|
Ксения Николаева: О любви*25 марта 2008Разговаривала Марыся Никитюк Фотографировала Ольга Закревская
Дата и место рождения: 6 сентября 1958 года, Киев Театры: Театр русской драмы им. Леси Украинки, Киевский Академический Государственный театр Драмы и Комедии на Левом берегу Днепра Фильмы: «Оранжевое небо», «Свои дети», «Отчим», «Семь дней до свадьбы», «Сердцу не прикажешь», «Моя мама Инди»; сериалы: «Первый шаг королевы», «Сокровища святого Патрика» Театральные постановки: «Пять пудов любви» («Чайка»), «Анна Каренина», «Живой труп», «Вишневый сад», «Дама без камелий», «Урок музыки», «Трамвай „Желание“», «Так закончилось лето», «Наш городок» Звание: Заслуженная артистка Украины
Доверительная повествовательность тона. Мягкие интонации. Ксения Николаева на сцене уже тридцать лет. Ее сценическое и жизненное обаяние сродни дорогому вину: выдержанный вкус. Дочь актрисы, мать художницы, с галереей образов — от Снежной Королевы до Раневской. Мы застаем ее улыбающейся и готовой рассказать о себе… только то, что нам позволено услышать. Вглядитесь — и вы заметите, что ее легкость приправлена горчинкой грусти — от жизни, от трудной и прекрасной сказки театра… от любви. История жизни, которую нам только приоткрыли. Потомственная актрисаМоя мама, Анна Тимофеевна Николаева, была народной актрисой Украины и проработала в театре 69 лет. Отец, Николай Николаевич Пенькович, играл во Львовском театре им. Заньковецкой, а позже стал заместителем министра культуры. У мамы в роду было очень много людей, занимающихся актерской профессией. Мой прадед работал в одном театре с Шаляпиным. Бабушка начала играть в преддверье революции 17-го года, а в 20-е она уже была известной актрисой, работала с передвижными труппами. Когда появилась на свет моя мама, бабушка оставила карьеру и полностью посвятила себя семье. Поэтому не могло получиться иначе, чтобы я выбрала другую профессию. В детстве я очень хотела играть. Заканчивались уроки в школе — и я бежала на репетицию в театр, сидела там до конца. Не было такого вечернего спектакля, который я бы не просмотрела. Так вырастают все театральные дети — за кулисами. Я наряжалась в мамины костюмы, надевала ее парики, напяливала ее туфли, очень любила сидеть в гримерках — училась делать макияж, когда актрисы гримировались. Просиживала часами в пошивочном цеху, смотрела, как создаются костюмы, а еще в театре Леси Украинки был великолепный цех по изготовлению декораций. Тогда работали замечательные мастера, которые умели делать вещи под старину: инкрустированные столики, кровати, диваны, шкафы, двери — целые замки возводились на сцене. Это такой сказочный мир. В школе, кроме музыки — для меня это была кара господня, — я занималась литературой и пела в школьном МамаВ конце десятого класса, когда мама была на гастролях в Питере, я втайне от родителей подала документы в Институт имени Мама уже три года как ушла из жизни. Она была очень принципиальным человеком во всем: в любви, в работе, в творчестве, в общественной жизни. И КиноЯ училась с 1975 по 1979 год, а по окончанию института знала, что буду работать в Русской драме — как я могу в этом театре не работать, если я там с пеленок? Но жизнь сложилась иначе. Когда было распределение после окончания института, мне предложили Черкассы, Чернигов, Житомир, а запроса из Русской драмы не было. Система существовала такая: каждый год выпускалось определенное количество молодых специалистов, а театры их запрашивали, когда у них появлялись вакансии. Но тогда было еще и четкое деление на амплуа: героиня, герой, актер среднего возраста, Холодное одиночество героини Николаевой в спектакле Едуарда Митницкого «Так закончилось лето» в Театре на Левом берегу Днепра Но меня не взяли. Я была на просмотре у главного режиссера, тогда это была покойная Молостова Ирина Александровна. Она сказала: «Нет, Ксения, у нас уже есть актриса твоего плана, пока тебе здесь делать нечего». Для меня это была первая в жизни трагедия. Для мамы это была трагедия вдвойне. Я знаю, что эта рана у нее в душе не заживала очень долго, даже потом, когда я таки пришла работать в Театр русской драмы. В то время на киностудии Довженко была возможность пройти пробы для поступления в штат — тогда при киностудии Довженко существовал штат около ста пятидесяти артистов. К моему огромному счастью, с одной фактически картиной за плечами меня взяли. В 17 лет я сыграла в «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці» — это был мой дебют в кино. Я очень рада, что попала в кино, я многому там научилась. Мастера, которые работали тогда на киностудии, были цветом украинского кинематографа, они работали еще с Довженко. У них было чему поучиться. Мне посчастливилось работать с Мащенко, с Левчуком: делали много военных и Возвращение в «Лесю»На следующий год я снова пришла пробоваться в Театр Леси Украинки. Знаете, сердцу не прикажешь — оно все равно рвется в родное место. Тогда был период, когда в Русской драме вообще не было главного режиссера. Я пришла к директору театра, объяснила, что в прошлом году меня не взяли, и напросилась на пробы. А он видел меня в кино и попросил показать, что я могу. Было заседание худсовета, нужно было Меня приняли, это был 1981 год, и первое, что я сыграла, была русалка в поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Я поднималась «из глубин» в обнимку с князем Радмиром, заворачивая его в сети. Такое было первое появление. Но в основном, как и все молодые актеры, я невозможно много играла в сказках и массовках. Первая