Тень Тела21 февраля 2010

Марыся Никитюк

За ширмой сказочные единороги превратятся в опасных грабителей

И тело бросит волшебную тень,

И девочка станет собачкой,

И это будет похоже на детский сон

О взрослом мире…

23–26 февраля в Октябрьском дворце легендарный американский танцевальный коллектив «Пилоболус» впервые в Украине покажет свое фантасмагорическое представление «Страну теней»


«Наше поколение было свободным в своей фантазии о том, какова должна быть наша жизнь. И это была жизнь, наполненная творчеством, которую мы делали с приятными нам людьми».

Робби Барнетт, арт-директор и сооснователь «Пилоболуса»

«Пилоболус» — американский танцевальный коллектив, работающий в своей оригинальной акробатически-физиологической манере. Среди них нет профессиональных танцоров, они предпочитают эклектическую хореографию — акробатическую, цирковую, физически сильную и эстетически своеобразную. Не опираясь на существующие системы танца, «Пилоболус» экспериментируют со своими телами, складываясь, как фигурки из тетриса или «срастаясь» в биомассу, они создают причудливые, гротескные образы. Их основной постулат: никакой профессиональной танцевальной базы. Акробатика, боевые искусства, йога — да, балет — нет.

Сегодня «Пилоболус» делают рекламные ролики для таких компаний, как Ford, Mobil, Toyota, Opel. Они выпустили две книги: «Смешанная Йога» и «Алфавит человека», где сформулировали свои наработки за годы практики и исследований. В 2007-ом они участвовали как Театр теней в церемонии награждения «Оскар», демонстрируя силуэтные картинки по мотивам фильмов-номинантов. С 23 по 26 февраля они посетят Киев со своей последней работой с элементами Театра теней Shadowland, созданную совместно с лауреатом «Эмми» Стивеном Бенксом, создателем мультфильма «Губка Боб, клетчатые штанишки» и нью-йоркским кукловодом Безилом Твистом.

Фирменные «позы»«Пилоболус» Фирменные «позы»«Пилоболус»

«Пилоболус» в костюмах аля «дзентай» «Пилоболус» в костюмах аля «дзентай»


История

«Пилоболус» был основан в 1971 году выпускниками Дартмотского колледжа Робби Барнеттом, Ли Харисом, Майклом Трэйси, Джонатоном Уолкеном. В эти годы Америка переживает культурную и сексуальную революцию, витают идеи свободы, проповедуется совместный образ жизни по типу коммуны. В искусстве зарождаются новые формы танцевального и театрального искусства, среди них — физический театр. Создаются оригинальные типы движений, соединяющие в себе классическую хореографию с восточными практиками, определяя то разнообразие танцевальных контемпорари форм, которое существует сегодня.

«Пилоболусные» химеры «Пилоболусные» химеры

Совместность — жизни, творчества, работы — была положена в основу коллектива «Пилоболус», который ярко отражает тенденции своего времени. «Пилоболус» выступают полуобнаженными, акцентируя внимание на расширении возможностей человеческого тела, либо в пестрых плотно прилегающих костюмах — дзентай (новая тенденция в японском искусстве костюма — пестрый облегающий наряд покрывает тело с головы до пят). Их задачи чрезвычайно амбициозны — они стремятся создать с помощью тела нечто небывалое. Сильные, гибкие, смелые, их взаимодействие построено на безграничном доверии партнеру и безоговорочной ответственности друг перед другом: «Мы поддерживаем друг друга и физически, и морально. У нас один центр как у многосоставного зверя. Если твой партнер отойдет, ты упадешь» — Робби Барнетт

«Пилоболус» и тени

Создавая с помощью тел причудливые формы, «Пилоболус» в 2006 году создали для Hundai Santa Fe сказочный теневой ролик. Танцоры за белой ширмой, словно ящерицы, стремительно перекатывались навстречу друг другу, сливаясь в теневую массу, из которой вырисовывались, сменяя друг друга, силуэты оперной певицы, велосипеда, машины. Взаимодействие света, тени и тела — это и было то новое, чего так не хватало коллективу хоть и с нестандартными, но все же устоявшимися методами работы. Используя свои тела подобно кукольным в традиционном Театре теней, у них было больше пластических возможностей, ведь образ-картинка рождался прямо на глазах, а за ширмой «бурлила вулканическая» лампа, порождая сказочные и сюрреалистические видения. В 2007-ом году «Пилоболус» продолжил эксперименты с тенью на церемонии вручения «Оскара», а годом позже стали работать с нью-йоркским мастером теней, кукловодом Безилом Твистом. Совместная работа с ним и завершилась созданием спектакля чудес «Страны теней»

