Коммуналка для Театра31 января 2011

Текст Марыси Никитюк

Фото Андрея Божка

В 1927 году в Париже, чтобы выжить, но остаться верными своему искусству, четыре французских режиссера объединились в «Картель четырех», создав модель некоммерческого театра. Нечто схожее сегодня вынуждены сделать и киевские театры, потому что в их выживании заинтересованы исключительно они сами.

21 января 2011 года в Киеве, в «Дворце Украина», презентовали новую театральную сцену для бездомных театров, и театров, которые ютятся на чрезвычайно малых квадратных метрах. Проект создан спонтанно без какой-либо государственной директивы, без особой поддержки, собственно, из необходимости, из безнадежности, из безысходности и на энтузиазме. Новую театральную площадку образовали в пресс-центре «Дворца», назвав «Малой сценой». Синициированный театральным агентством Time-Art и руководством «ДУ» проект под названием «B.Room» проработал весь прошлогодний декабрь, продемонстрировав свою жизнеспособность. Вокруг него собрались театральные коллективы с малыми сценами, например, «Вильна сцена» Дмитрия Богомазова и бездомные театры, такие как «Свободный театр», который вот уже 13 лет занят исключительно выживанием, а не творчеством.

«Упопабуласобака» «Упопабуласобака»

Идея такова: есть территория — Малый зал «ДУ», на ней в течение месяца разнообразные театры показывают свои спектакли. Получается почти «свободная площадка», на которой все участники могут показать свои постановки в равных условиях, на равных и очень выгодных арендных ставках («Дворец Украина» начал этот альтруистический проект в память о Николае Мозговом, бывшем своем директоре, который мечтал о Малой сцене).

«B.Room» не имеет идеологических, эстетических установок, то есть, фактически, открыт для всех. Совершенно разные театры с разной публикой собрались под его крышей. Пока театры работают «себе в убыток», но театральные компании рады и благодарны тому, что у них есть, пусть съемный и коммунальный, но радушный дом.

Андрей Билоус на презентации проекта B.Room Андрей Билоус на презентации проекта B.Room

Театры-участники:

Театральная мастерская Андрея Билоуса

Киевский театр «Вильна сцена»

«Свободный театр»

Первый женский театр

Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

«Светлый театр»

Киевский театр эстрады

Мим-театр эксцентрики и буффонады Happy People

Киевский театр поэзии и песни им. В. Высоцкого

Теперь задача проекта и задействованных в нем театров — приучить «местную» публику к тому, что в округе есть драматический театр, и что туда можно и даже нужно ходить. Елена Богомазова отметила, что уже в их стационарную «Вильную сцену» на Гончара, 71 стали приходить новые лица, и это благодаря показам в «ДУ».

Елена Богомазова. «Вильна сцена» Елена Богомазова. «Вильна сцена»

К проекту могут присоединиться любые театры, в том числе и начинающие, достаточно иметь идеи и актерскую команду. Сложно пока только с постановкой новых проектов, потому как репетиции проводить на Малой сцене «ДУ» — слишком дорого, здесь есть смысл показывать уже готовый проект. Но репетиционную базу можно попробовать найти и самостоятельно, к тому же, Андрей Билоус планирует создать самостоятельное репетиционное помещение.

Первым проектом, рожденным исключительно под «B.Room» является искренний и энергичный студенческий спектакль режиссерского курса Андрея Билоуса «Упопабуласобака» по произведениям абсурдистов. Пьесы Ионеско, Мрожека, Аррабля скреплены сквозной беккетовской темой, поисками «Годо». Спектакль, конечно, еще сырой, но сделан на удивление красочно и с азартом, его не стоит оценивать как взрослую профессиональную постановку (его ведь поставили третьекурсники), но это — веселый интеллектуальный капустник. Особенно чудной получился кусочек по Фернанду Аррабля «Пикник».

«Упопабуласобака», завершение «Пикника» «Упопабуласобака», завершение «Пикника»

Появление «B.Roomа» не может не радовать, ведь это — новый театр в центре города, который способен объединить множество обездоленных коллективов. Хочется верить, что эта площадка станет местом театрального эксперимента, и здесь будут рождаться новые яркие проекты, новые имена, новые жанры, и театр в Киеве, возможно, на одну сцену станет живее.

Впервые опубликовано наwww.polit.ua

Ждем Годо Ждем Годо


Другие статьи из этого раздела
  • «ЁЛКИ — 7»

    «Ёлки» в театре — это длительная пауза в репертуаре, которая начинается в День Святого Николая и длится вплоть до Старого Нового года. В это время театральные залы заполняются детской аудиторией, а сцены — Пиратами, Змеями Горынычами, Шоколадными Сырками и прочими персонажами. Для каждого актера «Елки» — это свой «праздник»: возможность пообщаться с детьми, заработать немного денег или сыграть неожиданный юмористический экспромт, пользуясь тем, что дети не искушены во взрослых шутках.
  • Мілена Богавац про сучасну сербську драматургію

    Як генерація письменників ми з’явились у таких обставинах і вирішили не погоджуватись зі статусом кво. Мая Пелевич, Мілан Маркович, Філіп Вуйошевич і я згуртувалися в рамках проекту розвитку і промоції нового драматичного писання, який деякий час відбувався при Народному театрі в Белграді. Очолював цей проект драматург Мілош Кречкович, а співпрацювали з проектом багато драматургів, режисерів і літературних менеджерів. «НАДА» (НовА ДрамА) пропонувала майстерні розвитку драматичного тексту, методологічно засновані на принципах лондонського театру «Роял Корт».
  • Драматургічна лабораторія «Тиждень української актуальної п’єси»

    11–16 травня у Києві відбудеться проект Драматургічна лабораторія «Тиждень української актуальної п’єси», в рамках якого у форматі читань будуть представлені тексти cучасних українських драматургів. Проект створений за ініціативою молодих українських критиків та режисерів, спрямований на відкриття нових імен, консолідацію молодого театрального руху та об’єднання зусиль осередків, які займаються проблемами сучасної драматургії. Основна програма «Тижня» сформована на основі конкурсу, на який надійшло понад 120 текстів з усієї України.
  • Михаил Мессерер. Балетных дел мастер

    Постановку балета «Класс-концерт» в Национальной опере Украины осуществил Михаил Мессерер — представитель знаменитой балетной династии. Племянник легендарного хореографа и педагога Асафа Мессерера, сын солистки Большого театра Суламифи Мессерер и двоюродный брат знаменитой балерины Майи Плисецкой Михаил Мессерер — самый известный балетный педагог в мире
  • Осень 2010: Кукольники всего мира в Петербурге

    26 августа — 6 сентября в Санкт-Петербурге проходил Первый Всемирный фестиваль школ кукольников. Исчерченный водными каналами, как кровеносными сосудами, Санкт-Петербург причудливо отражает образы паяцев, арлекинов и уличных балагуров. Здесь витает дух литературных марионеток и театральных силуэтов, наполняя город таинственной атмосферой Игры. Неслучайно именно Санкт-Петербург гостеприимно распахнул свои «руки-мосты» для встречи необыкновенных гостей — кукольников.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?