюбляя эти территории в себя.

«ВОЛЧЬЕ ТАНГО»

Волки, люди, оборотни? Актеры сверкают белыми линзами с узкими звериными зрачками из-под испачканных белой краской преимущественно бритых лбов. В примитивных физических импульсах танцоры разбредаются по коридору в Арсенале в плотном кругу зрителей, кто-то двигает колонны, кто-то, найдя палку, с ней идет, подкашивая ноги паралитика.

Девочка-волчица Девочка-волчица

Чудное название «Волчье танго» является просто чудным названием, ведь в эстетике физического театра любые звериные названия будут уместны.

Спектакль состоял из двух частей: в красном огненном свете и в белом холодном сумраке. Эти опорные точки — почти единственное, что было зафиксировано в постановке, а между — свободная импровизация. «ДРЕВЕСНЫЕ» оборотни среди мусора, собранного на заднем дворе Арсенала, разжигали костры, прыгали через них, гасили их, представляя неких постапокалиптических людей на руинах прежних городов. А в воздухе огромного коридора плавно парили черные бабочки — пепел сгоревших костров.

Три костра запылали в Арсенале, чтобы родить черных бабочек Три костра запылали в Арсенале, чтобы родить черных бабочек

Было смешно и захватывающе наблюдать жизнь этих простых, чистых, по-эдемски наивных, но одновременно физиологически грубых, олигофреничных персонажей. Возможно, кто-то ждал привычного сюжета, или поля для интеллектуальных упражнений, но нет, — это чистая беспредметная радость — эмоции. В дыму в красных тонах бегают, покрикивая, нимфы, срывая цветы с колонн Арсенала, оголяя их неприкрытую серь, их бетонные тела. Каждый из танцоров глубоко в своем мире, транслирует зрителю свою эмоцию, бегая по кругу.

Испуганные нимфы носятся по кругу Испуганные нимфы носятся по кругу

Потом был чудесный белый танец с топорами, лирика которого вызвала улыбку и ностальгию.

Во второй части в холодном белом свете потерянные люди говорят несвязные слова, сбиваются тесно в круг, разбредаются — воплощая идею самопоглощающего одиночества. Грязные, даже рельефные актеры — к их лицам и телам приклеился мусор, словно ракушки, водоросли, кораллы к морским чудовищам — в конце красят руки. Кто в красный, кто в фиолетовый и зеленый цвет — дети-дикари.

Думается, шероховатому пространству Арсенала эта постановка должна быть самой родной, поскольку родилась в его чреве, зачатая непосредственно его вибрациями в стенаниях сырых колонн, под музыку Игоря Тимофеева. Он, как истинный шаман, отбивал демиургический ритм хаоса посреди ритуальной беготни диких детей.

Антон Адасинский — лесной человек из глины Антон Адасинский — лесной человек из глины

Прекрасными могут быть как порхающие танцоры, так и распадющиеся на части биомасcы Прекрасными могут быть как порхающие танцоры, так и распадющиеся на части биомасcы

«Белый танец» с топорами «Белый танец» с топорами

В самом театре DEREVO по большей мере молчат. А если есть что сказать — танцуют В самом театре DEREVO по большей мере молчат. А если есть что сказать — танцуют

«Волчье танго» было показано 9 мая 2008 года в Киеве, в «Арсенале«, в рамках ГогольFest

*Физический театр — направление в зрелищных видах искусств, в котором раскрытие темы, сюжета, передача эмоций осуществляется посредством тела актера, крайней физиологичности его движений. Постановки физического театра включают: пантомиму, клоунаду, акробатику, игру с предметным миром, техники контемпорари танца. Натуралистичная эстетика этого направления противоположна возвышенной эстетике балета.

Каждое движение в физическом театре является первоначальным и самодостаточным «иероглифом», в котором прослеживаются принципы драматического построения.

Проявлений физического театра может быть много и разных, поскольку первоначальный «голос тела», физический импульс, чья правда в этой технике неоспорима, может быть смешан с множеством танцевальных техник и практик в различных пропорциях. Каждый театр в этой эстетике волен найти свой собственный язык передачи смыслов.

На формирование физического театра оказал воздействие театр танца ХХ века (Мейерхольд, Гротовский, Брехт). Татцуми Хиджиката в 50-х годах основал «темный танец „Буто“ (где первоначальными отличительными чертами был белый грим, бритоголовые танцоры и некрасивая танцевальная эстетика вышедшая из традиционных театров Японии Но и Кабуки). Его постановки нередко основывались на произведениях Юкио Месимы. И хоть долгое время в самой Японии „Буто“ считался маргинальной техникой, в Европе он имел ощутимое влияние на становление современного пластического языка и физического театра. Этьен Декруа, создавший предметную пантомиму, тоже числится в предтечах этого направления.

Информационный источник: Википедия


Другие статьи из этого раздела
  • Правила Дмитра Богомазова: 5 кроків до вистави

    На той випадок, якщо ви вирішите поставити виставу за режисерськими принципами Богомазова – ось правила, які вам у цьому допоможуть
  • Слишком бедные люди

    Последняя работа Парис/Яценко далека от совершенства. Артисты играют в своей манере, детально работая с текстом, расставляя интонационные акценты, и, создавая тем самым угол зрения для зрителей. Но сам материал требовал иного подхода — не правдоподобия текста, а правдоподобия жизни. Игра же актеров в  «Бедных людях» направлена на самое себя, в ней больше внимания уделено форме (ритму и фразе), нежели смыслу (идее и характерам). Нужно признать, Лариса Парис и Юрко Яценко — прекрасные, самобытные актеры и делают они хороший актерский театр, но им не хватает блеска качественной режиссуры.
  • Жива Нігерія

    «В проекті „Бізнес ангели Лагосу“ ми зробили десять маленьких сцен, розташованих у різних місцях (на подвір’ї, у глядацькому залі, в барі, у технічних приміщеннях, на балконі),  — розповідає Даніель Ветцель, один із трьох учасників театральної групи „Ріміні Протокол“. — Відтак, 10 різних вистав відбуваються одночасно.
  • Неистовая нежность Медеи

    Еще романтики в ХVIII веке в жабо да с пышными манжетами считали, что искусственность это не просто хорошо, а только так может быть красиво. Вот этот постулат, подхваченный позже Оскаром Уайльдом, и продемонстрировала 25 октября в театре «Сузір’я» изысканная и искусственная Лариса Парис в роле зловещей Медеи, создав ее совсем Инной. Тихо шепчущей, подлой и любящей с картинными жестами, нарочитыми движениями, инопланетной.
  • Черное сердце тоже болит

    Говоря о любви, о долге, о роке, о власти ─ обо все том, что будет грызть человеческое сердце до скончания мира, шекспировская драматургия действительно никогда не утратит своей актуальности. Чем дальше мы уходим от «золотого века Англии», тем ближе и понятнее нам становятся ее неумирающие страсти. Сколько бы ни было написано прекрасных новых текстов, шекспировские навсегда останутся объектом вожделения для театральных режиссеров, они же будут их испытанием на зрелость. Андрей Билоус в постановке «Ричарда» сделал ставку на психологический анализ первоисточника и неожиданно гуманистическое прочтение характеров.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?