|
Александр Кобзарь: 03 декабря 2009«Я хочу чувствовать себя не исполнителем роли, а творцом»Беседовала Марыся Никитюк Фото Андрея Божка
Спектакль «Лолита» Андрея Билоуса в театре на Левом берегу Днепра откровенно скучноват. Может, Владимиру Набокову он и не противоречит, однако и глубины его не передает, карты набоковские не раскрывает. Но есть в постановке одна потрясающая сцена с Александром Кобзарем в роли растлителя и паяца, антипода и трагического визави Гумберта — драматурга Куилти. Эпизодическая сцена, которая вдруг высвечивает ярким пятном настоящего Набокова — чувственного, эпатажного интеллектуала, размышляющего с беспристрастием ученого о человеческих пороках. За несколько минут сценического времени Александру Кобзарю удается создатьобъемный образ болезненного, безнравственного, агонизирующего кровавого паяца и лицедея. Со свинцовыми синяками под глазами, с безумным оскалом, с горящим порочным блеском во взгляде Куилти носится по сцене, распахнув халат, бежит по кругу в бешенной пляске — прямо навстречу выстрелу. Если бы весь спектакль содержал подобный накал страстей, присущих роману Набокова, это была бы во всех смыслах примечательная постановка. Те роли, в которые Александр привносит себя по максимуму, не остаются незамеченными, потому что актеру удается наполнять собой персонажей, делая их объемными и харизматичными. Так рождаются личности на грани: обаятельные безумцы. Александр может быть и прекрасным характерным героем, он — фактурный актер. Сейчас помимо театра он много снимается: «Право на помилование», «Правила угона, „Притяжение“, „Отряд“ и пр. Женат, имеет двоих детей.
А как ты пришел к актерству? Я никогда не думал, что стану актером, в планах этого не было. Учился в школе в Нежине, У нас были замечательные педагоги, которые и привили любовь к театру: Оксана и Владимир Маляренко, выпускники Молостовой, работающие тогда с Олегом Липцыным. Именно они показали, что есть захватывающий театр, возили нас в Киев на постановки Романа Виктюка в Русскую драму («Дама без камелий»), на невероятные спектакли Олега Липцына. Я помню первый спектакль, который я увидел, это была виктюковская «Дама без камелий» с Адой Роговцевой и Димой Лаленковым. Тогда я даже представить себе не мог, что пройдет 15 лет, и Дмитрий Лаленков будет участвовать в спектакле, в котором я буду режиссером. А потом мои педагоги предложили мне поступить в Почему туда? У нас преподавал полгода на режиссерском Стас Боклан, актер Молодого театра. Меня с женой пригласили в Донецкий театр, мы думали, что лет пять поиграем, наберемся опыта, а потом вернемся в Киев. Но получилось, что мы два года там проработали, наигрались вволю — десять спектаклей в первый год и десять во второй. Там конвейер театральный: так работает администрация, что за один день можно сыграть В Нежине тоже бывает театр У меня еще был период очень интересный — Нежинский. После Донецка мы с женой работали около года в Нежине, в нежинском театре, который только недавно отстроили по случаю очередных выборов. Это был 2002 год, представляете, живописная местность: Гоголевский университет, за окнами графский пруд, графский парк и театр — красота. Тогда в театре им. Леси Украинки только ставили европакеты, а этот театр уже был «вылизан»: итальянская сантехника, мраморная лестница, в гримерках душевые. Так получилось, что мы привезли туда антрепризный спектакль, и директору этого театра настолько понравилось, что он пригласил меня остаться в качестве режиссера и актера. Я был тогда на третьем курсе режиссуры, а когда на третьем курсе тебе говорят: вот тебе театр, работай, бери, кого хочешь из актеров, имеется в виду не звезд, а моих друзей, с любых театров, то это фантастика. И я сказал — ДА! Я верил, что можно создать хороший театр не только в Киеве. Я приехал полон энтузиазма, мы позвали молодых ребят из Донецкого театра, Херсонского. И это, наверное, самый лучший период в моей творческой жизни на сегодняшний день. Мы уходили из театра в три часа ночи, в четыре, когда уже сил не было, загружались все в мою машину и ехали домой. Мы тогда сняли с женой дом, и ребята толпой жили у нас, утром вставали, завтракали и ехали на работу, и так днями напролет. Мы получали колоссальное удовольствие. Правда, потом получилась скверная ситуация с администрацией — вечный конфликт режиссера и директора: «за кем последнее слово». И меня уволили. Уволили в день театра — 27-го марта. После мы решили создать свой театр, помещения не было, но группа людей была. Это было лето, мы выпустили спектакль «Морфий» по Булгакову, играли на улице. «Морфий» был самый дорогой моему сердцу спектакль в жизни. Мы использовали много муки, много воды, огня, играли его ночью. Потом перенесли его осенью в помещение. Но со временем все распалось, потому что закончились деньги. В то время нас привлекал один театр, который был таким маяком, на который должно было ровняться, это Береговский театр Аттилы Виднянского. Я очень хотел создать А осенью у меня началась сессия в Киеве, и мы вернулись сюда, хоть и не хотелось. И на мой день рождения меня приняли в Театр на Левом берегу Днепра. А ты до этого вТеатре на Левом берегу Я в институте знал, что есть такой театр, и мне очень хотелось именно туда, но парадокс в другом, что я действительно ничего не видел на Левом. К тому времени, как я прослушивался, я успел посмотреть только «Мелкий бес». Но На Левом у тебя спектакли: «Лолита», «Герой», «Очередь», «Ромео и Джульетта». И все — гротескные игровые роли. Да, мне особенно нравится «Последний герой», объемная роль, но мы его редко играем, это связано с Ты работал с Эдуардом Митницким, Дмитрием Богомазовым, Алексеем Лисовцом, Андреем Билоусом, в театре какого режиссера тебе комфортнее всего? У Богомазова. В работе с ним я чувствую себя не исполнителем роли, а творцом. А есть режиссеры, которые все решают сами, не оставляя тебе люфта для творчества, для импровизации, у которых очень жесткая структура. Рождение роли должно С Билоусом, например, мы долго не могли найти общий язык, и была попытка ввода меня на роль Гумберта в «Лолиту», но не БогомазовМне очень хотелось сыграть в театре негодяев — сыграл Куилти в «Лолите». Последнюю сцену там, где я бегаю по кругу в халате, мы сделали за одну репетицию. В театре я бы еще с удовольствием сыграл мерзавцев, а в кино они мне уже приелись. В чем прелесть работы с Богомазовым или в таком ярком театре? Тебе тоже позволяют творить. Придя в театр, мне должно хотеться А к Богомазову приходишь и ты не знаешь, что ты выдашь на этой репетиции как актер, это игровая структура, полна импровизации, ты начинаешь на ходу работать с текстом. Какой текст? Мардань? Давай Марданя!
|
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке