Фаллос в пластике малых форм08 июня 2009

Текст Евгения Роика

Фаллос — символ благости, богатства, плодородия — отсюда и его многочисленное воспроизведение. Гротеск не знает никаких пределов и потому очеловечивание фаллоса неизбежно повсюду там, где в его образе почиталась высшая сила и горделивый символ созидания. Благодаря этому фаллос перестал быть только атрибутом, а стал самим субъектом, ведущим особую самостоятельную жизнь. Фантазия достигла действительно неограниченных размеров. Самые причудливые и смелые произведения всех времен, — не только античной древности — доказывают, какие обильные и богатые плоды она принесла. Действительно гениальным произведением такого рода служит бронзовая статуя, сохранившаяся в музее Ватикана и носящая горделивую надпись на греческом языке: “ Избавитель вселенной”. На сильных мужских плечах возвышается задорная петушиная голова, клюв которой имеет форму фаллоса. Это поистине символ половой энергии и силы Эроса.

Фалло-грифон Фалло-грифон

Столь же большого внимания заслуживает барельеф, найденный в Ниме: фаллос, символизированный в образе коршуна, сидящего на половых атрибутах женщины в различные периоды ее жизни. Символический смысл этого барельефа прост и очевиден: нет ни одного периода в жизни женщины, над которым не торжествовало бы мужское начало. Над зрелой женщиной его торжество наибольшее, так как ее символ сжимают когти, вырваться из которых, конечно, немыслимо. Самое торжество и победу символизируют колокольчики, висящие на шее коршуна-фаллоса. Противоположный смысл имеет, по-видимому, другой барельеф, найденный тоже в Ниме: здесь изображена женщина, властвующая над тремя главными возрастами мужчины. Она возбуждает молодость, по своему желанию и вкусу направляет необузданную страсть зрелого мужчины и ставит в зависимость от своей доброй воли старость.


Многочисленные изображения фаллоса найдены при раскопках, особенно много их было на стенах амфитеатра Ниме, немало было найдено и в частных жилищах; часть их сохраняется в дивном античном храме, превращенном в музей. Судя по этим гротескам, Бог, которого они олицетворяли, отличался всевозможными добродетелями. Так, прежде всего, он обладает силою льва и быстротой орла, и поэтому-то он всегда и во всем одерживает победу. С быстротой орла перелетает он в царство Венеры и побеждает там силою льва, ввиду этого он часто изображался художниками в виде крылатого льва. Его всегда снабжали когтями, чтобы показать, что он разрывает, терзает, насилует. Он созидающая сила, ибо он — фаллос! Доказательством этого может служить терракотовая фигурка, найденная в Йорке в Англии. Конечным пунктом в развитии этого культа служат колонны-фаллосы, поставленные у входов в Храмы.

Фаллос в пластике малых форм Фаллос в пластике малых форм

Смысл, назначение и цель фаллических гротесков были различные. В большинстве случаев они носили, несомненно, религиозный характер. В сотнях различных форм жертвовали богу Приапу его изображение, причудливо выделяя его атрибуты, дабы таким образом расположить его к себе. Религиозно-мистическим было и отношение к фаллическим амулетам, большое число которых свидетельствует об их громадной популярности. Народные верования приписывали им чудодейственную силу: предохранения от дурного глаза, против некоторых болезней и прежде всего важную роль в любовных делах. Такого рода амулеты увеличивали якобы потенцию супруга и вселяли в него неутомимую страсть. Они считались превосходным средством от бесплодия, против тяжелых родов и т.п. Известны специальные глиняные чаши с изображением фаллоса, из которых давали пить бесплодным женщинам, стараясь вызвать беременность. Ввиду такой веры все и стар и млад, и дети, и юноши, и мужчины, и девушки, и замужние женщины и старухи носили совершенно открыто эти амулеты, которым часто придавали вид украшений.

Фаллические амулеты Фаллические амулеты

Наряду с религиозно-мистическими фаллическими гротесками было и много светских. Они служили игрушкой или предметом обихода. Фаллические сюжеты украшали множество повседневных вещей. В неаполитанском музее находится целый ряд превосходных бронзовых и глиняных светильников, у которых фитиль располагался спереди, а причудливо-увеличенный фаллос заполнялся маслом.

Фаллос в пластике малых форм Фаллос в пластике малых форм

Фалло-люстра Фалло-люстра

Фаллос в пластике малых форм Фаллос в пластике малых форм


Другие статьи из этого раздела
  • Фаллос в пластике малых форм

    Фаллос — символ благости, богатства, плодородия — отсюда и его многочисленное воспроизведение. Гротеск не знает никаких пределов и потому очеловечивание фаллоса неизбежно повсюду там, где в его образе почиталась высшая сила и горделивый символ созидания. Благодаря этому фаллос перестал быть только атрибутом, а стал самим субъектом, ведущим особую самостоятельную жизнь
  • Эротическое искусство Японии: Часть 2. «Размеры гениталий и юмор в эротике»

    Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периоды времени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат
  • Эротика в Древней Греции: Часть 2. «Трибадизм. Гетеры и наложницы»

    В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы; в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Но жены далеко не всегда роптали
  • Эротика в древнем Риме: Часть2 «Искусство малых форм. Геммы»

    Преимущественными мотивами таких изображений служили галантные любовные игры богов и известных людей, любовь Леды и лебедя, вакхические процессии с эротическими оргиями, празднества в честь Приапа, фаллические мотивы и положения в половом акте

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?