«Страна теней» «Страна теней»

Киев

В Киев «Пилоболус» привозят «Страну теней». Режиссировали хореографию коллективно: Робби Барнет и Майкл Трэйси — основатели и арт-директора, Мэт Кэнт — творческий директор «Пилоболуса», не имеющий танцевального образования, но обучавшийся боевой японской технике ниндзя.

В спектакле «Страна теней» волшебные кентавры и единороги, пасущиеся на лужайке, сменяются головорезами и бандитами, а девочка, вокруг которой раскрывается Бретоновская страна опиумного сна, превращается в собачонку и отправляется в долгое и опасное путешествие. «Страна теней» — эта хореографически-акробатическая и мистическая метафора становления личности, инициации, взросления, вхождения в чудесный и одновременно страшный реальный мир, — получила восторженные отклики влиятельных американских СМИ New York Times и Washington Post.

«Страна теней» «Страна теней»

Инфосправка: Театр теней

Театр теней — одно из древнейших искусств Востока — родилось в Китае около 2000 лет назад. Согласно легенде император династии Хань Ву был ужасно опечален смертью любимой наложницы и поручил своему придворному офицеру вернуть любимую к жизни. Офицер создал из кусочков полупрозрачной кожи и бумаги профиль наложницы, пестро разукрасил его, и направив на него свет масляной лампы, воссоздал образ возлюбленной императора на ширме. Развитие театр теней получил при правлении династии Мин в 14 веке.

Полевые театры Теней были популярны в монгольской армии в 13 веке, которая и распространила его технологию по городам Персии, Турции и Аравии. Различные традиции Театра теней существуют в Индии, Индонезии на островах Джава и Бали, в Тайланде и в Турции. Театр теней — это силуэтная анимация. В зависимости от вида Театра силуэты на полотне могут быть черными или цветными (если для изготовления куклы использовалась очень тонкая кожа, которую просвечивает свет лампы).

В Европу этот традиционно восточный вид искусства был привезен из Китая в 1776-ом году французскими миссионерами.

«Страна теней» «Страна теней»

вт-пт 23–26 февраля,

Гастроли «Пилоболус»«Страна теней»

Октябрьский дворец
Ул. Институтская, 1
Тел.: 279 1582
Билеты: 80 — 1200 грн.


Другие статьи из этого раздела
  • Черное сердце тоже болит

    Говоря о любви, о долге, о роке, о власти ─ обо все том, что будет грызть человеческое сердце до скончания мира, шекспировская драматургия действительно никогда не утратит своей актуальности. Чем дальше мы уходим от «золотого века Англии», тем ближе и понятнее нам становятся ее неумирающие страсти. Сколько бы ни было написано прекрасных новых текстов, шекспировские навсегда останутся объектом вожделения для театральных режиссеров, они же будут их испытанием на зрелость. Андрей Билоус в постановке «Ричарда» сделал ставку на психологический анализ первоисточника и неожиданно гуманистическое прочтение характеров.
  • Последние крохи тепла: «Калека с острова Инишмаан»

    «Калеку из острова Инишмаан» пришел посмотреть неполный зал — заядлый театрал и рисковый киевский зритель, которому паника ни по чем. Нужно сказать, что театральный зритель наверное самый смелый зритель, в преддверии паники те, кто осмелился прийти, увидели лучший спектакль из ирландской серии «Театра У Моста», а заодно чуть ли не самый красивый и стоящий спектакль, показанный в Киеве с начала сезона. К тому же «Калека» — это лучшая пьеса Мартина МакДонаха на сегодняшний день
  • Андрей Май: «Люк Персеваль поблагодарил нас за честность»

    Откровения режиссера и гражданина, или ликбез по документальным спектаклям
  • Belarus Open: проектные успехи, кукольные легенды и украинская тема

    На Минском форуме TEART показали шоукейс белорусского театра

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?