«Беззащитные существа» в «Новом киевском театре»02 марта 2010

Текст Марыси Никитюк


Маленькие чеховские трагедии

в теплом юморе

беззащитно юных

актеров

вновь родившегося талантливого Театра

19 декабря 2009 года ученик Эдуарда Митницкого — режиссер Виталий Кино — открыл на улице Михайловской 24-ж на базе своего выпускного актерского курса из Киевского театрального колледжа «Новый украинский театр», в репертуаре которого пока три дипломных спектакля: «Бесталанная» (И. Карпенко-Карый), «Шекспириада» (В. Шекспир) и «Беззащитные создания» (А. Чехов).

Спектакль «Беззащитные существа» построен на основе рассказов А.П. Чехова, разворачиваемых в цепи эпизодов. Отдельные фрагменты постановки выдержаны в стиле немого кино: рябит зеленый стробоскоп, и актеры под веселую водевильную музыку нервно двигаются, машут руками и пляшут. Спектакль состоит из девяти рассказов-миниатюр, самой сильной из которых является собственно «Беззащитное существо», где Евгения Мирошниченко в роли госпожи Щукиной (приставучей бабы, которая едва не доводит до инфаркта банкира Кистунова — Егор Снигир), создает неповторимо гротескный образ а-ля «Шапокляк». Основная составляющая актерского дара Е. Мирошниченко — смелость. Она не пытается быть красивой, подобно многим девочкам-актрисам, заботящимся о том, чтобы хорошо выглядеть на сцене, она кривляется, куражится, гримасничает — и в итоге перед зрителем предстает непривлекательная, но чертовски достоверная баба, которую хочется удушить не только Кистунову, но и всему залу. Егор Снигир, сыграв до этого непутевого влюбленного Максима Кузьмича в «Женщине без предрассудков» и горе-писателя в «Загадочной натуре», здесь был упоительно смешным и трогательно тревожным.

«Беззащитные существа» в «Новом киевском театре» «Беззащитные существа» в «Новом киевском театре»

Несколько натянуто звучит начало спектакля, когда актеров приглашают пройти кастинг на фильм «Беззащитные существа», это, безусловно, сюжетная смычка для разрозненных чеховских этюдов (и она поддержана кино-вставками и перебивками дублей), но смычка все-таки схематическая и техническая, лишенная хорошей смысловой пластики. Однако этот спектакль приносит много чистой радости и смеха, хотя и не без горечи, ведь жизнь, как известно, по-чеховски — не малина, а зеленый, недоспелый, кислый крыжовник. И эпизоды «Слова, слова, слова», «Анюта», в которых Алена Сорока сыграла наивных и трагически опытных непутевых женщин, горькими дырами на вылет зияют во всем этом водевильном балаганчике. Добрые интонации «Нового украинского театра» превращают едкий чеховский сарказм — в добродушный юмор, согревая маленькие трагедии теплом душевной иронии.

Сказать по правде, в коллективе юных выпускников наиболее привлекает их легкость, творческий авантюризм, невозмутимость и бьющая через край энергия. Это, в лучшем значении этого слова, студенческий театр, немного еще наивный, но уже очень яркий, в нем столько же азарта, сколько и перспектив, а какие из них сбудутся, покажет время.

«Беззащитные существа» в «Новом киевском театре» «Беззащитные существа» в «Новом киевском театре»

«Беззащитные существа» в «Новом киевском театре» «Беззащитные существа» в «Новом киевском театре»


Другие статьи из этого раздела
  • Темнота в умах и степное солнце

    О том, как драматург и режиссер Виталий Гавура поставил свою пьесу «Мама всегда защитит» и что из этого вышло
  • Прочный хребет «Бесхребетности»

    Воспитанницы Эдуарда Митницкого — Анастасия Осмоловская и Тамара Антропова — впервые заявили о себе как о начинающих режиссерах год назад постановкой «Поздно пугать». В этом году Анастасия Осмаловская выступила как самостоятельный режиссер. Она взялась повторить «Бесхребетность» несмотря на то, что постановка Влада Троицкого в театре «ДАХ» была (и есть) довольно сильной
  • Японцы в Киеве

    В Киеве побывали японские мастера каллиграфии Сашида Такефуса и Хиросе Шёко, икебаны Исимару Саюри, и игры на кото и cямисене Ямагиси Хидеко, Кусама Мичиё, Ватари Дзюнко. Конец марта был отмечен днями Японии в Киевском национальном лингвистическом университете, в университете им. Шевченко, в Украинско-Японском центре, в одном из додзе каратэ, в додзе Айкидо Ешинкан Киев Мисоги, в галерее «Карась». Каллиграфы и музыканты за пять дней своего пребывания в Киеве посетили с демонстрациями десятки культурных мест в Киеве.
  • Тургенев по Фрейду

    По традиции, название пьесы в Театре на левом берегу Днепра изменили. Был  «Месяц в деревне» господина Тургенева, а вышло… «Высшее благо на свете» господина Билоуса. В  «Месяце» была типичная тургеневская элегия, граничащая с наивной сладковатой сентиментальностью, а в  «Высшем благе» получилось море зловещей любви. Здесь все любят друг друга и все — не взаимно, а посему — воспламеняются, бьются в конвульсиях, сходят с ума, погибая от страсти.
  • Призрак Уайльда в ТЮЗе

    Мюзикл «Привид замку Кентервіль» поставлен, как утверждают создатели, по мотивам произведения О. Уайльда «Кентервильское привидение». От оригинала, впрочем, осталось немного: герои, место действия и несколько диалогов. Кроме того, история переместилась на тридцать лет вперед. Осовременивая сюжет, режиссер Артур Артименьев ввел в спектакль самолеты, радио, распылители на банках и прочие атрибуты нашего времени, призванные, очевидно, приблизить действие к зрителю театра, то есть — к среднестатистическому школьнику.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?