|
Беседовала Юлия Филипповская Александр Агафонов: плодородная земля искусства23 мая 2009
Дата и место рождения: 2 февраля 1947 года, Киев Образование: художественная школа, Киевский государственный художественный институт Работы: выставлялись на персональных выставках в Бельгии, Австрии, Франции, Украине Последняя выставка: биеннале скульптур в Украинском доме, март 2008 МонологДетство. Осознание призванияСамо детство… Послевоенный Киев… Первые впечатления о Рождестве в селе… Смерть отца — мне было всего семь лет. Смерть бабушки… И все же, несмотря ни на что, я вспоминаю детство с чувством счастья, которое никогда не проходит внутри моего сердца. Я также вспоминаю людей, открывших мне мир и искусство, которые стали моим временем. Без этих людей я бы не состоялся. Осознание призвания пришло в детстве, и с тех пор я ничего не могу поделать со своей страстью. Я бегу, стремлюсь Трудности своей жизни я не замечаю, это уже потом, вспоминая, перечисляю: проехали станцию Колотово, проехали станцию Пирогово. Я всегда живу и борюсь в конкретном времени. В детстве, когда не было хлеба, я, бывало, не ел по 2–3 дня. В художественной школе я набирал воду В школьные годы Бог послал мне большую Любовь. Я с великой благодарностью обращаюсь к Богу, потому что это чувство в совокупности с тем, что передали мне предки, создало меня, сделало из меня человека, способного тонко воспринимать мир. Сильное чувство любви превратилось в нежность моих картин. Время от времени Бог посылает человеку испытания, и одаренный человек, выходя из них, превращает свою боль в почву, на которой можно Учеба. Алгоритм самостоятельного познанияВо время учебы в художественной школе, которая располагалась в одном здании с художественным институтом, я смотрел, как студенты рисовали масляными красками. Мне очень нравилось наблюдать за ними, и я задался целью попробовать самому. Холста нет, этюдника нет, красок нет и купить их невозможно. Я пошел к деревянным урнам, куда живописцы выбрасывали тюбики, взял две газеты, вывалил тюбики и рукояткой кисточки стал их откатывать. Из каждого тюбика я насобирал остатки красок — где больше, где меньше. Я стал владельцем шикарных наборов и роскошной палитры, которую я нашел там же и почистил над огнем. Поломанный мастихин я сварил. В другой раз увидел, что В Маленьким мальчиком я вставал в пять утра и начинал работать: занимался исследованиями, делал опыты. Меня никто не заставлял. А такие самостоятельно добытые знания дают совершенно другую оценку мира и людей. У меня было 6–8 старых микроскопов, которые приносили папины Учителя. За спинами великихОднажды, во время школьных каникул, я в пять часов утра собрался на рыбалку и уже со всеми снастями проходил мимо дома Максимовичей — очень тихо, чтобы никого случайно не разбудить. Вдруг По большому счету, академические учителя мне не были нужны. Я учился у всех мастеров искусства: Боттичелли, Ван Гога и многих других. Когда я смотрю на работы великих художников, у меня такое ощущение, что я стою за их спинами и вижу, как они рисуют, как они думают, радуюсь высоте их мысли и простоте изложения… После чего я ощущаю такое сердцебиение и страсть, что бегу в мастерскую и начинаю Но я мог бы не состояться как художник без общения и дружбы с талантливыми людьми. Это — Зиновий Александрович Толкачев, Александр Тышлер, Владимир Денисов, Зоя Лерман, Майя Григорьева. Время. Большая имитация маленьких людейЛюди имитируют жизнь — таков современный мир потребителей, а не созидателей. Все сместилось: путают разум с умом, ум с хитростью, хитрость с подлостью… Дураки думают, что они умные, скоты думают, что они — люди. При всех современных новациях человек все меньше обращается к душе и к своему началу, все меньше находит времени для того, чтобы осмыслить жизнь, люди затравлены ложными представлениями об успехе, бегут за материальными ценностями и не могут остановиться. Человек становится маленьким. Очень точно говорила моя бабушка: никому нельзя ничего доказать, так как «у каждого раба есть свое представление об истинном величии, только оно — свое, маленькое, рабское». Меня интересуют только талантливые люди, которые, боясь потерять подарок Бога — талант, стремятся созидать и совершенствоваться. Так они создают цивилизацию творческих людей в противовес популяции потребителей и разрушителей. Раньше, несмотря на все запреты, таких было больше, но многие разъехались, разбежались, умерли. Искусство. Человечный стержень цивилизацииИскусство — это наука, а не удовольствие, как думают многие. Оно требует мощного внутреннего стимула, безграничной веры в себя. Чтобы противостоять примитивному и извращенному представлению вещей, необходимо постоянно работать и совершенствоваться, идя к своей цели по вершинам искусства. А вершины — это Чимабуэ, Джотто и т.д. Искусство стало сложным элементом интеллектуальной деятельности, с помощью которой можно попробовать объяснить мир. Достигнув определенных пределов своего развития, в конце Сегодня художники пытаются дать новое определение всему тому, что происходит в искусстве, но это уже повторы былого. Смешно и обидно. Разговоры о концептуальном искусстве, перформансы и т.д., все это имеет отношение к бизнесу, но не к искусству как науке познания Человека в человеке… Я Работа. Красота и достоинство мираНовая работа — это новый язык, некое чувство сладкого, предвкушение, когда ты не знаешь, что ты будешь есть: банан, конфету… или девушку. Вот с этого желания страсти и начинается работа. Существует древнейшая формула: надо работать так, чтобы не были заметны усилия. Никого не волнует, сколько времени я потратил на работу, но в результате сделанное должно передавать ощущение легкости, праздника, счастья. Художнику важно не просто видеть, а наблюдать, ведь это разные вещи, наблюдение — это анализ. Важно всматриваться в мир и обращать внимание на красоту, на мелочи жизни (а ведь на самом деле в мире нет мелочей, есть большие глупости). Я отношусь к миру, как к огромной возможности. Мир Важно то, чем человек руководствуется: умом или разумом. Ум практичен, если бы я слушал только его, я бы никогда не стал художником. Разум всегда «обманывает», говоря, что искусство — великая вещь. Разум — это «светильник», который человек получает в руки, это поцелуй Бога. В мире, где господствует разум, все освещено, в нем рождается истинное искусство. ДИАЛОГВ чем состоит будущее искусства? Я думаю, что будущее искусства состоит в том, чтобы вернуть человеку себя, обратить его к человеческим ценностям. Те художники, которые понимают это, будут создавать первооснову нового движения и духовного начала. Единственное, что нам нужно помнить: подъем всегда будет более сложным, чем падение. Движение вверх требует огромных интеллектуальных сил. вы живете в своем времени? Понимая всю глубину проблем, я являюсь современником времени, в котором живу. А в каком веке я живу — не имеет значения. вы — счастливый человек? Моя планета — Агафонов. Тут всегда свет, музыка, праздник. Тут все пронизано и посвящено одному: счастью и любви — к людям, женщине, искусству. Вот это счастье никто не может у тебя забрать. Тебя могут убить, прервать нить… Но счастье забрать никто не может. Что нужно художнику, чтобы быть счастливым? вы можете себе представить: Леонардо да Винчи сидит, ему подносят вино, он босс большой американской компании? Нет. Такие люди довольствуются малым: у них на столе кусок хлеба, сыра и бутылка вина. Чтобы быть счастливым, в жизни необходимо малое: разум, талант, здоровье. Также важно жить по собственному разумению, а не потакать обстоятельствам. Если у человека все это есть, он — «звезда» мира. А мир создают «звезды», по аналогии с природой, Для вас важно признание? У меня нет мании величия. Мне 61 год. Я давно знаю себе цену, как и многому другому. Для меня важно быть и состояться в полную силу, несмотря ни на что. Если Бог захочет наградить, Он наградит в полной мере. Зачем мне еще На сколько лет вы себя ощущаете? Лет на 16–18. Мой внутренний взгляд на мир почти не изменился. Тогда я много читал, работал, был полон энергии. Мои друзья точно такие же, иначе я был бы болен нарциссианством. У меня нет гордыни, но есть гордость за свой род, а это разные вещи. Это уважение к предкам, к Родине. Я Украину люблю намного больше, чем эти ребята (политики — Ред.), потому что понимаю ее более тонко. Они