«Личное дело» Сезона13 ноября 2008

Собирала ─ Леда Тимофеева

В фокусе — личность

25 октября в Москве открылся IV Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского», скромно освещенный в столичной российской прессе, в отличие от «Территории», и лишенный поисков современного героя, коими увлекался фестиваль «Новая драма».

Еще в 1994 году была учреждена Международная премия Станиславского, вручающаяся творческим людям за значительный вклад в развитие театрального искусства и представителям делового мира за активную поддержку театра.

Определяя лауреатов, жюри (О.П. Табаков, М.А. Захаров, Л.В. Максакова, И.Н. Соловьева, Р.П. Должанский) ориентировалось на самобытность, смелость, новаторство в художественном высказывании и собственную линию в искусстве, придерживаясь основного критерия — честности.

Фестивальная рамка появилась несколько лет назад, позволив московскому зрителю познакомиться с самыми значимыми постановками, создающими мировой театральный контекст. Сегодняшняя программа отличается сюжетами, в центре которых — личность. Различными средствами театрального искусства создан этакий архив судеб, зафиксированный историей и временем. Сцена снова захотела увидеть героя и задокументировать факт наличия его в современном театре.

Заслуживает внимания

В программе фестиваля «Сезон Станиславского» 2008 года знаменитые спектакли Европы: «Замужество Марии Браун» Томаса Остермайера (Munchner Kammerspiele) по одноименному сценарию Вернера Фассбиндера, «Квартет: путешествие на север» Амира Реза Кухестани (Mehr Theatre Group) — история расследования жестоких убийств, живая классика ─ «Макбет» Эймунтаса Някрошюса (Meno Fortas). Также уже известные московским зрителям «Бесприданница» П. Фоменко («Мастерская Петра Фоменко»), «Берег утопии» А. Бородина (РАМТ), «Роберто Зукко» К. Гинкаса (МТЮЗ) и самарский театр «СамАрт» с постановками «PALIMPSESTON, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» Константина Богомолова и «Таланты и поклонники» Анатолия Праудина.

Среди лауреатов, значимые, по мнению жюри, имена: «Театральная педагогика» — Л.Е. Хейфец, «Театроведение и театральная критика» — В.М. Гаевский, «Строитель театра» — В.В. Фокин («За возрождение Александринского театра»), «Мастерство актера» — П. Агуреева, М. Игнатова, П. Семак. Лауреатом лучшего «Художественного оформления спектакля» стал А.Д. Боровский («За сценографические работы последних лет и решение пространства Студии театрального искусства»). «Событие театрального года» — спектакль А. Бородина «Берег утопии». Был отмечен «Зарубежный театр» — Алвис Херманис — «За поиски нового театрального языка». Премию «За вклад в развитие российского театра» поделили между Л.А. Додиным и Т. Шестаковой. Официальная церемония награждения состоится 17 ноября.

Событие: Томас Остермайер

Хедлайнером фестиваля и событием этого сезона гастролей стал спектакль Томаса Остермайера «Замужество Марии Браун». По словам режиссера, в одноименном сценарии Фассбиндера ему была интересна история Германии жестокого ХХ века, которая, как в зеркале, отразилась в судьбе немецких женщин. Остермайер долго изучал биографии актрис, самозабвенно принимавших мужественные образы, и драматургию, в которой застыли портреты завораживающе брутальных и холодных Норы и Гедды Габлер. Сталкивая на сцене актрису и четверых актеров, исполняющих остальные женские роли, режиссер иронизирует по поводу эмансипации, указывая на нездоровость этой идеи, на то, как она становится параноидальной, превращая представительниц слабого пола в изнасилованных эпохой чудовищ.

Томас Остермайер. Фото Арно Деклеир Томас Остермайер. Фото Арно Деклеир

Разрабатывая параллели в судьбе одной фрау и в истории одной страны, Остермайер просмотрел множество кадров кинохроники о последних днях Гитлера, о бомбардировках Дрездена, в том числе недавно вышедший на родине режиссера фильм о немецких женщинах, подвергавшихся насилию во время Второй мировой войны. Спектакль начинается с писем фюреру от фанатеющих немок, которые зачитывает актер Стивен Шарф, стыдливо прикрывая рукой свою обнаженную грудь, а в это время на складках задника мелькают слайды с фотографиями Германии 30-х — 40-х гг.: улыбающийся вождь фашизма и обезумевшие от горя немецкие женщины.

«Замужество Марии Браун» — кинематографичный спектакль, в нем слышатся влияние режиссера Фассбиндера и голос сценариста Райнера Вернера. Однако у Остермайера Мария является уроженкой Баварии — одной из самых самостоятельных частей Германии со своей конституцией и законодательно закрепленной автономностью. Остермайер заострил образ Марии и тему свободы: Мария, казалось бы, с молоком матери впитавшая стремление к независимости, становится такой же жертвой последствий фашизма, как и другие немецкие женщины. Едва успев выйти замуж, теряет мужа, становится проституткой, ублажающей американских солдат, и в конце теряет главное — женскую сущность и душу.

«Женитьба Марии Браун». Видео
Загрузите флеш-плеер.
«Женитьба Марии Браун». Видео

«…Настоящую женщину может сыграть лишь настоящий мужчина… «

Создается ощущение, что на сцене пятеро мужчин, эффектная, невероятная красавица Бригитта Хобмайер (Мария), несмотря на свои изящные наряды, играет холодное и жесткое существо, каждым деянием уничтожающее свою истинную природу. Изящное обрамление трех арок в стиле модерн, занавеси приятного голубого цвета, кресла и люстры в «моде» различных лет прошедшей эпохи. В этом антураже актеры в старинном нижнем белье невероятно нежно изображают тоску по ласке, скромность, ранимость, трепетность, стыдливость, распущенность, бескомпромиссность, жеманство — свежими красками мастерски выписана галерея образов, заставляющая восторженно выдохнуть необъяснимый парадокс: настоящую женщину может сыграть лишь настоящий мужчина. Стремительно надев парик и сменив кофточку, переобув туфли и приколов к коротким стрижкам шляпку, четверо представителей сильного пола легко перешагивают из образа в образ.

Вся история рассказана с поразительной легкостью. Развязный стриптиз перед американскими солдатами, соскучившаяся по грубой ласке мать Марии, которую с тончайшей нюансировкой характера сыграл Ханс Кремер, дама в футляре в изящном исполнении Бернда Мосса — все это гиперболизированное лицо последствий войны, в которой смешались трагедии жен, сестер, матерей, женщин, поневоле ставших мужчинами. С ужасающей легкостью рыцари в поиске прекрасной дамы устремились сами перевоплощаться в леди, не находя ее рядом.

В финале Мария окружена своим мещанским счастьем: аккуратно расставлены телевизор, холодильник и радиоприемник. Она, задрав кринолин юбки, чиркнет зажигалкой, и, отраженный видеоинсталляцией огонек, медленно расплавит материю платья — последнее, что осталось от женщины, которая уже давно совершила внутреннее самосожжение.


Другие статьи из этого раздела
  • Испытание Вагнером

    Репертуар Киевской Оперы топчется вокруг «шлягеров» XIX — начало XX веков. В него включены «обязательные» произведения украинской музыки, ведь без  «Тараса Бульбы» и  «Запорожца за Дунаем», по мнению театральных менеджеров, никак не обойтись украинскому слушателю. Зачем ему, меломану, в самом деле, моноопера «Нежность» Виталия Губаренко? Архаичные постановки добротно «украшены» анахроничными актерскими приёмами: «Посмотрите, как взволнованно я заламываю руки» или  «Мы словно целуемся, поэтому мы отвернулись от публики»
  • Іспанці у розмірі м3

    Для пересічного київського глядача, який ще як слід не скуштував європейських театральних марципанів, іспанець Фернандо Санчес Кабезудо (Fernando Sбnchez-Cabezudo) aka Mr. KubiK Producciones може стати новим цікавим досвідом. Вистава, яку привезе його театральний колектив на Гогольфест, являє собою постмодерністський мікс із абсурдизму, кафкіанства та лівої критики під соусом чудернацької кубічної форми.
  • «Сыроеды»

    Часто смотришь спектакль и вдруг понимаешь, что это никому не нужно. То есть, безусловно, одним необходимо работать, а другим — развлекаться, но не более того. На профессиональной сцене однотонные спектакли отстреливают от зубов профессиональные однотонные актеры. Смотреть же на студенческие работы зачастую страшно — всеми силами стараешься простить инфантилизм. Нет на свете совершенства. Однако, еще не протоптав глубокую тропинку к секрету собственного вдохновения, учащиеся актеры заряжены необузданной энергией, они еще не играли сотый спектакль, и оступаются на сцене, наивно краснея, непосредственно выдавая свое волнение.
  • Серби для естетів

    Рідко коли український театр тішить витонченим інтелектуальним видовищем. І тому постановка «Професіонал» в театрі «Сузір’я» ─ непідробна радість і щастя. Вдвічі приємніше, що поставлена вона за однойменною п’єсою сучасного сербського драматурга Душана Ковачевича, чиї п’єси йдуть у всьому світові, а за його сценарієм був знятий фільм Еміра Кустуриці «Андеграунд». Актори, задіяні в спектаклі, теж особливий подарунок ─ андеграундні професіонали
  • Овечка Дора: «Сексуальные неврозы наших родителей»

    В предновогоднее суетливое время раздался театральный залп спектаклей, который выпустил из обоймы театра «ДАХ» режиссер Владислав Троицкий. Отладив шекспировские этно-мистерии, соорудив Климовскую серию по Достоевскому, Троицкий обратился к современной агрессивной драматургии. Одна за другой вышли русская антиутопия-вестерн Юрия Клавдиева «Анна» и «Сексуальные неврозы наших родителей» Лукаса Берфуса. Ни какой другой театр в Киеве не ставит агрессивную современную драматургию, и не просто драматургию, а социальную пьесу — такую популярную сейчас в Европе и в России наряду с документальной

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?