Лабораторным способом:
Серия Современная драматургия05 декабря 2009

Текст Марыси Никитюк


8–11 декабря в театре «ДАХ» открывается Лаборатория современной драматургии


В ХХ веке на авансцену театрального процесса вышел так называемый «режиссерский театр», театр интерпретаторов. Интрепретация заполнила практически все сценическое пространство, наводнив его разночтениями «Гамлета» и «Вишневого сада». Все это по-своему прекрасно, но не режиссером единым — и с середины прошлого века отодвинутый на задворки драматург вновь начал отвоевывать свое право быть демиургом и создателем смыслов.


Первыми на этот путь ступили англичане, у них актуальная драматическая традиция не прерывалась со времен Шекспира. В пятидесятые, начиная с пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе», стартовало «поколение рассерженных молодых людей». Затем лондонский Роял Корт сформировал технологию создания new writing, — посредством постоянных лабораторий и семинаров. В девяностые появился in-yer-face-theater (театр-вызов, буквально «вам-в-лицо»). Культовой фигурой этого направления стала Сара Кейн. Она написала четыре пьесы, самое точное определение стиля которых — крик боли. Сара Кейн покончила с собой, а ее «агонизирующие» пьесы триумфально ставятся по всему миру.


В России движение за право драматурга быть фигурой, равнозначной режиссеру, началось в 90-х и вылилось в «новую драму», которая сегодня и задает тон в русском театре. Репертуарный театр, где режиссер упражняется в оригинальности метафор на поле классической драматургии, постепенно стагнирует, ему необходимо подпитываться сегодняшними смыслами, пусть сиюминутными и неглубокими. В этом главная задача театра — быть не рафинированным и вычищенным временем, но — пульсом времени, пусть сбивчивым, несуразным и однодневным. Такова природа театра — зрелища, родившегося на площади.

Читки новой драмы в России. Фото из архива Елены Ковальской Читки новой драмы в России. Фото из архива Елены Ковальской


В Украине тоже пишут современные пьесы, но слишком мало и неинтересно — с проекцией «на века», что губительно и наивно. И все же в последнее время появился некий свет в конце туннеля. Влад Троицкий, создав мощный фестиваль ГогольFest, потенциально объединяющий все лучшее в театре, резонно пытается подверстать под него театральный авангард. Вместе с российскими идеологами «новой драмы» под маркой ГогольFestа он организовал Лабораторию современной драматургии (ЛСД).


Первая киевская ЛСД пройдет с 8 по 11 декабря: москвичи в режиме семинаров будут работать с украинскими актерами, режиссерами и драматургами. Приедут Елена Гремина — драматург и создатель Театра.doc, Михаил Угаров— режиссер, драматург и художественный руководитель Театра.doc, Елена Ковальская— театральный критик московской «Афиши» и Максим Курочкин — киевский драматург, успешно работающий в Москве. Основная идея — свести режиссеров и драматургов и в процессе работы выбрать темы будущих пьес, которые — коль скоро они будут написаны — будут сыграны на втором этапе ЛСД и на следующем ГогольFestе.
Будем надеяться, что лед тронется и эта инициатива принесет пользу театральному процессу в Украине.

Михаил Угаров и Максим Курочкин приедут в Киев делится опытом создания и постановки современной пьесы Михаил Угаров и Максим Курочкин приедут в Киев делится опытом создания и постановки современной пьесы



вт-пт 8–11 декабря,

Читки:
Максим Курочкин «Класс Бенто Бончева»
Наталия Ворожбыт «Демоны»
Анна Яблонская «Семейные сцены».
Лаборатория современной драматургии

Театр «ДАХ», совместно с ГогольFest, московским Театром. Док и российским фестивалем «Любимовка»
Центр современного искусства «ДАХ»
Ул. Красноармейская 136,
тел: (044) 529–40–62
Участие бесплатно

Текст взят из журнала ТОП-10


Другие статьи из этого раздела
  • Буто. Истоки «танца тьмы»

    Танец Буто родился в Японии на руинах Второй мировой войны, в пыли ядерного взрыва, и на пересечении работы двух разных, но одинаково ярких личностей — Хиджикаты Татцуми и Кацу Оно. — Демона и Святого, по словам известного исследователя буто Марка Холборна
  • Британская сцена: картина из осколков

    Четко сказать, что популярно в Англии, сложно, но у британского театра есть одна яркая особенность — он логоцентричен. Здесь много говорят. В Роял Корт (Royal Court Theatre) так и сказали: «Могут десять минут только трепаться» — дает о себе знать непрерывающаяся со времен самого Шекспира драматургическая традиция.
  • Сергей Федотов: «МакДонах — это антиТарантино»

    2 спектакля Сергея Федотова по пьесам всемирно известного драматурга Мартина МакДонаха покажут на ГогольFestе: 24 сентября «Красавицу из Линэна» и 25-ого — «Череп из Коннэмары». Порталу Сергей рассказал о мистике в театре, о новом психологизме, новой драматургии и о Мартине МакДонахе
  • Влад Троицкий о Лаборатории современной драмы

    Декабрьская Лаборатория — это только начало, первая встреча, на которой режиссеры, актеры и драматурги попробуют друг друга почувствовать, понять, а наши московские коллеги поделятся с нами своим опытом. Сейчас самое главное организовать тенденцию, движение современной украинской драматургии, когда ты на чем-то серьезно настаиваешь, то это начинает звучать убедительно, к тебе в какой-то момент уже нельзя не прислушаться.
  • Осень 2010: Кукольники всего мира в Петербурге

    26 августа — 6 сентября в Санкт-Петербурге проходил Первый Всемирный фестиваль школ кукольников. Исчерченный водными каналами, как кровеносными сосудами, Санкт-Петербург причудливо отражает образы паяцев, арлекинов и уличных балагуров. Здесь витает дух литературных марионеток и театральных силуэтов, наполняя город таинственной атмосферой Игры. Неслучайно именно Санкт-Петербург гостеприимно распахнул свои «руки-мосты» для встречи необыкновенных гостей — кукольников.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?