|
Рубрика:«Литература» / КлассикаТекст Мальвины Вороновой Я — Мария Башкирцева15 мая 2009Автопортрет
Биографическая справкаМария Константиновна Башкирцева — художница, литератор, мыслитель. Прославилась своим «Дневником», написанным на французском языке, содержащим трагическую исповедь женщины, стремящейся стать личностью и обрести славу вопреки эпохе и судьбе. Мария Башкирцева, в чьей семье соединились потомки двух старинных южноукраинских родов, родилась 11 ноября 1860 года под Полтавой, в усадьбе Гайворонцы. Мария была еще ребенком, когда ее мать, оставив мужа, переселилась к своему отцу в Харьковскую губернию. В мае 1870 года Мария с матерью, тетей и дедом отправились в путешествие по Швейцарии, Австрии, Франции, а в 1872 году семья поселилась в Ницце. Именно здесь, в 1873 году, в возрасте двенадцати лет Мария начала вести свой знаменитый дневник. Большую часть сознательной жизни Башкирцева прожила в Париже, время от времени выезжая с семьей в Италию или в Россию — в Москву, Систематического образования Мария Башкирцева не получила, но, будучи незаурядной и волевой личностью, занималась самообразованием, не только самостоятельно восполняя недостающие знания, но и оригинально осмысляя их. В 1873 году она окончила трехлетний курс лицея за пять месяцев. Мария Башкирцева знала латынь, древнегреческий и несколько европейских языков. В оригинале читала древних авторов, изучая историю и философию. Занималась рисованием и пением, играла на нескольких инструментах: рояле, гитаре, арфе, мандолине. Ей пророчили славу оперной певицы, но в 1876 году начался туберкулезный процесс, В 1877 году Мария Башкирцева твердо решила посвятить себя живописи, поступив в мастерскую Р. Жюлиана в Париже. Р. Жюлиан и Р. Флери были поражены ее работоспособностью. В 1879 году она оканчивает курс, который был рассчитан на семь лет. В «Дневнике» неоднократно звучит мысль о том, что у нее очень мало времени, она ничего не успевает, и нужно торопиться научиться всему. Несколько раз она выставляла свои работы в Салоне художников (1880 и 1881 годы); известность ей принесли картины «Жан и Жак» (1883) и «Митинг» (1884). Ее художественное наследие состоит из 150 картин, 200 рисунков, акварелей и скульптур. Частично оно было представлено на выставках весной 1885 года в Париже, зимой 1887 года в Амстердаме и в 1929 году в СССР. Сейчас ее картины находятся в музеях Афин, Амстердама, Вены, Ниццы, Парижа, Чикаго, а также в музеях Саратова, Днепропетровска, Красноярска и в Третьяковской галерее. Недосказанность судьбы Марии Башкирцевой бросает свой отсвет на ее полотна, придавая им своеобразное очарование; их этическая ценность превышает эстетическую. Эту точку зрения можно оспаривать или принимать, но безусловно одно — бессмертие, о котором мечтала Башкирцева, принесли ей не картины, а ее «Дневник». Ни одному из ее многочисленных талантов не дано было расцвести и развиться в полной мере, и пока Мария Башкирцева в отчаянии писала в «Дневнике» о своем несовершенстве и безвестности, незаметно для себя она творила свою будущую славу. Впервые «Дневник» был издан в 1887 году, над его редактированием и сокращением работал французский литератор Андрэ Терье. Качество его работы оценивается В последний год своей жизни Мария, сохраняя анонимность, ведет переписку с Ги де Мопассаном. «Я проснулась в одно утро, — записывает Мария в „Дневнике“, — с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем». Письма под разными вымышленными именами написаны ею от лица разных персонажей: восторженная почитательница, светская дама, учителишка Жорж — образец блестящей литературной мистификации, проявившей остроумие, артистизм и утонченность Башкирцевой и обнаружившей цинизм и самовлюбленность Мопассана. Умерла Мария Башкирцева в ноябре (как и родилась), в Париже, в 1884 году. В последние дни жизни она переживала о своем друге, художнике Жюле Я — моя героиняШокирует в Марии Башкирцевой — откровенное самолюбование, извиняет его — ее ум. Если первые страницы «Дневника» являют тщеславную, эгоистичную и эгоцентричную юную особу, то на глазах читателя она превращается в проницательного, острого, беспощадного, бескомпромиссного исследователя собственного «я». Да, она действительно была своей героиней. Подобно Фриде Кало, она писала о себе, потому что только себя знала настолько хорошо. Подобно Марселю Прусту, она изучала малейшие колебания собственной души, чтобы найти путь к искусству. Мария не ошиблась, когда написала, что этот дневник, написанный с литературной тщательностью, характерной для жанра дневника, но и с интимной искренностью, присущей личному дневнику, станет уникальным источником открытой души. Мария Башкирцева была своей героиней, потому что была бесконечно одинока в своей оригинальности. Дома ее обожали, боготворили, но между нею и близкими была непроницаемая стена ее острого, холодного ума, непостижимой для окружающих неудовлетворенности и неженского стремления к мировой известности. Мне часто говорят, что я — хорошенькая, но я считаю себя всего лишь миловидной… мне хотелось бы стать ЛИЧНОСТЬЮ. 1873 … Я сама своя героиня… было бы странно унижать себя из ложной скромности. Ведь унижают себя на словах только тогда, когда, в сущности, вполне уверены в своей высоте. 1874 Я знаю человека, который меня любит, понимает, жалеет, полагает жизнь на то, чтобы сделать меня счастливою, который готов для меня на все и который никогда не изменит мне, хотя и изменял прежде. И этот человек ― я САМА. 1876 Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем. 1876 Женщина, которая пишет, и женщина, которую я описываю, — две вещи разные… Я записываю, анализирую!.. Страдают, плачут, радуются моя гордость, мое самолюбие, мои интересы, моя кожа, мои глаза, но Я при этом только наблюдаю, чтобы записать, рассказать и холодно обсудить все эти ужасные несчастия, как Гулливер смотрел на своих лилипутов. 1877 … С кем посоветоваться? Кто будет искренен, кто сумеет разобрать дело?.. Это опять будешь ты, мой единственный друг, ты будешь по крайней мере искренна, и ты любишь меня. Да, я люблю себя, одна я!!! 1883
Я — тщеславнаМария Башкирцева была атипичной для своего времени, пола, среды, круга. Она была амбициозна, тщеславна, трудолюбива, самостоятельна. Она не принадлежала своему времени, не соответствовала своему полу и не отвечала своей среде. Возможно, поначалу ее тщеславие было самого женского толка — блистать в свете. Но со временем переросло в стремление личности самореализоваться и оставить по себе след в истории. Поступив в школу живописи, она работала с короткими перерывами по Я прежде всего честолюбива и тщеславна. Приходится сказать, что такое создание любят только потому, что хорошенько не знают его (!) 1876 Выйти замуж и иметь детей? Но это может сделать каждая прачка! Но чего же я хочу? О! Вы отлично знаете. Я хочу славы (!) 1876 Тщеславие! Тщеславие! Тщеславие!.. Что не произведено тщеславием, произведено страстями. Страсти и тщеславие — вот единственные владыки мира (!) 1876 … Хорошо или дурно я делаю, бросая мою молодость в жертву своему честолюбию, которое… Словом, соберу ли я хоть процент с затраченного капитала? 1883 Я — моя надеждаЖенщин, бросивших вызов мужскому миру, в мировой культуре не так уж много. Еще меньше тех, которые бросили вызов своей природе. Ни на кого не полагаться, стремиться реализоваться в профессии, не растрачивать время — таковы были отнюдь не женские принципы юной Марии Башкирцевой. Она очень рано поняла, что все зависит лишь от нее самой. Марина Цветаева посвятила ее памяти свой «Вечерний альбом». Острый мужской ум и готовность брать ответственность за свою судьбу были присущи обеим этим выдающимся женщинам. Обе были чрезвычайно горды, обе не умели просить. Обе не были осенены житейской любовью и счастьем. Обе не терпели земной дисгармонии. Обе полагались только на собственные силы. Каждая превыше всего ставила свое дело. Ни одна не боялась громко говорить о своем призвании и предназначении. Я хотела бы обладать талантом всех авторов, вместе взятых, чтобы выразить всю бездну моего отчаяния, моего оскорбленного самолюбия, всех моих неудовлетворенных желаний. 1875 Я погружаюсь в серьезное чтение и с отчаянием вижу, как мало я знаю. Мне кажется, что я никогда не буду знать все это. Я завидую ученым ― желтым, сухим и противным… 1876 Я ненавижу себя, потому что не оправдала ни одной из своих надежд. Я обманулась. 1877
Живопись приводит меня в отчаяние! Потому что я обладаю данными для того, чтобы создавать чудеса, а между тем, я в отношении знаний ничтожнее первой встречной уличной девчонки, у которой заметили способности и которую посылают в школу. 1877 Это ужасно — стремиться рисовать как мастер по прошествии шести недель учения. 1877 В мастерской все исчезает; тут не имеешь ни имени, ни фамилии; тут перестаешь быть дочерью своей матери, тут всякий сам по себе, каждая личность имеет перед собой искусство, и ничего более. 1877 Обыкновенно родные и все окружающие не признают гения великих людей… У нас, напротив, слишком высоко ценят меня, так что, пожалуй, не удивились бы, если бы я написала картину величиной с плот Медузы и если бы мне дали орден Почетного Легиона. Уж не есть ли это дурной знак… надеюсь, что нет. 1878 Я не вижу впереди ничего… ничего, кроме живописи. Если бы я стала великой художницей, это заменило бы для меня все, тогда я имела бы право (перед самой собой) иметь чувства, убеждения, я не чувствовала бы презрения к себе, записывая сюда все свои треволнения (!) 1878 Я — аристократкаАристократизм Башкирцевой был скорее интеллектуального и эстетического, нежели социального толка. По происхождению она аристократкой не была. Но в ней жило поразительное чувство формы. Ее раздражала ее мать, которая казалась ей недостаточно сдержанной и умной. Она любила свою тетку, но отмечала, что та дурно одета. Ей нравилось, чтобы в доме было убрано, богато и уютно. Ее эстетизм иногда сближался с эстетизмом О. Уайльда, одевающего нищего в декоративно красивое тряпье. Башкирцева тоже считала, что хуже нет мещанской середины — либо поэзия нищеты, либо поэзия роскоши. Ее сдержанность и гордость делали ее аристократкой в глазах окружающих. Многие принимали это за надменность. На самом деле это была подлинная высота интеллекта. Я аристократка… я вижу больше прелести в старом шелке, в потерпевшей от времени позолоте, в сломанных колоннах и арабесках, чем в богатом, но безвкусном, бьющем в глаза убранстве… одежда должна быть до известной степени небрежна… но между благородной небрежностью и небрежностью бедности такая большая разница… 1873 Беспорядок в доме очень огорчает меня; все эти мелочи в службе, комнаты без мебели, этот вид … Лучше быть одетой нищей, чем мещанкой. В конце концов, у меня несчастная натура: мне хотелось бы гармонии во всех мелочах жизни; часто вещи, которые считаются элегантными и красивыми, шокируют меня Никто не хочет верить в мою застенчивость, а между тем она легко объясняется избытком гордости… Я чувствую настоящий страх, ужас и отчаяние, когда приходится просить — нужно, чтобы люди сами предложили мне. 1883
Я — женщинаФеномен Башкирцевой заключается в соединении мужского и женского начал. Внешне она была чрезвычайно женственна. Она не преувеличивала, когда писала, что выглядит цветущей. Мягкие линии женских форм, здоровый цвет лица, красивые волосы. Она любила изысканно одеваться, каждая складка на платье или шали имели для нее значения. Была экстравагантна, сама делала замысловатые шляпы и, гуляя по городу, удивляла ими прохожих. Когда она заболела, то утешала себя, что будет «драпироваться» в кружева, и будет все равно красива. Однако чем больше внешне она становилась женщиной, тем сильнее, строже, острее становился мужской стержень ее внутренней жизни. Прежде ее красоты и эффектности окружающим бросалась в глаза ее воля, сила характера и ум. Она не была феминисткой, хоть теперь ее и причисляют к этому движению. Ей нравилось быть женщиной, но при одном условии, чтобы, оставаясь собой, чувствовать себя в пределах мужского мира свободной. Какое это великое чувство — сознавать, что тобой восхищаются за Обжорство в женщине ― уродство, но любить хорошо поесть — необходимость, как ум, как хорошие платья, не говоря уже о том, что тонкая и простая пища поддерживает свежесть кожи и округлость форм. Доказательство — мое тело. 1876 У меня женского только и есть, что оболочка, и оболочка чертовски женственная; что же касается остального, то оно совсем другое. Это не я говорю, потому что я представляю себе, что все женщины такие же, как я. 1877 Я ничего не прошу, потому что женщина уже обладает всем, чем должна обладать, но я ропщу на то, что я женщина, потому что во мне женского разве только одна кожа. 1877 Люди потому стыдятся своей наготы, что не считают себя совершенными… Разве можно устоять и не показать Чего мне страстно хочется, так это возможности свободно гулять одной… останавливаться у художественных витрин, входить в церкви, музеи, по вечерам гулять по старинным улицам… свобода, без которой нельзя сделаться художницей… я бешусь, что я женщина! Я хочу соорудить себе парик и самый простой костюм, я сделаюсь уродом, но буду свободна, как мужчина. Мысль скована вследствие этого глупого, раздражающего стеснения; даже переодетая и обезображенная я свободна только наполовину: ходить одной женщине всегда опасно. 1879 Я — красиваОна любовалась собой, как любовалось бы картиной или скульптурой. Если поначалу и может показаться, что Башкирцева каждую секунду ловит собственное отражение в зеркалах, то в дальнейшем это ощущение рассеивается. Или, во всяком случае, становится понятным и даже Подобно многим Художникам и эстетам она считала, что в гармоничной личности равно все должно быть прекрасно. Совершенно не случайно она употребляет слово «драпировать». Каждое ее появление — миниатюрное представление для окружающих, которое должно отложиться в памяти других живописным актом демонстрации красоты. Я всегда предпочитаю верить тому, что приятнее, и потому предпочитаю верить, что я красива. 1873 Я не дурна собой, я даже красива, да, скорее красива; я очень хорошо сложена, как статуя, у меня прекрасные волосы… 1873
Когда я утомлена или рассержена, я вовсе некрасива, даже скорее безобразна. Я расцветаю от счастья, как цветок от солнца. 1874 … Я тоненькая, хотя с вполне развившимися формами, замечательно стройная, пожалуй, даже слишком, я сравниваю себя со всеми статуями и не нахожу такой стройности и таких широких бедер, как у меня… 1876 Если я так хорошо собой, как я говорю, отчего меня не любят? На меня смотрят, в меня влюбляются. Но меня не любят! Меня, которая так нуждается в любви (!) 1876 Я — |
2007–2024 © teatre.com.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.com.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке