|
Антон Адасинский: человек, станцевавший сон05 ноября 2008Портретт РежиссераАвтор Леда Тимофеева Фото Евгения Рахно
Мир, в котором он живет, наполнен невыразимым и вышедшим из тела сна, зовется DEREVO, он и сам — Дерево. Его появление на свет, скорее всего, происходило так: на заднике красного заката на темный просцениум неба худым полумесяцем из полудремы вышло человеческое тело. Терзаясь тоской по невысказанным словам, оно потягивалось и подпрыгивало, ломалось и гримасничало, корчилось и кривлялось. Кулисы стремительно исчезали, и оставалось огромное пространство телесной боли, рассказанной спектаклями. Нет, это не миф о древнем, потустороннем герое. Это полуправдивое житие театрального режиссера Антона Адасинского — иллюзия, сказка или сон, долгий разговор человека с самим собой… Вырастить дерево«Однажды…», «Острова», La Divina Comedia, «Отражение», «Кецаль», «Казнь Пьеро», «Диагноз» ─ похоже на названия философских трактатов постмодернистов. На самом деле — это названия спектаклей, родившихся в загадочной русской душе из клоунады, цирковых эффектов, философии и эстетики японского искусства. Реальность DEREVO ─ мистериальные пространства с минимальным количеством декораций лишь намечают контуры рассказываемого мира. Образы DEREVO ─ аллегорические Музыка DEREVO ─ вырванные из контекста и трансформированные звуки мира: тишины, плеска волн, покоя, пения птиц, шума листьев, шепота дождя. Все это ─ любимые, контрастные краски Адасинского, которыми он рассказывает свои сны, а потом создает из них спектакли. Сначала в «Лицедеях» маленькой вселенной Славы Полунина Адасинский, пробует на вкус Прожить сонИстория знает множество личностей, чьи биографии при жизни обрастали легендами, не оставляя человеку ничего человеческого ─ ни привычек, ни быта. Был Оскар Уайльд, написавший свою жизнь, словно эстетский роман. Есть танцовщики буто, превратившие манифесты своего творчества в способ Адасинский против того, чтобы его называли гуру, но он заложник своего образа, творчества, философии. Зрителю на спектакле так и кажется, что за личностью стоит Журналистам Адасинский рассказывал об особой диете, режиме дня, многочисленных тренировках и занятиях, не вдаваясь в детали и не открывая всех тайн. Говорил загадочно и кратко об уникальной философии бытия группы DEREVO и просил не делать из него полубога. И все равно за недосказанностью многим мерещились полусектантские братства, пугал иноземный внешний вид труппы на сцене: почти обнаженные тела, бритые головы, нечеловеческая пластичность, динамика и дисциплина. Каждая посюсторонняя статья о Дерево ─ это переплетение витиеватых слов и нагромождение синтаксических конструкций. Сам Адасинский пишет о себе и созданном мире простыми предложениями, с минимальным количеством знаков, по которым ориентируются подобные ему, ведущие сомнамбулическое существование. Для них имеет значение: «неподвижность, сны, чувство равновесия лунатиков». Преодолеть смерть«Однажды…» ─ это спектакль, посвященный Славе Полунину, одному из владельцев вселенной. Взрослый сюжет о хулигане, мальчишке, оказавшемся в тысячи раз сильнее и хитрее соперника, победившем всех врагов на пути к сердцу возлюбленной дамы, но не сладившим с самим собой, с упрямством и бесстрашием, приглянувшимся Смерти. Отсюда ─ грозные механические чудовища, страшная пляска Смерти и агонистические, неестественные и негармоничные движения танцовщика, стремящегося разрушить все плавные линии, чтобы в конце оседлать звезду и скрыться во снах, убежав туда даже от Смерти. Здесь слишком серо и тесно для его персональной сказки. Так же как пластическому, искривленному пространству эстетики Адасинского тяжело уместиться лишь в одном жанре, в клоунаде «Лицедеев», например. Ему нужен был сложный, многомерный сюжет с контрастами и философскими подтекстами, не ограниченный рамками маленькой сценки или скетча. Хотя в первых своих спектаклях Адасинский еще возвращается к образам полунинских дураков, но уже тогда его маска скрывала тонкую созерцательную душу. Таких персонажей Полунин откроет для себя значительно позже. Расширить мирОчередным семенем для DEREVO Адасинского стало японское буто — DEREVO заимствует, Различимая в спектаклях древнегреческая философия освобожденного духа, ломаные движения, подобные жестам ушедших цивилизаций египтян или ацтеков, навеки застывшие на росписях гробниц, инфернальность атмосферы действия и сценического пространства — привнесенное Адасинским. И антропософия — как главная тема, главный путь в творчестве, Живая, одухотворенная Синтоистские святилища и храмы в Японии всегда строились в тех местах, где природа была максимально жестока — у шершавого камня, рядом со сгорбленным, нездорового вида деревом. Остальное пространство украшал уже сам человек, разбивая сад, создавая пруд, ровняя дорожки, раскладывая камни. Так и в буто — чем кривее и отвратительнее поза, тем больше в исполнителе синто, тем ближе он к пути богов, к гармонии тела и движения. Переняв постулаты танцовщиков буто, Адасинский в своих спектаклях ушел гораздо дальше, расширив сценическую площадку до бесконечности, где каждый ─ владелец собственного мира. Отсюда ощущение первобытного страха и восторга на спектаклях DEREVO. Человек не возвеличивается, а уменьшается до размера наночастицы. Ощутить себя «ничто», чтобы почувствовать радость соучастия в мировом процессе жизни. Ты — микромир, существующий ради жизни целого макромира; ты — Великий Никто, без которого никакого мира нет . Вместить вселеннуюDEREVO Адасинского, как ни странно, во многом пересекается с цирковым искусством, с эстетикой Дю Солей. От пластики театра марионеток спектакль переходит к комедии дель арте и клоунаде, где юмор контрастирует с высокой поэзией. Карлики, уроды, изгои, фрики — основные герои DEREVO. Средневековая ритуальность театра в гротесковом финале «Однажды…», в «Казни Пьеро», сыгранной на площади с виселицей, палачом и глотателями огня. Зрители DEREVO — соучастники Все мировое цирковое искусство стремится к абстракции: темное пространство, в котором не разглядеть глаз зрителя, мощный луч, выхватывающий из мрака извивающуюся фигуру без костей и суставов. Человек с его рефлексиями и тайнами как душа всего космоса. Мельчайшая, но незаменимая деталь. Из ирреальности сна в спектакли пришли композиции, похожие на преломленный, гротесковый мир сознания. В основе техники ─ драма тела ─ слом, излом, изгиб, неосмысленное движение, первобытное, первородное состояние. Отказываясь подробно рассказывать о технике группы DEREVO, Адасинский сравнивает жест с ощущениями человека, который поскользнулся на замерзшем асфальте ─ это движение, совершаемое интуитивно, вопреки хореографическим канонам. Из всех этих семян выросло Дерево, посаженное Антоном Адасинским, которое, как мифологема, является древнейшим символом практически всех мировых культур. Оно — некая модель вселенной и человека, где для всего есть место, своя ветка. Дерево, как лестница, по которой можно переходить из одного мира в другой, из состояния покоя и сна в жизнь и реальность, из мифологических образов и символов в пространство маленькой труппы театра, в котором человек, стремиться вместить в себя целую вселенную. |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке