07 июня 2012
Прочный хребет «Бесхребетности»
«Вильна сцена»
Текст Марыси Никитюк
Фото Евгения Чекалина
27 мая состоялась премьера спектакля Анастасии Осмоловской «Бесхребетность» на «Вільной сцене» Театра на Левом берегу Днепра. В Киеве пьесу немецкого драматурга Ингрид Лаузунд впервые поставил театр «ДАХ» в 2008-м году.
Воспитанницы Эдуарда Митницкого — Анастасия Осмоловская и Тамара Антропова — впервые заявили о себе как о начинающих режиссерах год назад постановкой «Поздно пугать». В этом году Анастасия Осмаловская выступила как самостоятельный режиссер. Она взялась повторить «Бесхребетность» несмотря на то, что постановка Влада Троицкого в театре «ДАХ» была (и есть) довольно сильной. Однако стоит отметить смелость Анастасии Осмаловской в выборе материала и уверенность в работе с ним, потому что ее работа удалась.
Нельзя сказать, что тема офисов в подаче Ингрид Лаузунд содержит много возможностей для интерпретаций. Эта пьеса посвящена жизни «хомячков», «офисного планктона», «маннагеров» в сложных условиях современного мира, в ней не заложены иные сюжетные варианты. Но, взявшись за эту тему и за эту пьесу (которая написана в постдраматическом ключе и не имеет сюжета), Осмоловская сделала свой самобытный спектакль, не схожий с работой Влада Троицкого (даже несмотря на то, что у нее не было ДАХовских технических возможностей). Она не только не ошиблась в выборе драматургии, но и продемонстрировала крепкую руку молодого режиссера.
Крузе (Сергей Булин) — балаганный, абсурдный, шут-неудачник. Крецке (Михаил Пшеничный) — местный шут и мачо. Кристенсен (Анна Бычковская) — добрая душа любого коллектива. Шмит (Тамара Антропова) — бизнес-вумен, жесткая и агрессивная. Хувшмит (Андрей Исаенко) — лидер … Справа — кабинка туалета, в глубине сцены — угрожающая металлическая дверь шефа, куда все герои по очереди направляются за оплеухами. Теснясь на лавке, персонажи нервно двигаются под музыку
взад-вперед, раскачиваясь на волнах собственной паранойи. Выходя из реалий крохотного помещения «Вильной сцены» режиссер максимально «уплотнила» своих героев в пространстве. И не прогадала — это стало еще одной метафорой офисных реалий.
Кристенсен (Анна Бычковская) и Крузе (Сергей Булин) В порыве отчаяния персонажи кричат о том, что им нужен новый позвоночник, дабы ровно ходить, быть людьми, а не хомячками. Но офисные унижения выглядят в спектакле смешно, забавно, а герои — мило и симпатично. И посему «ужасы» их жизни кажутся красивой художественной полуправдой.
Сама пьеса состоит из
сцен-эпизодов, в которых персонажи принимают участие по одному или все вместе. Анастасия Осмоловская вывела на сцену сразу всех героев, создав тем самым многоголосье, полифонию жизни, где все говорят одно и то же, но никто никого не слушает. Этот прием удачно расширил проблематику офисной жизни: на сцене действуют не личности, и даже не индивиды, а коллективное бессознательное. Правда, это несколько утяжелило спектакль, — в шуме и напряжении трудно удержать внимание зрителя.
«Бесхребетность» в «Вільной сцене» Актерские решения соответствуют характерам пьесы. Крецке в исполнении Михаила Пшеничного — местный шут и немного… мачо. Хувшмит — Андрей Исаенко — не очень убедительный, но чрезвычайно забавный лидер. Тамара Антропова в роли Шмит — жесткая, агрессивная и… надломленная. Это позволяет без труда выйти успешной
офис-леди на финальный монолог: «Я сломана и хочу иметь право такой оставаться». Анна Бычковская убедительно создала образ Кристенсен — добрая душа любого коллектива. Но самым интересным получился неудачник Крузе в исполнении Сергея Булина — балаганный, абсурдный, художественно целостный персонаж.
Крузе (Сергей Булин) Вся режиссерская «инкрустация» пьесы говорит о том, что Анастасия Осомоловская пошла по пути очевидной драматургии, делая упор на гротеске самой пьесы, получился добрый смешной спектакль о жизни офисного планктона. Даже в музыкальном решении прослеживается улыбка режиссера. В спектакле использовались минималистские клубные мотивчики (они сопровождали вызовы к шефу и приступы паники у персонажей) и балагурная песенка петербуржской певицы Жени Любич
«I am just a simple Russian girl, I have vodka in my blood».
Этот симпатичный спектакль дарит зрителям хорошее настроение от острой буффонады, предлагает задуматься о современном мире и обещает будущие сильные постановки этой команды молодых творцов.
«Бесхребетность» в «Вільной сцене» «Бесхребетность» в «Вільной сцене» «Бесхребетность» в «Вільной сцене» «Бесхребетность» в «Вільной сцене»