моя значительная роль — в «Снежной королеве» Андерсена. Я играла Снежную королеву, мама играла бабушку. Для меня это было как возвращение в родной дом, было чувство ответственности перед театром, который меня принял. Работала очень много, другое дело, каково было качество моих юношеских работ. И оценивая их сегодня, я понимаю, что очень многое тогда было сделано слабо. Потому что жизненный опыт имеет большее значение для актера. То, что можно сыграть на обаянии и на хорошеньких глазках в 19 лет, в 35 уже никто смотреть не будет, это не проходит. Надо много читать, много смотреть, наблюдать за людьми, за жизнью. И все это откладывать в свою копилочку, чтобы у тебя было много красок внутри — не три, а триста. И когда я читаю пьесу или сценарий, то приблизительно знаю, какую краску откуда возьму. Маша и МитницкийЕсли говорить о самой моей серьезной роли, то она была сыграна в последний год работы в театре Леси Украинки (в общем я проработала там 15 лет), мы играли чеховскую Чайку. Она у нас в афишах называлась «Пять пудов любви», режиссером был Эдуард Маркович Митницкий. В «Чайке» я играла Машу, эта роль открыла во мне то, о чем я раньше и не догадывалась. До Маши были роли королев, служанок, жуков, скоморохов, зайцев, принцесс и дворянок, но такой серьезной, пожалуй, не было. И для себя свое профессиональное творчество я начинаю определять именно с «Чайки» А.П. Чехова. В 1993 году произошла кардинальная смена руководства в театре. К сожалению или к счастью, я должна была уйти из Русской драмы. Правильно ли я тогда поступила, рассудит время. Я чувствовала необходимость уйти вслед за человеком, на которого я так надеялась. Для мамы мой уход стал еще одним ударом. Митницкий перешел на Левый берег, в театр, созданный им же, и позвал меня с собой. Конечно, я пошла за ним — это был мой гуру, мой наставник и учитель, я знала его с детства, он был еще режиссером моей мамы. И хоть я его знала почти всю сознательную жизнь, встретились мы впервые на сцене только уже на «Чайке». Меня формировала, с одной стороны, мама, а с другой — Эдуард Маркович. Они, в Золотой ключикЯ попробую объяснить технику поворачивания ключа. У каждого из нас есть определенный потенциал творческих возможностей. Чтобы этот потенциал был раскрыт, должно быть задействовано много факторов. Первое — нужно иметь голову на плечах, уметь мыслить на сцене и в кино. Если актер не думает, на него смотреть невозможно. Второе — уметь видеть, слышать и говорить, это то, что касается ментальной сферы. Для меня примером есть актер, который на сцене может просто стоять и о Потом — рожденную в тебе мысль нужно уметь прожить душой и сердцем и, проживая, воспроизвести. Все, что не прожито сердцем, — неинтересно и не задевает за живое. Потом идет тело, а тело — это наш инструмент работы, наш инструмент игры. Сначала мысль, потом душа, потом тело отражает мысль, перерожденную эмоционально и отображенную в движении. Этому люди учатся всю жизнь. Ведь актер и в 50, и в 80 лет — еще ребенок, он все еще учится. И должен быть человек, который владеет этим механизмом, поворотом ключа. Нам самим очень тяжело, мы можем пойти не по тому пути, мы можем ошибиться: артисты, как правило, недостаточно критично к себе относятся. «Для меня примером есть актер, который на сцене может просто стоять и о чем-то думать, не говоря ни слова» Свой режиссерАктеру очень важно найти режиссера. У меня дочь художница. Я ей завидую: она увидела цветок — села и нарисовала его. Я не могу сыграть цветок просто так, я должна с режиссером решить, какой это цветок, из чего он растет, в какую сторону тянется и так далее. Есть профессии очень зависимые друг от друга: актер не может быть без режиссера, как и режиссер без актера, потому что это их средства выражения. И необходимо найти своего режиссера, понятного для тебя, который даст тебе школу. У нас на сегодняшний день педагогов, которые владеют школой, очень мало, это дефицитная профессия. Технику давать легче, но на технике можно сыграть Интересно работать с любым режиссером, если это интересный человек и у вас происходит энергетический обмен. Я с удовольствием работала с Романом Виктюком в Русской драме, играла в его «Даме без камелий», «Уроке музыки» Петрушевской. Работала с Борисом Эриным, с Владимиром Ненашевым, с Ириной Молостовой, с Алексеем Петровым. Из украинских режиссеров — с Виталием Малаховым, с Алексеем Лисовцом, с Юрием Одиноким, со своим «Девочки» с Левого БерегаНа Левом берегу у меня был такой безумный наплыв работ, что даже не могу выделить Ксения Николаева и Анатолий Ященко играют в «Так закончилосьлето» женатую пару у которой однажды все возьми и разлетись Были роли, которые сейчас я сыграла бы Отказываться — нехорошоХороший актер должен сыграть и козу, и короля. А если ты еще и достаточно умный, то всегда понимаешь, какая роль твоя, а какая нет. Я стараюсь не браться за «не мои» роли, хотя на сегодняшний день могу сыграть все. Вот вы покупаете ткань, лежат рулоны, но вы же берете эту, а не ту, вам не подходит расцветка, фактура ткани, и к лицу не очень, вы не возьмете ее, если есть возможность выбора. У вас в магазине такая возможность есть, а у нас в театре — нет. Я могу сказать режиссеру, что то, что он мне предложил, я играть не буду, это мне неинтересно, да и он сам мне не нравится… Я могу отказаться, но для этого нужно проработать много лет в театре, и вообще отказываться — нехорошо, это твое поражение в Играть « |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке