|
Черновые, секретные эскизы20 октября 2008Первая редакция спектакля Текст Марыси Никитюк Фото Андрея Божка
26–30 октября в галереи Лавра состоится премьера постановки «Войцек» в «перекройке» Андрея Жолдака в рамках дней Немецкой культуры в Украине. О том, что в «Войцеке» Жолдака, собственно нет Войцека, даже Сейчас, в связи с немецким заказом, Жолдак оказался на территории Черкасского национального театра им. Шевченко. Там он готовил премьеру по пьесе немца Георга Бюхнера «Войцек», спонсируемую немцами, и спектакль о голодоморе по «Желтому князю» Барки — «Ленин Love. Сталин Love». А поскольку худрук черкасского театра недавно умер, и театр будто бы бесхозен, то возникает вопрос: повторится ли Харьковская история в Черкассах, оставят ли мастера там создавать свои спектакли? Хотя, конечно, Черкассы — это не Харьков, здесь Жолдака точно не поймут. Но как бы ни был востребован Жолдак заграницей, что иногда кажется просто следствием пиара, ему тоже нужен грунт. И даже не для того, чтобы с комфортом ставить, а чтобы чувствовать ответственность, без которой его постановки все больше отрываются от понятного мира образов, перерастая в «Планету Жолдака», и есть опасность, что вскоре у его спектаклей останется один зритель — он сам. «Войцек», возможно, эту мысль только подчеркнет, во всяком случае, не опровергнет. Но сначала вступительная новелла о Черкассах: Вступительная новелла о Черкассах:Андрей как грамотный европейский режиссер организовал для своего нового детища Черкасский актер Сергей Бобров в роли Войцека. Вера Климковецкая в роли Марии. Вера — студентка Театрального института им. Карпенка-Карого, у Жолдака играет с 16 лет Перед началом собственно «Войцека» журналистам показали совершенно другой спектакль — будто в «Музее» постановки Жолдак, выступая гидом, ярко подсвеченный вспышками фотоаппаратов, рассказывал толпе прессовиков, что вот через эту черную комнату зритель будет заходить, но сначала ее пробьют молотом, и будут лететь куски кирпича — «бум» — будет красиво. В комнате Андрей попросил обратить внимание на нож за стеклом, которым Войцек убьет любимую, на веник, которым подметет осколки, на голову вепря, в глазах которого — камеры: нас снимают и транслируют на сцену. Потом всех попросили посмотреть на мальчика в ослиных ушах (это так Андрей передал привет своему «Ивану Денисовичу», там у него все, правда, в заячьих были, но ассоциации четкие). Вообще у «Войцека» с «Одним днем Ивана Денисовича» очень много общего, только если второй еще был выдержан в рамках здравого смысла, то первый его явно утратил. Кроме ушей, также схема постановки: первый акт хоть В общем, Андрей Жолдак показал журналистам черновые секретные эскизы, нас якобы впустили в лабораторию мастера, где видео на больших экранах сверху не было демонтировано, и режиссер увлеченно повторял «а здесь должны быть звезды». Перед показом Жолдак всех предупредил — это первый прогон, много чего будет не так. Много чего будет не так:Первый акт хоть и весьма болезненный для обывателя, но интересен такой штукой как переосмысление. Декорация сделана по образу космического шатла. Мария и ее ушастый сын заворожено смотрят на звезды в иллюминаторы Франц Войцек по пьесе Георга Бюхнера — самый последний, но очень искренний человек, шизофреничный и добрый. Смысл произведения заключается в том, что такие люди тоже заслуживают жизни (кстати, о пьесе «Войцек» упоминалось в материале о корейской постановке «Садори», прочесть пьесу можно у нас на Портале, и даже нужно, потому как при просмотре нового «Войцека» знание оригинала просто необходимо). Самый красивый мент:Очень сложная сценография, использованы медиа, Жолдак наделил Войцека всеми архетипами украинского народа. Глупый осел Войцек в ушах, его сын — тоже в ушах, жена Мария — не в ушах, но тоже глупа, как и они, покрикивает свое радушное «Иа». Первый акт — красивый грубый очерк на тему «Украина сегодня». В боксах висят портреты Ющенко и Тимошенко (в «Москве. Психо» висел портрет Медведева), на сцене происходят много параллельных действий. В одном из боксов появляется продажная женщина под флагом Украины, разгуливающая между мужиками из ЕС и России. Помните, эти милые заявление украинских активисток «украинки не для секстуризма», глупости конечно, полмира боится наших выкрашенных в блонд проституток. Это контекст страны, а через несколько минут появятся отвратительные менты, которые станут бить парня, пока развеселая актриса, размахивая украинским флагом, прыгает под Верку Сердючку: «Гоп. гоп. Гоп. читайгоп». Между этими двумя действиями вся пошлость Украины, которую Жолдак не прощает, хотя, увлекшись своими ассоциациями, зря растягивает вкусный образ во времени и смакует его в излишних деталях: и менты разделись до трусов, и нацеловались, и человека убили, и овцу трахнули… В общем автор вошел во вкус, ощутил азарт. Говорят, в черкасском театре живет две настоящие овцы, и на зрителя бесчинства будут совершать именно с ними. Космос навсегда:Создав острый, публицистический первый акт, Жолдак бросил это, и во втором акте пошел ставить другой спектакль, о невероятной любви и вселенском одиночестве. Социалке первого акта буквально противопоставляется выход в космос: оказывается, Войцек, его жена Мария и их ребенок — единственные люди на борту корабля и с ними семь роботов — они в космосе. Катастрофичная какофония: Войцек бьется с помощью пульта с тамбормажором, с которым ему изменила Мария, в соседнем боксе бьются в режиме плейстейшн роботы, считывая команды реальных противников. Но когда Вот оно вселенское одиночество — когда ты один в шатле с кучей мертвых роботов плывешь неведомо куда в неизведанных пучинах Космоса ***Кажется, Жолдак слишком увлекся собственным воображением, ему гораздо интереснее, а, может быть, проще ПОКАЗЫВАТЬ, а не ГОВОРИТЬ, ОШЕЛОМЛЯТЬ, а не РАЗМЫШЛЯТЬ. Конечно, я видела только первый прогон, и до 26-го все еще может измениться. Об этом мы обязательно узнаем и напишем. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке