|
Театр и машины*01 июня 2008Текст Марыси Никитюк Будучи искусством, ориентированным на сиюминутный запрос современности, театр, стремясь создать иллюзию реальности, всегда охотно осваивал Впервые движущаяся проекция появилась в Вене в 1922-м году в постановке Фридрихом Кайслером пьесы Карела Чапека «Р.У.Р» («Россумовские универсальные роботы»). Кстати, именно Карел Чапек придумал слово «робот» на радость всем любителям научной фантастики.
С развитием кинематографа авангард театральной режиссуры начал активно использовать на сцене «движущиеся картинки». В России в 20-х годах это, в частности, разрабатывал Всеволод Мейерхольд. В Украине в 1923 году режиссер Лесь Курбас создал спектакль «Джимми Хиггинс» с Амвросием Бучмой в главной роли, где во время действия демонстрировалась не только документальная хроника, но даже специально снятый минифильм «Джимми на корабле». С появлением кинематографа театру пророчили смерть. Но не зря художник Василий Кандинский говорил, что театр имеет в себе сильнейший магнит, который притягивает разные знаковые системы — разные искусства. И он не ошибался. Действительно довольно скоро стало ясно, что театр — это такое пространство, которое может вместить в себя не только все виды искусства, но и любые медиа. Повлияв радикальным образом на жизнь людей и на само ощущение реальности, кинематограф начал создавать настолько мощные иллюзии, что они вошли в жизнь человека наряду с историческими событиями и происшествиями. А телевидение, ставшее еще более распространенным коммуникационным средством, явило миру новую реальность: мир желаний, иллюзий, симулякр. С появлением телевидения реальность в Сегодня возникновение новых технологий, способствующих появлению новых жанров, метажанров, междисциплинарных территорий, происходит с молниеносной скоростью. Особенно в так называемом постдраматическом театре, где режиссер научился обходиться без вербального текста, строя представление на сугубо визуальных образах. Использование видео в театре не является теперь Видео в современном театре используется: — вместо декораций; место действия, благодаря этому, меняется мгновенно, создавая необходимый постановщику фон и задавая нужное ему настроение; — для всевозможных игр со временем и пространством; видеопроекция является одним из средств создания оптического обмана; вот, к примеру, Мария Миронова-Федра выходит в двери в глубине сцены, а вот она уже следует дальше на экране по невидимым из зала публике коридорам (спектакль Андрея Жолдака «Федра. Золотой Колос»), — для укрупнения деталей; с помощью видео театр может расширить панораму, создавая иллюзию пространственного объема, или, напротив, сконцентрировать внимание зрителей на крупном плане лица исполнителя; — как дополнительное средство выражения; с помощью видео в театре можно проиллюстрировать галлюцинации и поток сознания или использовать его в качестве аллегории или метонимии, как в спектакле В 2003 году был создан израильский театральный проект ME DEA EX. Спектакль в 3D, является Украинский аспектВ Украине использование Но даже богатые коллективы применяют эти технологии спорадически. Скажем, видео и В спектакле «Розовый мост» в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра мелодраматический сюжет сопровождают проекция звездного неба и медисонских мостов. Фото и видео используются то как эмоциональная иллюстрация, то как контрапункт к событиям спектакля „Откуда берутся дети“ Театре на Подоле. По традиции активно осваивает достижения технологического прогресса экспериментальный театр Дмитрия Богомазова «Вільна сцена». Появление на голых холодных стенах мелом начерченных домиков, меблировки жилой комнаты и горящих зданий осуществляется видеопроектором в спектакле «Женщина из прошлого» Роланда Шиммельпфеннига. А недавно режиссер в сотрудничестве с хореографом Ларисой Венедиктовой и композитором Данилой Перцевым визуализировали свои рефлексии на монолог Ричарда ІІІ из одноименной пьесы Шекспира. Спектакль «Сладких снов, Ричард» можно рассматривать чуть ли не как „краткий курс постдраматического театра“: герой на подкашивающихся коленях или катающийся по полу демонстрирует технику современного танца; призраки, терзающие Ричарда перед сражением, дигитализируют свой язык — получается электроакустическая опера, декорацией которой, естественно, служит видеоизображение. Экспериментирует с видео и Владислав Троицкий, поставивший у себя в «Дахе» пьесу немки Ингрид Лаузунд «Бесхребетность». Персонажи спектакля постоянно находятся под прицелом Кстати, современная агрессивная драматургия постоянно апеллирует к публике, живущей в мультимедийном, гипертекстуальном мире. Пьесы «новой драмы» игнорируют классические драматические каноны. Явно под влиянием кино, его принципа монтажа, с молниеносно и непрерывно меняющимися местами действия, написана недавно поставленная в том же «Дахе» пьеса Лукаса Берфуса «Сексуальные неврозы наших родителей». Игорь Симонов в пьесе «Небожители» предлагает перед началом действия показывать зрителям Источники:1. Intermediality in Theatre and Performance: Freda Chapple. 2. Wikipedia 3. ME DEA EX Immersive/Interactive Theatre *Впервые опубликовано в журнале культурного сопротивления «ШО» № 5 (31), май 2008 |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке