Что видел Гоголь, сидя на берегу05 апреля 2009

Текст Марыси Никитюк

Фото Ольги Закревской

Смотреть полный фотоотчет

Первого апреля в усадьбе Николая Гоголя — Гоголево — отмечали день рождения писателя: Владислав Троицкий организовал специфический open-air и перформанс на воде. К сожалению, гуляние смогли увидеть немногие: местные жители, журналисты и театральная общественность. Три автобуса зрителей были доставлены в родные места Николая Гоголя из Киева.

Днем взорам открывались деревянные и соломенные тотемные чудовища, напоминавшие сердитых и злых жрецов майя. По берегу расхаживали колоритные актеры «ДАХа» в соломенных одеждах и носах. А с наступлением темноты начался сам перформанс.

Игорь Постолов, актер ДАХА встречает гостей Игорь Постолов, актер ДАХА встречает гостей

Гоголевско-Троицкий городок тотемных чудищ подготовленных для сожжения Гоголевско-Троицкий городок тотемных чудищ подготовленных для сожжения

Зрителей перевезли на другой берег озера, того самого, которое принимало в свои воды гоголевских утопленниц, на котором плясали черти и где водилась всякая нечисть. Все действие происходило на воде и на противоположном берегу, являясь как бы моделью мира, который мог видеть или представлять в детстве маленький Гоголь, выйдя из дому во двор ночью.

В небе висел яркий, начищенный до блеска полумесяц… и звезды… а внизу, на пирсе, врезающемся в спокойную гладь темной воды, восседала «Дахабраха», отбивая свой шаманский ритм. Вкусный густой воздух, настоящая украинская ночь и нагнетенный мистицизм уже не от Гоголя, а от Троицкого — современное искусство в основном концентрируется на атмосфере.

Дахабраха Дахабраха

Не обошлось, правда, без излишеств — как только «Дахабраха» начала петь, через все озеро в сторону зрителей поплыл экран телевизора, на котором показывали черно-белый гротескный мультик. Он отвлекал.

Три плоские деревянные фигуры плавали от берега к берегу, бесшумно скользили две лодки, в которых неподвижно восседали гоголи в масках ─ те самые петербургские чиновнички, которыми так уместно населил Троицкий свою литургию «Смерть Гоголя» на первом Гогольфесте. И все это под протяжное церковное хоровое пение.

Потом гоголи в масках и черных семинарских одеждах плыли в темноту озера и, трогательно раскачиваясь, махали на прощание руками ─ один из самых эффектных моментов перформанса. Было в этом жесте много душевной доброты, лирики и вместе с тем гоголевского черного юмора — куда уплывали наивные добрые гоголи? ─ В темноту.

В ультрафиолетовом свете зажглись кресты с могил, вереницей легких повитруль в розовых конусных юбках пронеслись актрисы — мистические образы демонического украинского фольклора. Утопленницы в красных, светящихся ультрафиолетом качелях раскачивались над водой, отбивала ритмы барабанов «Дахабраха», жгли костры, и через несколько минут страшные тотемные чудища запылали огнем, и весь соломенно-деревянный городок гоголе-троицкой фантазии был сожжен.

Агония мистического мира Агония мистического мира


Другие статьи из этого раздела
  • Всі хворіють на Гольдинера

    Homo soveticus: американська комедія & радянська трагедія
  • «Бешеная кровь». Или воспитание нетолерантностью

    В Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки режиссер и переводчик Алла Рыбикова продолжает осваивать современную немецкую драматургию. На сей раз, она поставила со студентами актерского факультета университета им. Карпенко-Карого агрессивный спектакль по пьесе немца Йенса Хиллье и турка Нуркана Ерпулата «Бешеная кровь»
  • Собор, музика та білий рояль

    Концертне виконання мюзиклу Notre Dame de Paris від майстерні Данко Йорданова в Києві
  • Черное сердце тоже болит

    Говоря о любви, о долге, о роке, о власти ─ обо все том, что будет грызть человеческое сердце до скончания мира, шекспировская драматургия действительно никогда не утратит своей актуальности. Чем дальше мы уходим от «золотого века Англии», тем ближе и понятнее нам становятся ее неумирающие страсти. Сколько бы ни было написано прекрасных новых текстов, шекспировские навсегда останутся объектом вожделения для театральных режиссеров, они же будут их испытанием на зрелость. Андрей Билоус в постановке «Ричарда» сделал ставку на психологический анализ первоисточника и неожиданно гуманистическое прочтение характеров.
  • О тех, кому принадлежит власть

    В Театре им. И.Франко выпустили долгожданную премьеру – «Эрика XIV» Августа Стриндберга в постановке художественного руководителя театра Станислава Моисеева. Идея обратиться к пьесе шведского классика возникла у режиссера еще пять лет назад, когда театром руководил Богдан Ступка, а работа над спектаклем с перерывами проходила около трех лет.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?