Полтавское театральное пространство ожидает «Деконструкция»03 марта 2015

 

Текст Богданы Орлеановой

Фото Татьяны Ивановой

 

Динамично развивающийся мир с его новыми технологиями требует от человека сверхактивности, что в свою очередь порождает склонность к замкнутости, снижение уровня сочувствия к окружающим. Эти процессы находят отклик в современном театре, который стремится найти новые формы, подходы, заставляет сопереживать, выбивает человека из его «зоны комфорта» и старается вывести на диалог.

Долгое время Полтава находилась в состоянии театрального анабиоза, а выбор зрителя в большинстве случаев ограничивался двумя академическими государственными театрами. Так, в репертуарном театре города сохраняется верность традициям, но нет места эксперименту. Однако за последние несколько лет театральное пространство города расширяется, появляются новые интересные коллективы, которые постепенно заполняют  существующий театральный вакуум. В 2012 году в Полтаве была создана театральная лаборатория «ПолТеЛа». Ее руководитель – Ирина Гарец, драматург, финалист  многих драматургических конкурсов. Лаборатория занимается популяризацией современной украинской драматургии, регулярно проводит читки пьес. Показательно, что «ПолТеЛа», как и другие альтернативные театральные коллективы в городе, находится на самообеспечении, они чаще всего ограничены в возможностях, но выступления этих коллективов находят своих зрителей, и поэтому имеют право на существование, наравне с государственными театрами. Возникшие творческие коллективы нуждаются не только в финансировании, но и в информационной поддержке, в обучении. Поскольку реформирование театральной сферы  в Украине происходит очень медленно, а развитие созданных коллективов необходимо, руководитель «ПолТеЛа» Ирина Гарец,  совместно с театром De Facto (руководитель Роза Саркисян, Харьков) запускают новый образовательный проект «Деконструкция».

На протяжении года, один раз в месяц, в Полтаву будут приезжать современные драматурги, режиссеры, актеры, которые будут проводить семинары, мастер-классы, тренинги. Будущие семинары и мастер-классы направлены  на разрушение стереотипов, на переосмысление. Известные и успешные режиссеры познакомят с новыми подходами и техниками в режиссуре, поделятся прогрессивным опытом. Драматурги представят новые имена, расскажут о темах, которые поднимают современники, о новых течениях и видах драматургии. Актеры проведут мастер-классы, расскажут о работе с известными режиссерами, как в Украине, так и за рубежом.

В сотрудничестве с энтузиастами из  интернет-сообщества «Полтава Театральная», которые уже нескольких лет самоотверженно и бескорыстно знакомят Полтаву с интересными альтернативными театральными постановками, проект намерен построить новое театральное пространство, которое бы удовлетворяло культурно-духовные потребности большинства жителей  города.  

В рамках проекта уже состоялся актерский тренинг от Розы Саркисян – «Звук. Ритм. Жест». Участники имели возможность получить эксклюзивный мастер-класс: как работать в ритме, работать в пространстве, проживать пространство. Роза показала упражнения на освобождение от зажимов, взаимообмен энергией, учила вступать в диалог с партнером, со зрителем. Потому что только в диалоге  можно решить любую проблему.



Другие статьи из этого раздела
  • С любовью к театру…

    Несмотря на то, что в наше «осведомленное» время почти не осталось загадок, и мы сами лишили нашу жизнь сакрального смысла, существует территория, где еще сохраняется Тайна. Это — Театр. Театральный дух в меньшей степени связан с тем, о чем пишет критика, с хорошей и плохой драматургией, с конкуренцией (или ее печальным отсутствием) режиссеров, с коммерцией и экспериментами театральных менеджеров
  • Один день у «Кімнаті»

    Із репетицій Театру в кімнаті, 2013– 2014 роки
  • Британская сцена: картина из осколков

    Четко сказать, что популярно в Англии, сложно, но у британского театра есть одна яркая особенность — он логоцентричен. Здесь много говорят. В Роял Корт (Royal Court Theatre) так и сказали: «Могут десять минут только трепаться» — дает о себе знать непрерывающаяся со времен самого Шекспира драматургическая традиция.
  • Алексей Лисовец. Гуманистический императив

    Когда я ставлю спектакль, я ставлю его для зрителя, которым являюсь я сам. И если на прогоне, когда я смотрю уже в сотый раз, у меня ослабевает внимание, я останавливаюсь и начинаю думать, чего не хватает, где я потерял зрителя — но на самом деле я потерял себя. Понятия «и так пройдет» для меня не было и не будет никогда. Лучше не позориться
  • «Останній романтик» Ромео Кастеллуччі: «Театр витісняє дійсність»

    Вистави провокативного італійця Ромео Кастеллуччі часто сповнені жорстокості та апокаліптичних мотивів, але завжди змістовні і неймовірно прекрасні. Володарю численних нагород, куратору театральної секції Венеційської бієнале (2005), співкерівнику Авіньйонського фестивалю (2008), йому завжди раді на найбільших театральних форумах світу. Так, і цьогоріч вистава Кастелуччі «Проект J . Про концепцію Лику Сина Божого» стала чи не центральною подією Чеховського фестивалю. Днями вона буде показана в Авіньйоні. Не менший резонанс від цього спектаклю очікується восени на Вроцлавському фесті «Діалог»…

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?