ее используют. А я в Украине живу, я живу Украиной. Я жалею, что у меня не было возможности расписывать церкви, создавать фонтаны. вы бы хотели жить в другой стране? Нигде в другой стране я бы не хотел жить. Мне выдали шенгенскую визу на 2 года, я могу хоть каждый день выезжать в другую страну. Я много знаю, понимая, что мало знаю, поэтому волнуюсь, что многого не успеваю. Но вместе с тем меня сложно удивить. Чему я всегда искренне удивляюсь и радуюсь — так это рождению новой темы, встрече с талантливым человеком. Это может быть и маленький ребенок. Ваше отношение к деньгам? Я легко расстаюсь с ними. Мне говорят: «Саша, вы так себя ведете, потому, что у вас иногда бывает их много». Нет. Это дворянство, это генетическое отношение. У меня в крови расположенность к большой семье, где есть взаимопонимание, много друзей, хлебосольство и радость за успехи других людей. Я никогда не могу купить 100 грамм сыра. У меня сводит челюсти (смеется). Да, я не считаю деньги по копейке, я считаю их объемом (смеется). Я знаю цену деньгам, поэтому ценю деньги людей, которые тратят их на предметы искусства. Но я никогда не знаю, сколько стоит хлеб или молоко. Это не относится к аспекту знаний, пониманий. К жизни это не имеет никакого отношения. Говорят: был в таком ресторане, был в таком ресторане. О чем вы будете помнить в конце жизни? Ел вот это, это, это и умер. И это все воспоминания о жизни? Когда вспоминаешь друзей, встречи, беседы, то видишь, что мир состоит из добрых и остроумных людей. Не из тех, кто ломает, но из тех, кто этот мир удерживает. Если бы не было человеческих столпов, человеческое болото расползлось бы по всей земле (Библия). вы ощущаете себя свободным человеком? Я — Водолей, у меня, знаете, свободолюбие с бесстрашием. Я всегда говорил, что моя внутренняя геометрия больше существующих границ. Например, я не знаю, где начинается и кончается моя Родина. Именно это чувство рождает ощущение безграничной свободы… Комментарии:Павел Фишель, художник — Про Александра Агафонова можно было бы сказать — «художник мирового уровня», но это был бы незаслуженный комплимент мировому уровню, учитывая, что сегодня большинство ярких произведений современного искусства — просто формы безумия или профанации. — Он мастер образца эпохи Возрождения, очень ярко проявляющийся в графике, живописи и скульптуре. Александр Александрович — автор оригинальнейших проектов фонтанов и ювелирных изделий. — Агафонов относится к типу художников, которые не только сами реализуются уникальным образом, но и содержат в своем творчестве школу, то есть открывают новые возможности для мастеров последующих поколений. Художников такого плана совсем немного в истории искусства: Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Сезанн. — Его творческий метод раскрытия красоты мира я бы определил как соединение двух противоположных эстетических начал: «Архаика» и «Классика», «Мужское» и «Женское», «Абстрактное» и «Конкретное». Они активно взаимодействуют в его работах, танцуют, играют на музыкальных инструментах, нянчат детей. — Архаичное начало наиболее ярко проявилось в деревянных скульптурах Александра Агафонова. Они вполне могли бы быть найдены во время раскопок — Александр Александрович великолепно владеет классическим рисованием, что является величайшей редкостью среди нынешних художников. Наблюдая его живописные работы, зритель как будто становится свидетелем их создания. — Вначале возникает некий живописный мусор. Постепенно хаотично разбросанные пятна превращаются в цветы сирени, влюбленных, ангелов, танцовщиц, музыкантов. Звук флейты приводит в движение все элементы картины. Цвет становится подобен звуку, все обретает высокий смысл. И — Встречаясь с Александром Агафоновым, прежде всего, поражаешься тому, что такие люди вообще есть. То есть, не «вообще», а вот здесь рядом и совершенно конкретно. Собеседник, которому посчастливилось оказаться рядом с мастером, сразу преображается, поднимается над самим собой. Агафонов очень «заразителен». Когда находишься рядом с ним, возникает желание стать лучше, читать хорошие книги, создавать прекрасные вещи. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке