|
Косметический образ войны19 мая 2017
Текст Елены Мигашко Фото Вальдемара Клюзко и Татьяны Тучик
Дмитрий Костюминский в своей постановке первой части «саги» об Ифигении (ведь есть еще так называемый «приквел» – «Ифигения в Авлиде» – написанный Еврипидом в 407 г. до н.э.) говорит об основных сюжетах и архетипах военного времени. Место локализации трагедии – бывшая Таврида, современный оккупированный Крым – становится не столько попыткой притянуть актуальность за уши, сколько почти случайной уместной деталью. Режиссер рассматривает войну, в том числе и войну в Украине, в ракурсе мифа. В его видении все войны, в некотором роде, сливаются в одно: рядом с жертвенным ягненком – коллаж из телеэкранов со сводками новостей, Орест и Пилад – заложники грязного сарая, «клетки» с установленным видеонаблюдением, а храм и колонны в дорийском стиле – искусный оптический «рисунок» видеопроектора.
Таким образом, ритуально-жертвенное заклинание для богини Артемиды, этот обязательный элемент «детства человечества», соединяется с высоким уровнем насилия в привычных для нас сводках новостей. Сводить миф с элементами, приметами эпохи симулякров, виртуальной реальности и масс-медиа у Дмитрия Костюминского получается очень не пошло. Напротив, завораживающе стильно, технично, и в отношении визуального ряда – очень мастерски. Ифигения плавно, почти медитативно двигается по сцене в покрывающей все ее тело тонкой сетке из бисера. В самом начале, когда звучит первый монолог героини («Лихих коней владельцу Эномай, / Элиды царь, Пелону Танталиду / Когда-то отдал дочь. Произошел / Атрей от их союза. Агамемнон / И Менелай Атреем рождены, / И первого я дочь – Ифигения…»), ее фигуру поглощает огромное горящее солнце, напоминающее по цветовому решению туманности с телескопа Хаббл. После – черная луна, дающая трещину по линии белой фигуры гречанки. Завораживающий видеоряд идет в комплекте с живой инструментальной музыкой и игрой голосов, которые не столько поют, сколько создают особую аудио-акустическую среду.
Дмитрий Костюминский находит в своей постановке Еврипида несколько очень точных, удивительно простых и ёмких театральных знаков: когда Ифигения спускается с балкона к жертвенному алтарю, прислужницы храма (они же исполнители, музыканты) набрасывают на нее белое покрывало. Чуть погодя – делают небольшой надрез в районе глаз. В этом жесте – и «белая пелена», о которой говорила Ифигения в поэтических монологах, и недвусмысленный символ фаты (вторая часть названия спектакля – «Невеста для террориста»), и внезапный, почти мгновенный инсайд: здесь, на территории условной Тавриды, в XXI веке, в истории о современных способах ведения войны и терроризме, Ифигения молча принимает ислам. Дмитрий Костюминский практически не вторгается в текст Еврипида. Не смотря на видеопроекции, черно-белые изображения с камер – играется архаическая история всякого военного противостояния. Волки, которые «крадутся» по голым стенам нетеатрального зала, греческие колонны, вырастающие прямо в воздухе, видео с террористами-заложниками, наконец, подвешенный по диагонали над жертвенным алтарем экран, воспроизводят в сочетании с текстом Еврипида стилистику современного, сложного и насыщенного диким количеством коннотаций, европейского театра.
Однако после эстетического наслаждения и первых восторгов, попыток собрать все знаки воедино, наступает неприятная нехватка какой-то неуловимо-важной составляющей.
Дмитрий Костюминский работает преимущественно с пространством. Причем не столько материальным, сценическим, сколько виртуальным (постоянно расширяя, усложняя пространство сцены его эфемерным «дублем»). В сочетании с аудиосредой, визуальная и образная составляющая развиваются, ретранслируют смыслы его спектаклей. Актеры здесь – всего лишь дополняют созданное Костюминским визионерское полотно, являются его органической частью. Еще одной «подпоркой» для актерской роли в данном случае оказывается текст, т.е. интонирование голосом, которое тоже создает своеобразную музыку и иллюзию «протекания действия». Именно эта непрекращающаяся начитка и позволяет заскучать, ощутить однообразие сценического существования, в настолько, казалось бы, амбициозной конструкции спектакля.
Так или иначе, Дмитрий Костюминский создает несюжетный театр-путешествие, в который нужно захотеть погрузиться. Постановка напоминает своеобразную постмодернистскую мистерию, где смешивается сакральное и повседневное. Хоровое пение и жертвенные овцы, повисшие на тонких проводах, существуют рядом с телевизионными помехами.
Внимание к спектаклю возвращается, когда томное, медитативное чтение монологов Еврипида прерывается неожиданной развязкой в финале. Ифигения исчезает за сценой и появляется на транслируемом видео: таинственная фигура снимает с нее одежду, надевает больничный халат, укладывает на кушетку и начинает разрезать скальпелем участок тела, крупным планом выведенный на экран. Голос за сценой читает текст о гипотезе терроризма, о роли современных СМИ и о «косметическом (т.е. медийном) образе войны» в духе Жана Бодрийяра:
|
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке